Руслан Арсланов: Давайте подключать уже нашего эксперта к разговору. Анастасия Семенова: Да. Руслан Арсланов: Дмитрий Качалов с нами – тренер школы безопасности «Стоп Угроза» из Мурманска. Дмитрий, здравствуйте! Добро пожаловать! Дмитрий Качалов: Руслан, Анастасия, здравствуйте! Очень рад вас слышать. Руслан Арсланов: Да, взаимно. Дмитрий, расскажите. Ну вот, если мы перешли к такой истории... Анастасия Семенова: А может быть, мы от Александра вот оттолкнемся? Руслан Арсланов: Вот как раз и хочу, да, задать этот вопрос. Какие обязательные условия для безопасности детей должны быть в городе? На что должны обращать городские власти, когда строят детские площадки и какие-то еще места скопления детей? Дмитрий Качалов: Слушайте, ну родители в ваших даже интервью очень четко называют такую штуку, как безопасный маршрут. И во всех школах сейчас, я знаю, как правило, вешаются карты, где безопасные маршруты пути в школу указаны. И это очень серьезно прорабатывается. То есть экспертное сообщество, городские власти, они эти маршруты прорабатывают. И родителям важно не просто знать словосочетание, но и ознакомиться с тем, чтобы вывешивают школы у себя в учебном заведении. Потому что они, как правило, очень хорошо продуманы. Это маршруты, где минимум пешеходных переходов, где это людные и освещенные места. Ну и все же не стоит забывать и свой собственный опыт. То есть с детьми необходимо по этим маршрутам проходить, показывать им, каким образом двигаться. Но кроме этого, еще важно детям обозначать, где на этих безопасных маршрутах есть так называемые «места безопасности» и что это такое. Вот, к сожалению, об этом родители с детьми не говорят. Они только говорят, что «ты идешь по этому маршруту из школы домой. В общем-то, все будет хорошо». Но вдруг, если к ребенку в этот момент кто-то посторонний, незнакомый человек подойдет и начнет, например, его хватать и куда-то тащить. Что будет делать ребенок? Куда он будет бежать? Что он будет кричать? Как он должен действовать? Эти моменты, к сожалению, родители упускают из виду. И дети остаются в растерянности, не зная, как себя вести. Вот, наверное, это самое главное. А вот касательно инфраструктуры, здесь все регулируется градостроительными планами. И там все не так уж и плохо, если честно. Руслан Арсланов: А вот безопасные места. Ну и в нашем, кстати, опросе зрители в основном говорили про правила дорожного движения. Вот это было как таким важным аспектом. А вы сейчас сказали, ну и мы уже обсуждали, что много еще моментов, которые стоит обсудить. Расскажите про места безопасности. Что они из себя представляют и от чего они могут защитить ребенка на безопасном маршруте? Дмитрий Качалов: Смотрите, у ребенка возникает какая-то проблема: неважно, это пьяный, неадекватный взрослый, толпа сверстников, которые хотят что-нибудь отнять или причинить какой-то вред. И в этом случае ребенку нужно следовать простейшим алгоритмам действий. То есть родители объясняют, что, если вдруг к тебе кто-то пристает, у тебя есть два главных оружия: это громкий крик, быстрые ноги. Если ты начинаешь громко сообщать окружающему миру о том, какая опасность тебе грозит – то есть не просто орать там изо всех сил, потому что со стороны это будет казаться на невоспитанное поведение ребенка, – а сообщать о том, что этот незнакомый человек тебя трогает. То есть образно, кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!» Или: «Отстаньте! Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!» Как правило, в 90% случаев этого достаточно, чтобы незнакомый человек отстал от ребенка. И сразу же начинать увеличивать дистанцию. Увеличивая дистанцию, ребенок убегает в места безопасности – это любое место, где работают люди, зарабатывают деньги. То есть это любой магазин, аптека, банк, шиномонтаж, кафе, там не знаю, пекарни. И так далее, и так далее. То есть место, где люди зарабатывают деньги, находятся на рабочем месте. Забегая внутрь, ребенок обращается к любому человеку из персонала, объясняет ситуацию четко, ничего не выдумывая, говорит: «За мной гонится незнакомый человек. Помогите!» И этого достаточно, чтобы взрослый человек начал ему помогать. И когда с ребенком по безопасному маршруту родители проходят (они проходят его не один раз, естественно), они фиксируют эти места безопасности. Например, «Вот видишь, аптека – можно зайти туда. Вот банк – забежим туда». Потому что дети, к сожалению, не всегда это понимают. Анастасия Семенова: Дмитрий, а у меня тут... Я недавно (просто мне так стало интересно) провела свой опрос среди детей своих друзей. И начала им задавать вопрос: «А ты знаешь, где ты живешь?» Ну, адрес. И большинство детей, которым даже уже и 10, и 12 лет, очень затруднительно – «Ну...» – начали так очень вспоминать. То есть, а должны ли мы ребенку (родители) сказать, что «ты должен знать адрес, квартиру». Ну, разные бывают ситуации. Руслан Арсланов: Номер телефона на всякий случай. Анастасия Семенова: Хотя бы номер телефона. Про номер телефона: «Ну как? Она же у меня есть в телефоне, мама. Вот я ей позвоню». Хорошо. А если у тебя телефон – ты потерял или у тебя его украли, как быть? Руслан Арсланов: Сядет. Анастасия Семенова: С какого возраста мы должны этому научить ребенка? Дмитрий Качалов: Вы все верно говорит. На самом деле до первого класса дети, как правило, находятся под присмотром взрослых, поэтому они особо этими вещами не занимаются. Их этому родители крайне редко обучают. Хотя, если по правде сказать, там 90% детей знает свой адрес, знают, как зовут маму, папу. И, в принципе, знают, где они работают. Ну, тоже в зависимости от ребенка. Телефон – это абсолютно то, что точно ребенок должен выучить наизусть. Единственный вариант, когда, например, у нас в школе безопасности мы разрешаем не учить телефон, если вы готовы сделать ребенку татуировку с этим номером телефона и никогда не будете его менять, тогда можно его не учить. А так он должен быть у ребенка в голове. Потому что вы все правильно сказали: ребенка могут остановить, отобрать телефон. Телефон может выпасть во время бега, потеряться. И вот в этом случае ребенок, заходя в место безопасности, опять же сообщает о том, что у него есть проблема. Просит мобильный телефон у персонала. Звонит маме и папе и сообщает о том, где он находится и что с ним случилось. Это очень правильное решение. И еще важно понимать, что из места безопасности, если ребенок там оказался, он уходит только в двух случаях, в двух вариантах. Первый вариант: с родителями. Второй вариант: с полицией. Ни с какими добровольными помощниками, ни с кем из этого места безопасности, если он оказался в ситуации, когда на него кто-то нападал, кто-то к нему приставал, он уже уходить не должен. Это ребенку нужно прямо внушить эту мысль, он должен как бы ее зафиксировать. И я еще очень прошу родителей не просто разговаривать с детьми, а отрабатывать все эти алгоритмы поведения. Анастасия Семенова: Вот! Дмитрий Качалов: Отрабатывать обращение к взрослым чужим. Даже просто спросить время на улице – это уже будет тренингом для ребенка, и он в случае опасной ситуации сможет это сделать. Потому что, когда мы на словах учим, вот я вас могу сейчас в прямом эфире учить, как играть в баскетбол. Я могу вам десятки часов рассказывать, как вести мяч, как закидывать его в кольцо. Но дам вам мяч, и вы этого сделать не сможете, потому что не было практической работы. Анастасия Семенова: Практики. Угу. Дмитрий Качалов: А вот нам она крайне важна и с точки зрения изучения безопасности. Анастасия Семенова: А вот часто бывает, что ребенок вот прям то, что вот вы сказали про проработку, ребенок теряется. Когда стрессовая ситуация, прям он даже не может, он не может. Он говорит: «Помоги... Помогите...» Как научить, что все-таки «кричи»? Это тоже прям надо с ним отрабатывать? Ну, как говорится, если ты придешь на площадку и начнешь кричать «Помогите!», ну, знаете, потом может это и не сработать. Дмитрий Качалов: Ну, вы ... возьмите. На самом деле дети, например, которые занимаются в театральных студиях и в разных драмкружках, с этими зажимами у них нет проблем. Они легко включают громкий голос, легко орут, потому что есть некий навык работы с голосом. Если ваш ребенок не хочет ходить туда или вы не видите в этом необходимости, вы можете хотя бы на улице с ним поотрабатывать там громко петь песни на детской площадке. Ну, просто спойте веселую детскую песенку, да, там. Или станцуйте вместе с ним. То есть наша с вами задача – снять эти зажимы, те комплексы, которые у ребенка появляются со временем. Мы же, как взрослые, всегда что говорим там? «Не кричи», «Веди себя тише», «Не будь таким громким» ... Анастасия Семенова: «Ну что ты кричишь?» Дмитрий Качалов: И дети, к сожалению, становятся вот такими вот зажатыми. Анастасия Семенова: Забитыми. Дмитрий Качалов: И в случае стрессовой ситуации у них это не срабатывает. А вот вышли в лес – поорали. Просто поорали в небо там, да. Руслан Арсланов: Эхо послушали. Дмитрий Качалов: Вышли на детскую площадку, спели песню: сначала тихо, потом погромче. И вот, пожалуйста, вам простейшие... Анастасия Семенова: Ну, через игру, опять же, да. Угу. Руслан Арсланов: Дмитрий, у нас минутка осталась буквально. Но вопрос не могу этот не задать: как научить этому всему ребенка, но при этом не напугать его ужасно, что везде опасность. Как это сделать? Дмитрий Качалов: Смотрите. Мы с вами не пугаем детей. Мы учим быть их осторожными. Мы же, когда с вами учим детей переходить дорогу, мы же не пугаем их, что: «Все! Тебя обязательно собьют!» Мы говорим, что «есть ситуация опасности. Ты подошел, посмотрел налево». Причем очень важно ребенка, подводя к дороге, взять его за голову и налево повернуть ... голову. Потом идем прямо. Взять его за голову и направо ее повернуть... Анастасия Семенова: Вот я тебя поверну. Руслан Арсланов: Ну, понятно. Все это такая... такая... Дмитрий Качалов: ... прятал мобильный телефон, не смотрел в него. Это очень важно! Руслан Арсланов: Включение такое в формате игры, да, наверное? Анастасия Семенова: Дмитрий, блестяще! Руслан Арсланов: Добавляя туда игру, веселье. И все это в таком формате. Дмитрий, спасибо вам большое! Анастасия Семенова: Спасибо вам! Руслан Арсланов: Видно, что вы действительно опытный человек. И благодаря вам в том числе, я думаю, что дети в безопасности себя чувствуют и комфортно ощущают себя в городской среде. Дмитрий Качалов, тренер школы безопасности «Стоп Угроза», город Мурманск. Анастасия Семенова: И делаем выводы, что всех детей нужно отдавать в театральные школы. Ура! Руслан Арсланов: Наконец-то! Нашелся повод официальный. Анастасия Семенова: Да. Далее новости.