Антон Липовский: Юрий Владимирович Шитиков с нами на связи, руководитель отделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям по Москве и Московской области. Сейчас мы зададим все вопросы, вы можете подключаться, звоните также задавайте вопросы свои. Юрий, здравствуйте, мы вас приветствуем. Вера Круглова: Здравствуйте, Юрий. Юрий Шитиков: Здравствуйте. Антон Липовский: Ну вот мы сейчас услышали историю. У меня всегда вопрос. Как бы мы ни готовили своих детей, в такой ситуации (а она, безусловно, шоковая, стрессовая) ребенок может забыть про все алгоритмы, которые мы обговаривали. И хорошо, здесь были рядом взрослые, а если их нет?.. Вот как правильно все-таки психологически повлиять на ребенка, чтобы... ? Я не знаю, вообще возможно ли это, на стрессоустойчивость повлиять? Вера Круглова: Или нужно постоянно контролировать? Юрий Шитиков: На самом деле родители отвечают и за жизнь, и за здоровье ребенка, и контроль должен быть постоянен. Маленький возраст – это визуальный контроль. Каждый родитель, наверное, сам решает, с какого момента что-то надо поменять. Чуть постарше, может быть, какие-то программы, родительский контроль, родители видят, где находится ребенок, можно ограничить ему какие-то зоны в этой программе, выходя из которых, родитель будет получать тревожный сигнал. Ну и совсем подростки, там, наверное, такого уж контроля невозможно сделать, потому что дети взрослеют, дети большие. Но доверительные отношения, когда есть контакт между родителями, когда дети не стесняются поговорить с родителями на ту или другую тему, обсудить какие-то моменты и родители их слышат и понимают, это уже хорошо. Потому что основная масса детей, которых мы ищем, – это все-таки самовольный уход из дома, как раз это подростки возраста 12 и старше. Вера Круглова: Юрий, вот вы сказали о подростках, и хочется в этой связи узнать. Для подростков не всегда авторитетом является родитель, часто бывает такое, что не выстроены какие-то взаимоотношения, и находятся во внешней среде какие-то люди, те же сверстники, и не всегда это позитивные лидеры бывают, которые могут куда-то увести, что-то там предложить попробовать такое, что не нужно пробовать... Как научить своего ребенка отказывать в таких ситуациях, для того чтобы он имел какую-то такую внутреннюю силу сказать «нет»? Юрий Шитиков: Во-первых, то, что родители не авторитет, я бы с этим не согласился... Вера Круглова: Я сказала, что не всегда, бывает такое. Антон Липовский: В силу возраста и особенностей. Юрий Шитиков: Да. Наверное, начиная с какого-то маленького совсем возраста наша организация занимается профилактикой, детской профилактикой. Мы ходим в школы, рассказываем, почему надо сказать «нет», какие взрослые плохие, какие хорошие... В том плане, кого есть смысл остерегаться... Потому что мы постоянно сталкиваемся, идем в школу, навстречу нам сто человек идет, и они не могут быть плохими, а когда к ребенку обращается взрослый, о чем-то просит, что-то предлагает, это уже опасность, и здесь надо детей с маленького возраста учить говорить «нет», уходить от контакта. Это воспитание. Я хотел сказать еще. По моему мнению, большое количество уходов подростков – это вина все-таки родителей. Нам порой не хватает времени, работа, какие-то другие занятия, просто поговорить с ребенком, узнать, чем он живет, какие у него потребности. Мы часто приходим к тому, что говорим: «Нет, еще рано, вот подрастешь, станет тебе 18 лет, тогда делай что хочешь». Часто пользуемся запретами: раз запретили, второй раз запретили... Он живет в какой-то своей среде, в среде друзей, еще что-то, и кто-то что-то делает, а ему мы постоянно если запрещаем, он в конце концов уйдет, он отключит телефон и пойдет это сделает, те вещи, которые мы как родители считаем, что еще рано ему, и на которые наложен запрет. Поэтому надо доверять детям, надо с ними общаться... Надо любить ребенка, тогда будет все хорошо. Если будет любая какая-то непонятная ситуация, вы будете о ней знать. Антон Липовский: Я не могу не спросить про зону доверия. Смотрите, вот такое сообщение про безопасный отдых: «Купаться в советское время меня лично отец без спроса не отпускал. Я была единственная дочка в семье, и беспокоились за меня родители неимоверно. Отец говорил, заходя со мной в пруд, так: «Пять шагов отплыла от меня и обратно». Все возмущения были бесполезны. И это тоже как бы перебор, до сих пор плавать так и не научилась». Вот где та тонкая грань, где родительский контроль переходит в какой-то тотальный контроль и ребенок уже не чувствует своей индивидуальности? Вера Круглова: Нарушение свободы даже какой-то. Антон Липовский: Вот как понять? Юрий Шитиков: Маленькие дети и водоем без родителей несовместимы. Когда дети уже подрастают... Просто надо научить правилам купания детей, тогда будет проще. Вера Круглова: Научить плавать, чтобы он с этой точки зрения как-то был в безопасности. Антон Липовский: А какие еще правила? Вера Круглова: Научить элементарно, как себя вести на водоеме, что не заплывать за буйки, покрывать, я не знаю, голову от солнца, как минимум чтобы не получить солнечный удар... Наверное, такие вещи ребенок просто должен знать и уметь? Юрий Шитиков: Самое важное правило – это не купаться в незнакомых местах. В воде нельзя играть в какие-то такие игры, толкать друг друга. Вера Круглова: Рассказать о том, что дно тоже может быть опасным, что оно тоже может таить опасность, особенно если оно незнакомое. Юрий Шитиков: Если мы купаемся в местах, которые у нас разрешены для купания, эти места проверены, здесь нет никакого опасения. Единственное, не заплывать далеко, ну и родителям контролировать, если это дети маленькие. Многие родители сейчас поступают таким образом, чтобы научить ребенка своего плавать, – отдают элементарно в бассейн: они походили год, они умеют держаться на воде, они не боятся воды, и все проходит нормально. Антон Липовский: Ну вот мы сказали про полузаброшенные объекты... Юрий Шитиков: Да. Сейчас у нас все дети уходят на летние каникулы, многие едут на дачи к бабушкам, к дедушкам и вот именно активно общаются с природой. Как раз здесь надо детей научить правильно общаться с водой, выбирать правильные места... Антон Липовский: ...потому что там их контролировать практически невозможно, они находятся на природе. Юрий Шитиков: Да. Они разбежались на целый день, как правило, т. е. пришли, покушали, опять куда-то ушли... Здесь только воспитание и объяснить. Антон Липовский: Непростая тема, это правда, мы это все прекрасно понимаем. Спасибо большое!