Антон Липовский: Давайте разбираться, что же за новый формат, какие изменения. Наталья Юрьевна Маланий к нам подключается, HR-эксперт. Наталья Юрьевна, здравствуйте. Наталья Маланий: Здравствуйте. Антон Липовский: Давайте разбираться. Вот, собственно, нацпроект «Кадры», вот эти осовремененные центры занятости, – что в целом должно измениться, что уже изменилось на данный момент? Наталья Маланий: Уже изменилось то, что есть огромное количество обучений, можно пройти переквалификацию, причем очень современные темы, допустим, те же нейросети можно изучить очень быстро, легко и потом еще получить документ официальный. Поэтому возможностей очень много сейчас, было бы желание. Анастасия Семенова: А кто идет? Есть ли какая-то статистика? Кто-то если хочет переучиться, понятно, ты с нуля начинаешь. Кто-то потерял работу... И сколько действительно времени на это уходит, для поиска работы? Наталья Маланий: На самом деле статистики прямо жесткой такой не приведу сейчас. Но, как показывает моя практика с карьерными консультациями, с клиентами, это абсолютно разные люди. И сейчас поиск работы затянулся, можно искать работу от 3-х месяцев до полугода в зависимости тоже от должности, соответственно, и от желаний человека. Сейчас многие немножко потерялись, не знают, что хотят, им нужна в т. ч. помощь понять, куда двигаться, а для этого можно попробовать как раз благодаря вот этому проекту разные направления. Анастасия Семенова: То есть ты приходишь и говоришь: «Я хочу попробовать что-то новое, умею то-то, то-то, образование такое-то. Вот что вы мне можете предложить?» Это как собеседование происходит, когда ты приходишь? Антон Липовский: Дальше как процесс развивается? Наталья Маланий: Вы знаете, по-разному. Во-первых, есть вариант онлайн все сделать, кто в этом разбирается, через Госуслуги зарегистрироваться, посмотреть. Например, у меня одна знакомая просто гуглила курсы и нашла, как раз попала на этот сайт, через Госуслуги зарегистрировалась и готова уже обучаться кадровому делопроизводству. Есть, когда идут вживую, общаются, в зависимости от региона устроено, общаются с сотрудниками и те их перенаправляют, в т. ч. по вариантам курсов, как зарегистрироваться, какие документы нужно предоставить. Сейчас достаточно быстро все это через Госуслуги, максимально автоматизированно, сложностей не так много, как это было раньше. Анастасия Семенова: Но я так понимаю, что центры занятости помогают составить резюме, как себя правильно вести на собеседовании [подсказывают], да? Наталья Маланий: Безусловно. Анастасия Семенова: Они тебя ведут, как учитель ученика. Наталья Маланий: Кому нужно, ведут, да. Вот к вопросу про категории – есть люди, которые приходят в центры занятости условно для галочки, чтобы это было, но у них, например, не всегда есть желание устраиваться на работу. (Это как рассказывают работодатели, к которым приходят люди из центра занятости.) А есть люди, которые приходят и говорят: «Я сделал все возможное, но не получается – помогите, может быть, у вас есть какие-то связи в плане работы». Анастасия Семенова: «Что-то не то, готов учиться». Антон Липовский: Наталья Юрьевна, собственно, сейчас вся эта реорганизация происходит, для того чтобы повысить прежде всего эффективность, ну и, конечно же, трендами продиктовано: вы сказали, можно и переобучиться тоже по удаленке. А вот где вот эта вот красная черта, собственно, проходит между обязанностями современного центра занятости и обязанностями того, кто ищет работу? Потому что мы знаем, что некоторые специально пребывают в статусе безработного. Наталья Маланий: Вы все знаете. Анастасия Семенова: Наталья об этом аккуратно так сказала уже. Антон Липовский: Хотелось бы чуть больше понять, какая разница сейчас в новых центрах по сравнению с предыдущими, что изменилось. Анастасия Семенова: Как будут отсекать таких людей. Наталья Маланий: Хороший вопрос, как отсекать. На самом деле только количеством перебора, скорее всего, потому что это зона ответственности каждого человека. Я всегда говорю, что вы не трудоустроите человека на новую, даже самую роскошную работу, без его желания. Если у него этого желания нет, ты можешь дать ему все инструменты, но он не захочет ими пользоваться и не сможет. Собеседования те же самые все равно проходить ему самостоятельно, здесь же нет такого, что я пришел, «все, ты с сегодняшнего дня работаешь». Наверняка есть и такие должности, но если мы говорим про чуть более интересные, более высокооплачиваемые, то там обычная конкуренция. Поэтому это зона ответственности человека и перекладывать это на центр занятости либо на государство еще каким-то образом нет смысла. Антон Липовский: Ну то есть их жестко будут отсеивать тем не менее, тем более что бюджетные деньги, контроль жесткий. Скажите, а что касается вот таких категорий, как предпенсионеры, пенсионеры? Им стало проще найти работу и перепрофилироваться? А то бывает, знаете как, на бумаге написано одно, а на практике другое. Что показывает ваша практика? Наталья Маланий: По-разному, тоже зависит от конкретного предпенсионера, от конкретного человека, какой у него настрой, какой у него опыт, с чем он, как он подготовлен. Опять, кто-то приходит с позицией жертвы, «куда, кому я нужен?», здесь дольше нужно работать с этим человеком. А есть люди, которые заряжены, опытные, у которых есть энергия, несмотря на возраст, которые дадут фору молодежи, и ты думаешь: надо хватать этого человека и трудоустраивать. Поэтому по-разному бывает. Антон Липовский: А молодежи много обращается, молодых людей? Наталья Маланий: Вы знаете, есть ощущение, что не так много, потому что молодежь, как вот в интервью вашем сказали, больше через интернет, через связи. Антон Липовский: Все-таки. Наталья Маланий: Они быстрее трудоустраиваться с помощью нетворкинга, нежели в центры занятости идти. Для них это более энергозатратно. Анастасия Семенова: Да, они не любят тратить свои энергию. Антон Липовский: Новый формат. Наталья Маланий: Да. Анастасия Семенова: Мы говорим чаще всего про нас, вот кто встает, – а что говорит работодатель? Их устраивают те кандидатуры, которые предоставляет центр занятости? Мы просто со стороны соискателей [рассматриваем], а со стороны работодателей тоже нужно зайти. Наталья Маланий: Конкретно сейчас какую тенденцию я вижу? В центры занятости приходят люди, которые как раз-таки не совсем хотят работать все равно, вот бо́льшая часть, пока такая тенденция. То есть те, кто хочет работать, они идут на работные сайты и трудоустраиваются уже, либо их берут через связи, через знакомства, опять-таки передают из рук в руки, грубо говоря. Но при этом центр занятости может помочь тем, кому нужно получить допобразование безвозмездно, за счет государства, и это потрясающий шанс, которым нужно пользоваться 100%. Анастасия Семенова: Это прекрасно. Но вот, может быть, как-то вы поможете нашему телезрителю из Тюменской области: «Центр занятости после сокращения предпенсионера направил в один магазин (не будем называть какой). Там объяснили, что высшее фармацевтическое образование и 33 года стажа по профессии не помешают работать продавцом, кассиром и грузчиком». Наталья Маланий: Не помешают? То есть... Антон Липовский: Намекнули, скажем так. Анастасия Семенова: Ведь есть высшее фармацевтическое образование, т. е. распределили в магазин кассиром, т. е. не по профессии направили человека. Наталья Маланий: Поняла. Антон Липовский: Ниже запрашиваемого уровня. Анастасия Семенова: Да. Что делать? Наталья Маланий: Да, к сожалению, такое тоже встречается. Как говорится, какие вакансии в наличии, такие и даем. Ну как? Как есть. Анастасия Семенова: А, т. е. то, что есть, то и предлагают? Наталья Маланий: Конечно. Анастасия Семенова: Но ты имеешь право отказаться? Наталья Маланий: Конечно-конечно. Раньше было, по-моему, три раза можно отказаться было, сейчас, может быть, что-то поменяли с февраля... Имеешь право. Как, не дерево: не нравится – уходи, ищи самостоятельно. Тебе предлагают свои ресурсы, ты этими ресурсами либо пользуешься, либо нет. Анастасия Семенова: Отлично. Спасибо большое! Антон Липовский: Ладно. Спасибо вам большое! Наталья Юрьевна Маланий с нами была на связи, HR-эксперт.