Безопасный аттракцион
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/bezopasnyi-attrakcion-77589.html
Анастасия Семенова: Андрей Петренко с нами на связи, судебный и технический эксперт индустрии развлечений и отдыха. Андрей, доброе утро, здравствуйте.
Андрей Петренко: Доброе утро, Анастасия, доброе утро, Антон.
Антон Липовский: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, вот телезритель сказал, что если открыто, все работает, значит, все хорошо.
Антон Липовский: Можно доверять профессионалам.
Анастасия Семенова: Можно ли доверять?
Андрей Петренко: Конечно. Я слышал эфир, очень много говорили о том, как же определить, проходил ли обязательные процедуры аттракцион. Очень просто: уже 2 или 3 года действует постановление № 1939 о государственной регистрации аттракциона. Подходя на аттракцион, если вы увидите номерной знак, как на автомобиле, то, значит, аттракцион проходил обязательные процедуры и был зарегистрирован в установленном порядке.
Анастасия Семенова: Вот мы когда начали говорить, что 80% аттракционов больше 10 лет, сколько вообще, не знаю, колесо обозрения...
Антон Липовский: Срок эксплуатации есть какой-то регламентный?
Андрей Петренко: Ну смотрите, на самом деле, если обратиться к истории, то в советское время, я очень много выяснял по этому вопросу, оказалось, что срок службы не был каким-то параметром долговечности и надежности – это был экономический показатель, т. е. с таким сроком службы можно было загрузить производство одно, второе, третье.
И в мире есть много примеров, и в России в том числе: например, в Вене есть самое старое колесо обозрения в парке Пратер, которое было изготовлено в 1897 году. У нас есть аттракционы, которые изготовлены в 1956 году, я знаю, в 1976-м и т. д. При качественном, своевременном техническом обслуживании, проведении ежегодной оценки технического состояния аттракцион может проработать очень долго.
Антон Липовский: То есть никакого строгого регламента нет, есть именно состояние на данный момент и техническое обслуживание, правильно?
Андрей Петренко: Да. И еще нужно руководствоваться эксплуатационной документацией, в которой изготовитель указывает все необходимые требования, которые нужно соблюдать. Если он написал, что, соблюдая, заменяя какие-то детали, можно продлевать этот срок службы.
Анастасия Семенова: Грубо говоря, ТО такое, техническое обслуживание аттракциона.
Андрей Петренко: Да, такое глобальное, может быть, даже с заменой каких-то изношенных деталей, часто независимо от состояния они просто подлежат замене.
Антон Липовский: Андрей, а вот мы с Настей в дискуссию вступили по поводу того, можно ли у входа, например, на аттракцион запрашивать вот такие какие-то документы и т. д., если, например, родитель очень переживает, для того чтобы убедиться. Вот я с этим не сталкивался...
Андрей Петренко: Честно скажу, относительно, по-моему, Антон, вы были правы: когда большая очередь, то вы поймите сами, что это невозможно сделать. Сейчас на каждом аттракционе помимо номерного знака есть наклейка, которую выдает испытательная лаборатория, которая проводит проверку, или делает сам эксплуатант. На ней написано, кто, когда, какой аттракцион, заводской номер; дата выпуска, дата проведения технического осмотра и дата следующего технического осмотра указаны в этой наклейке.
Анастасия Семенова: А, т. е. сам родитель может, проходя мимо, все это и посмотреть, пока ребенок стоит в очереди?
Андрей Петренко: Да, конечно.
Анастасия Семенова: Отлично.
Но часто бывает, ну вот если колесо обозрения, нам даже писали, застрял, что-то случилось, и долго действительно...
Антон Липовский: Полтора часа.
Анастасия Семенова: Полтора часа люди находятся на высоте. Какая-то служба... ? Аварии случаются, это все...
Антон Липовский: Как это решается?
Анастасия Семенова: Как это решается? Почему так долго?
Андрей Петренко: Смотрите, здесь нужно понимать, что нештатная ситуация, особенно связанная с погодными условиями или отключением электроэнергии, – нужно понимать, что это нормальное явление, как во всех механизмах, оборудовании, в транспортных средствах и т. д. Производитель при проектировании аттракциона учитывает такие ситуации, поэтому, например, колесо обозрения чем больше диаметром, тем дольше возможна эвакуация.
Но, как правило, например, большие колеса обозрения, 35, 40, 50, 70, 80 и больше, имеют дополнительные аварийные источники питания, поэтому, если отключается свет, включается автоматический генератор и движение аттракциона продолжает происходить.
Если же происходит какая-то условно поломка или датчики безопасности сработали, происходит остановка, и персонал, который обучен, который ежегодно проходит обучение, стажировки, в т. ч. как отрабатывать аварийную ситуацию, они быстро и эффективно все делают, эвакуируют, и, соответственно, никто не пострадает.
Почему долго? Потому что сложность конструкции аттракциона, принципа работы, поэтому это может занимать какое-то длительное время.
Анастасия Семенова: Просто такая огромная махина, поэтому так долго.
Андрей, вот вы сами сказали про испытательную лабораторию. Как проходит до запуска? Например, чаще всего в сезон, вот сейчас аттракционы все открываются, что, есть люди, которые проверяют, катаются по тридцать раз? Как проходит это все? Как запускается?
Андрей Петренко: Ну вот я сейчас нахожусь в одном из парков, мы запускаем новые аттракционы на площадке, т. е. частично манекены, частично мешки с песком. Согласно руководству по эксплуатации, где изготовитель расписал нам условия испытаний, после монтажа аттракциона (мы говорим о новых аттракционах, которые только монтируются сейчас) они проходят испытания, после этого проходят осмотр.
И после этого электролаборатория проводит проверку электрооборудования, комиссия проверяет состояние всех элементов и узлов, в т. ч. эксперты проверяют, получают акт технического освидетельствования, пакет документов отдается в Гостехнадзор. Гостехнадзор выезжает, еще раз проверяет, смотрит, после этого выдает допуск, выдает талон, выдает номерной знак – все, аттракцион запустили.
Если аттракцион уже стоит и эксплуатируется какое-то время, то ежегодно приезжает испытательная лаборатория, эксперты проводят также испытания, проводят также осмотр всех узлов и элементов, а после этого аттракцион допускается в эксплуатацию. Документы сдаются в Гостехнадзор, Гостехнадзор подтверждает, что дальнейшая регистрация действует, и этот аттракцион вводится в эксплуатацию.
Помимо этого, каждый день технический персонал проводит осмотр каждого аттракциона с пробными запусками и оператор дублирует второй раз. Он уже не так глубоко, как технический персонал, проводит проверку, он тоже проверяет основные узлы и детали, тоже еще раз запускает аттракцион. После этого аттракцион считается допущенным к эксплуатации на день.
Антон Липовский: Андрей, если можно, коротко, у нас совсем просто мало времени остается. Не могу не спросить про батуты, которые порой располагаются, казалось бы, в стихийных местах, и, насколько я понимаю, там бывают проблемы с насосной станцией. Не раз родители жаловались на различных форумах о том, что дети получают травмы, т. е. сами батуты спускаются (эти огромные надувные замки и т. д.). Это вообще как-то регламентируется, работа вот таких аттракционов?
Андрей Петренко: Конечно: точно так же регистрируется, точно так же проверяется. И здесь дам совет: прежде чем отдать своего ребенка на такой батут, посмотрите на его внешний вид, стоит ли вокруг него ограждение, грязный он, полуспущенный или надутый, как ведет себя оператор, есть ли номерной знак Гостехнадзора... Только после того, когда вас ничего не смущает, можно принять решение отдать туда ребенка.
Антон Липовский: Хорошо, спасибо!
Анастасия Семенова: Отлично! Спасибо большое!
Андрей Петренко был с нами на связи, судебный и технический эксперт индустрии развлечений и отдыха.
Мы продолжим обсуждать уже новую тему после выпуска новостей.