Анастасия Семенова: Наталья Хакимова у нас с нами на связи, юрист по вопросам ЖКХ. Наталья, здравствуйте, доброе утро. Руслан Арсланов: Здравствуйте, Наталья. Наталья Хакимова: Доброе утро. Анастасия Семенова: Как правильно вообще проводить обслуживание? Потому что кто-то пишет, что плита с 1965 года, кто-то говорит, что и мошенники приходят... Давайте ответим на все вопросы. Какие есть точки, на которые стоит обратить внимание, если к вам пришли с проверкой? Наталья Хакимова: Смотрите, для начала, конечно же, надо помнить, что у нас ответственность за состояние газового оборудования всегда лежит на собственнике. Если вы приобрели, например, недвижимое имущество и вы не понимаете, какого года у вас плита, у вас нет документов, то, конечно же, нужно либо при заключении договора опять же с газораспределительной организацией пригласить их к себе, для того чтобы они определили вообще состояние вашего газового оборудования... Поскольку опять же договоры вот с этой газораспределительной организацией именно на техническое обслуживание газового оборудования должны быть заключены у всех собственников, это дополнительный договор, не относящийся к поставке газа абсолютно. И тогда уже приедут, посмотрят все, это будет ваша заявка, и по вашей заявке приедут. В случае, если в принципе к вам пришли, постучали в дверь и, например, говорят: «Здравствуйте, мы из горгаза», – во-первых, мы всегда обращаем внимание на то, что должно быть уведомление. Обязательно газораспределительная компания предупреждает заранее, если это обычная техническая проверка и нет никакой аварии. Второе. Обращайте внимание на удостоверение. Да, вы правильно сказали, что удостоверение можно сейчас подделать, любые документы подделывают. Но помимо прочего, что должно быть удостоверение, должна быть фирменная одежда, должны при себе иметь название, вот это все должно соответствовать тому, что у вас написано в договоре, который у вас заключен с газораспределительной организацией. И можно просто позвонить в газораспределительную организацию и спросить: «У вас работает вот такой сотрудник или нет?» И соответственно, это хотя бы как-то предупредит то, что к вам пришел мошенник. Ну и всегда у нас после того, как проведено какое-то обслуживание просто техническое, рассказывают, как обращаться с газовой плитой и с газовым вашим оборудованием, и обязательно составляется акт о выполненных работах. И самое что еще интересное, денег с вас за это не берут. Вы по этому договору оплачиваете раз в год за техническое обслуживание вашего оборудования. Анастасия Семенова: Наталья, вот такой вопрос из Оренбургской области: «Приходил слесарь, делал ТО, услуга в платежке обошлась в 2 100 рублей. Это считается освидетельствованием плиты или нет?» За что платим деньги тогда за ТО вот это самое? Наталья Хакимова: Техническое обслуживание проводится как минимум раз в год, т. е., соответственно, за то, что к вам пришли, посмотрели, что у вас все в порядке, все проверили... У них есть прямо перечень работ, который они осуществляют при техническом обслуживании. Проверили, все сделали – вот за это оплачивается вот эта сумма. Она не включается в стоимость за оплату газа. Руслан Арсланов: То есть это отдельная статья, которая должна проходить. Наталья Хакимова: Отдельная цена, совершенно верно. То, что мы нажгли газ по счетчику, это мы отдельно оплачиваем, а это отдельный договор и отдельная оплата раз в год. Анастасия Семенова: Все пишут о том, что нельзя впускать людей без предупреждения. Например, если вас в этот день не оказалось дома, когда проходила проверка, как-то можно сообщить, сказать: «Ну вот я находился на работе, я живу один, придите ко мне, пожалуйста, в такой-то день»? Руслан Арсланов: В другой день. Наталья Хакимова: Конечно, заранее можно позвонить, я думаю, можно договориться, в любом случае работа бывает разная, мы не всегда можем просто взять и отпроситься, поэтому эти вопросы нужно решать заранее. Тем более уведомление о том, что придут к вам с технической проверкой, не сиюминутно вывешивается, и эти вопросы нужно урегулировать, непосредственно позвонив, связавшись со своей компанией. Руслан Арсланов: Наталья, а можно ли позвонить просто в свою компанию, которая обслуживает газовое оборудование у тебя в доме, у тебя в квартире, и попросить их, чтобы они пришли в какой-то определенный момент? То есть не ждать вот этих объявлений, не подменяться на работе, чтобы быть дома, когда они приходят, а просто... Анастасия Семенова: Пойдут ли вам на уступки? Руслан Арсланов: ...самому пойти проявить эту инициативу, сказать: «Вот вы в этом году еще не проверяли, можете прийти». Есть такая практика, это возможно? Наталья Хакимова: Позвонить возможно, но не факт, что вам скажут, что «да, мы давайте сейчас придем», потому что у них тоже выделены на это определенные и временны́е, и человеко-ресурсы, которые приходят к нам за этим обслуживанием. Единственный момент, что, да, например, уведомление пришло вам там за 2 недели, а вы в отпуске в этот момент. В таком случае можно заблаговременно просто позвонить в свою распределительную компанию и уточнить: «Вот меня в этот момент не будет – возможно ли как-то уточнить, когда у нас будет проверка, для того чтобы нам не пропустить?» Потому что если мы не впустили человека, который пришел к нам из газораспределительной организации, не предупредили, никак не уведомили, на это могут наложить штраф. Но опять же, штраф накладывают не сами газовики. Анастасия Семенова: А кто? Наталья Хакимова: Штраф у нас Государственная жилищная инспекция, т. е. они передают данные. У них нет полномочий, у газораспределительной компании, накладывать штрафы. Анастасия Семенова: Но у нас даже не про штрафы пишут, Наталья, а попробуй их не пусти: «Оставляют записки с угрозами отключения газа», – из Оренбургской области. Наталья Хакимова: Смотрите, они имеют право, если вы уклоняетесь от проверки, уклоняетесь от заключения договора, который должен быть заключен в обязательном порядке, они имеют право ограничить поставку газа, совершенно верно. Потому что газ – это источник повышенной опасности, мы все это прекрасно понимаем... Анастасия Семенова: Да, конечно. Наталья Хакимова: Может случиться аварийная ситуация, и поэтому таким образом они просто предупреждают какие-то несчастные случаи. Но это уведомление о том, что они отключат вас, приходит за 40 дней, т. е. они за 40 дней предупреждают, что «граждане, если вы сейчас не заключите договор или не пустите нас на проверку, то мы вас отключим от газовой системы, не будем поставлять вам газ». Анастасия Семенова: Тут много вопросов. Купила, например, квартиру-вторичку, был другой собственник, теперь я. Я сама должна сказать, что я теперь новый собственник и мне нужно перезаключить договор? Я должна позвонить и сообщить, да? Наталья Хакимова: Да, совершенно верно. Вы едете в газораспределительную компанию со своими документами, подтверждающими, правоустанавливающими на квартиру, и перезаключаете договор. Руслан Арсланов: И они должны оценить, я правильно понимаю, то оборудование, которое у меня есть, сколько лет моей плите и т. д.? Наталья Хакимова: Ну конечно, да. Руслан Арсланов: Просто многие пишут о том, что не знают, сколько лет плите, потому что купили квартиру, она стояла... Наталья Хакимова: По идее, должны быть документы на оборудование. Мы всегда храним документы на плиту, мы храним документы на наш котел, если у нас он стоит и у нас отапливается полностью помещение газом, например, а не только плита. У нас должны быть эти документы. Либо они должны быть, так как мы перезаключаем договор на себя, от предыдущего собственника, и у них должны данные эти оставаться, потому что именно по этому объекту. Анастасия Семенова: Из Свердловской области: «К нам однажды пришли «специалисты газовой службы» с удостоверениями. После их ухода я как-то засомневалась и позвонила в газовую службу. Оказалось, они когда-то там работали и у них после увольнения остались удостоверения». Если человек узнал, что, по сути, к нему пришли мошенники, что делать? Куда звонить? Полиция? Наталья Хакимова: Если он никаким образом не пострадал, допустим, просто убедился в том, что ничего не... Анастасия Семенова: Ну как, это же мошенники, ведь могут на следующий день прийти и к соседу, мы же не знаем... Наталья Хакимова: Можно обратиться в правоохранительные органы, это первый рычаг, куда нужно звонить в таких случаях. Анастасия Семенова: Спасибо вам большое! Наталья Хакимова с нами была на связи, юрист по вопросам ЖКХ.