Анна Белоглазкина: Борис Григорьев. Здравствуйте. Борис Григорьев: Здравствуйте, доброе утро. Антон Липовский: Здравствуйте. Анна Белоглазкина: Расскажите, что же вы думаете по этому поводу, неужели действительно скоро гипермаркетов у нас не станет и все мы будем закупаться только онлайн? Борис Григорьев: Я думаю, нет. Потому что понятно всем, что после пандемии мы все пришли в «цифру», мы все пришли к тому, что нам могут привезти товары к двери, и потихонечку эти сервисы от крупных мегаполисов развиваются до, скажем так, каждого дома в деревне, в удаленном месте жительства... И мало того, нам эту функцию, эту услугу активно рекламируют и предлагают, что «не надо выходить из дома, заказывайте-заказывайте». Но будет определенный отыгрыш, он уже начинается: по последним данным, примерно на 3–4% опять возрос спрос на посещение торговых центров. Люди начинают немножечко возвращаться в гипермаркеты, в торговые центры, потому что все-таки начинают считать. Знакомство с новым каналом продвижения всегда приводит к тому, что мы немножко радуемся тому удобству, которое есть, радуемся скидкам, которые мы там получаем, и не всегда можем действительно с калькулятором в руках сесть и посчитать свою реальную выгоду. Но в какой-то момент, смотря на бюджет семейный, на остатки в тумбочке, понимаешь, что никакой реальной экономии мы не получили оттого, что мы стали использовать доставку в том или ином виде. Поэтому люди начинают возвращаться в магазины, где они могут сами, в ручном режиме смотреть, сравнить, оценить, взвесить, обдумать и потрогать товар. Это первая часть. Вторая часть. Здесь надо разделять товары, которые упакованы, стандартизированные товары, которых какое-то время было очень много у нас. Их, конечно, проще покупать с доставкой, потому что никакой разницы, где ты их купишь, практически нет, ты не можешь этот товар посмотреть, осмотреть, как-то с ним что-то сделать, он упакован. Это практически вся группа непродовольственных товаров и часть продовольственных товаров, которые длительного хранения, их можно смело закупать с доставкой. А вот товары, которым, скажем так, мы любим посмотреть в глаза, насколько свежая рыба, мясо, крупы как выглядят и т. д., фрукты, – это товарные группы, конечно, нам очень хочется самим выбирать, и мало кто любит доверять закупщику вот эту функцию, отобрать для себя вот тот самый перчик, который тебе нравится, который на тебя посмотрел. И вот эти вот объемные закупки таких развесных товаров, конечно, будут оставаться в гипермаркетах. Есть и третий пункт. Конечно, есть перекосы, что иногда цены в магазине у дома, в дискаунтере, могут быть ниже, но это тоже зависит от товарной группы и от качества того товара, который тебе предлагают. В гипермаркетах обычно товары качественнее, чем в магазинах-дискаунтерах, они там более свежие и так далее... Антон Липовский: Да, но при этом, мне кажется, написали-то про одну и ту же группу товаров, то, что в магазине у дома дешевле, и это бывает нередко. Казалось бы. Борис Григорьев: Бывают такие перекосы. Просто мы тут с вами не сможем это проанализировать, потому что в данный момент могла быть какая-то скидка, могли быть какие-то товарные остатки и т. д. То есть это не в данных мониторинга, это наблюдения, что иногда так бывает. Да, иногда так бывает, да, иногда так случается, это рынок, иногда магазину у дома нужно что-то скорее скинуть и он снижает цены, чтобы эту товарную группу либо эту партию товара скорее продать, и это будет ниже, чем в гипермаркете. Для этого мы с вами и ходим по магазинам, мониторим цены, выбираем наиболее для себя выгодные предложения, а бизнес старается нас привлечь этими предложениями. Не секрет, что иногда снижается цена на какую-то товарную группу, чтобы привлечь человека в магазин, а он в процессе купит что-то еще, более дорогое, более выгодное для магазина. Антон Липовский: Понятно. Анна Белоглазкина: Борис, как вы считаете, какая-то трансформация ждет гипермаркеты? Потому что вот то, что я вижу, пишут аналитики в Сети, что, например, многие гипермаркеты отказываются от того, чтобы продавать бытовую технику, электронику, якобы эти товары больше не востребованы у них, и переходить больше в свежие товары, продукты, т. е. в то, чем они могут конкурировать как раз с маленькими магазинами. Борис Григорьев: Да-да-да, это ровно то, о чем я сказал в первом пункте. Все товары упакованные и непродовольственной группы из гипермаркетов будут потихонечку уходить, это уже происходит. Они пытаются замещать, занимать эти площади какими-то ивентами, какими-то кафе, ресторанами, еще чем-то. То есть трансформация идет, трансформация происходит, она будет достаточно долго происходить. Но говорить о том, что этот рынок разрушается, – нет. Практически все площади в торговых центрах сданы, вся эта бизнес-активность после пандемии вполне себе вернулась, спрос растет, потому что, скажем так, доходы населения в денежном выражении все равно продолжают расти, деловая активность растет, экономика страны, как мы знаем, прирастает. Поэтому и покупательская способность будет увеличиваться, а торговые площади в последнее время так активно, скажем так, не строятся, новые гипермаркеты. Анна Белоглазкина: Да, это интересно, потому что я когда увидела новость про то, что гипермаркеты отказываются от работы, я подумала, что же будет с этими огромными площадями возле жилых кварталов... То есть получается, что сейчас их просто занимают чем-то другим и превращают уже не столько в гипермаркет, сколько в торговый центр с разными активностями. Борис Григорьев: Ну вот есть такое ощущение, да, что... Всегда же бизнес идет на поводу у клиентов: что клиент хочет, что клиент просит, то ему и надо продавать. Если вокруг огромный спальный квартал и людям негде отдыхать, негде проводить свое время, они так или иначе придут в ту точку притяжения, в которую они регулярно заходят, и им нужно предлагать и предлагать. А там дальше, мы же видим, надо занять ребенка чем-то, надо самим как-то провести время, надо где-то отпраздновать день рождения либо какой-то праздник, потому что в новостройках, мы все знаем, уровень шума проникает на многие этажи вокруг, поэтому хочется куда-то выдвинуться... Ну вот я, честно говоря, не верю в то, что гипермаркеты... не то что не верю – мы это видим и по нашим клиентам, и по партнерам, что все у них достаточно хорошо, загрузка большая, аренда поступает, а значит, бизнес живет. Антон Липовский: Они просто трансформироваться, да, будут продолжать. Борис Григорьев: Да-да-да. Антон Липовский: Борис, не могу не задать вопрос, если можно, коротко. Все-таки сейчас такой экотренд есть определенный, да, и считается, что узкоспециализированные магазины, которые, например, занимаются только рыбой, только мясом, только молочной продукцией или только фруктами-овощами, там больше выбор и более качественная продукция, еще и поэтому люди покидают в таких больших объемах гипермаркеты. Что скажете по этому поводу? Борис Григорьев: Это очень хорошее направление, очень хорошая мечта. К сожалению, она неосуществима: я не знаю ни одного бизнеса, ни одной полноценной сетки, которая могла бы продавать монопродукт долго. Все сетки, которые продавали монопродукт, так или иначе закрылись, потому что нести издержки по одной товарной группе практически невозможно. И все это в основном желание каких-то предпринимателей, это инвестиции, это вложения, и в конечном итоге это убытки. Поэтому такие магазины будут появляться, они будут работать какое-то время, но сказать, что это тенденция и они получат очень большое развитие, экономически это, к сожалению, невозможно, потому что все это сказывается на цене, а люди все-таки хотят экономить. И все это касается каких-то очень дорогих товарных групп. Вот еще важный пункт, о котором я должен сказать: чем больше будет разнообразных товаров, о которых как раз вы говорили, у вас очень хорошие репортажи получились, подготовленная программа... Как раз когда частные предприниматели создают какой-то свой оригинальный продукт, вот его нужно будет продавать в тех же крупных магазинах, потому что локализация должна быть какая-то, и их очень сложно осуществлять в доставку, потому что их хочется посмотреть вживую, как они выглядят, товары оригинальные... Анна Белоглазкина: Да, спасибо большое, Борис! К сожалению, время этого часа подходит к концу. Антон Липовский: Спасибо вам, Борис! Анна Белоглазкина: Борис Анатольевич Григорьев, маркетолог, ответил на наши вопросы. Спасибо! Давайте подведем итоги нашего голосования. «Где чаще всего вы совершаете покупки?» – за гипермаркет проголосовало 11%, у дома закупаются 83% наших телезрителей, и онлайн – 6%. В общем-то, итоги нашего опроса говорят сами за себя. Антон Липовский: «В торговых центрах дешевле, а в палатках и на рынках в 2 раза дороже бывает», – Орехово-Зуевский район, город Куравское. Пожалуйста, вот и такое тоже. Мы вернемся в начале следующего часа: у нас серьезная такая семейная тема, генеалогическая, будем вместе разбираться.