Мария Карпова: Мы вас спрашиваем, имели ли вы опыт такого путешествия. Петр Кузнецов: Это правда. Мария Карпова: Как раз написали наши телезрители из Удмуртии: «В прошлом году на теплоходе «Владимир Маяковский» ходили до Петербурга». Почему-то добавили: «Приятный балаганчик». Это как будто бы все-таки какое-то... Петр Кузнецов: Про Маяковского. Мария Карпова: Ну... Петр Кузнецов: Это в стиле Маяковского. Мария Карпова: Я понимаю, но в каком контексте... Мне кажется, что все-таки понравилось путешествие. Петр Кузнецов: «Приятный балаганчик»? Мария Карпова: В хорошем смысле приятный. Петр Кузнецов: Слушай, ну это такой... я извиняюсь за это слово... турецкий вайб такой, это тоже «приятный балаганчик», когда русский отель в Турции. Мария Карпова: Да. Как раз из Санкт-Петербурга наш эксперт Анна Лебедева, руководитель отдела маркетинга и рекламы судоходной компании. Анна, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Анна Лебедева: … Мария Карпова: Анна, мы вас, к сожалению, не слышим. Петр Кузнецов: А мы вас не слышим. «Пу-пу!» – здесь должен быть гудок пароходный. Анна Лебедева: Доброе утро. Петр Кузнецов: Да, вот, все, прекрасно. Анна Лебедева: Слышно? Петр Кузнецов: Да. Мария Карпова: Да, слышно. Анна Лебедева: Отлично. Доброе утро, Мария, Петр! Из Петербурга. Сегодня я не на набережной Невы, потому что погода чуть-чуть не позволяет, у нас снежно, наверное, так же, как в Москве, но уже совсем скоро, в выходные, у нас потеплеет... Мария Карпова: Да вы что? В Питере и плохая погода? Да не может быть, Анна! Анна Лебедева: Эта неделя, к сожалению, немножко нас расстроила, хотя в этом году навигацию на прекрасной Неве мы начали уже в конце марта. Мария Карпова: Анна, в прошлом году, если уж мы заговорили про навигацию, пассажиропоток на межрегиональных речных круизах в Петербурге вырос почти в 2 раза. Петр Кузнецов: Прекрасные показатели. Мария Карпова: Какие ожидания от этого сезона? Анна Лебедева: Вы все-таки говорите о межрегиональном сообщении, это значит для нашего города, что больше приезжает туристов со всей нашей страны, соответственно, они же будут посещать водные прогулки по рекам и каналам, по нашей замечательной Неве и путешествовать в пригороды к фонтанам Петергофа или в Кронштадт в парк «Остров фортов», крепость Орешек и т. д. Именно этим занимается наша компания. Мария Карпова: Поэтому говорить сейчас о ранних бронированиях тоже, наверное, не имеет смысла, потому что обычно туристы, приезжая в город, уже на месте их бронируют? Или тоже есть какой-то процент туристов, которые делают это заранее? Я, кстати, где-то читала, что это как раз касается речных путешествий, что туристы, которые планируют свой отпуск провести на воде, как раз все очень заранее планируют, еще с зимы, например. Анна Лебедева: Мария, вы абсолютно правы. Если речь идет о круизах по рекам России, о межрегиональных путешествиях, бронирования осуществляются, конечно же, заранее, потому что мы с этим рынком достаточно близко работаем. А что касается водных прогулок по рекам и каналам Петербурга, то, конечно же, глубина продаж не такая большая. То есть туристы, приезжая в город, наслаждаясь отдыхом, видя прекрасную погоду солнечную, и даже в принципе в такие дни, как сегодня, катаются именно туристы, потому что прогулки по рекам и каналам – это такой must do в списке каждого туриста, посещающего Петербург. Если говорить о том, есть ли раннее бронирование, – конечно, есть, потому что мы открыли, например, свои продажи еще в конце прошлого года, и уже те, кто планируют путешествие в Петербург, они точно знают, что хотят прокатиться по рекам и каналам, они покупали путешествия на нашем сайте. Петр Кузнецов: Но при этом вот здесь есть сообщение из Волгограда по поводу брони от телезрительницы. Понятно, что это не именно к вашему направлению, просто прокомментируйте, но это иначе как претензией не назовешь: «Пыталась в феврале что-то подобрать на конец мая – июнь, и ничего. Выбора кают уже нет, а стоянки в городах на один-два часа и менее. Что можно посмотреть за это время?» Тут не называется, что за направление, маршрут. Неправильно составленные программы, да? То есть тут два момента на самом деле в вопросе: и то, что уже сейчас ничего не найти по нужному направлению, и то, что вот программа не устраивает, если даже нашел. Анна Лебедева: Смотрите, на самом деле, так как вы сейчас обсуждаете с телезрителями все-таки путешествия между городами России по рекам, я в целом тоже эксперт в этой сфере, потому что 9 лет проработала в круизном бизнесе. Что могу сказать? Бронировать круизы стоит сильно заблаговременно, особенно в текущий момент, когда за рубеж путешествия ограничены и по рекам России путешествия сейчас являются прямо таким суперпопулярным трендом. Поэтому уже сейчас можно бронировать 2026 год, конец 2025 года. Что касается маршрутов, которые коллеги выстраивают, как ваш зритель пишет, стоянка 1–2 часа – это скорее исключение, потому что все-таки в рамках больших круизных путешествий (больших, я имею в виду, например, на 4 дня минимум и т. д.) стоянки предусмотрены подольше, в более крупных локациях это порядка 4–5 часов минимум, чтобы было время на экскурсию, чтобы было время на прогулку. Если 1–2 часа, то, скорее всего, речь о каком-то маршруте, где локация не такая большая, т. е. в виде небольшого городка, поселка, возможно, даже, где за это время тоже можно успеть погулять и отлично посмотреть. Петр Кузнецов: Понятно. Да, тут нужно знать, конечно. Анна Лебедева: Круиз вообще, в целом по рекам России – это отличная опция, для того чтобы посмотреть несколько мест за короткое время. Петр Кузнецов: Спасибо! Мария Карпова: Спасибо, Анна! Петр Кузнецов: Анна Лебедева, это Петербург. Спасибо. Мария Карпова: «Плавали из Тольятти в Нижний Новгород, очень понравилось, но сейчас это очень дорого». Вот даже есть фотографии этого путешествия от наших телезрителей, покажем. Вот, очень красиво. Петр Кузнецов: Ага. «Отдыхала в молодости по Енисею, другой раз по Оби и Иртышу. Теплоход и организация были отличные. Но это все из прошлого», – Кемеровская область. Мария Карпова: «Приезжайте в круиз по Енисею! Красота, лес, тундра!» Петр Кузнецов: Верим, верим. Мария Карпова: Верим. Валерия Афанасьева с нами на связи, менеджер по приему туристических групп из Астрахани. Валерия, здравствуйте. Петр Кузнецов: Уже как будто бы с палубы. Валерия Афанасьева: Здравствуйте, приветствую вас из солнечной Астрахани. У нас погода очень хорошая, теплая, в отличие от Питера, так что мы сегодня на набережной. Петр Кузнецов: Перетягиваете клиентов. Мария Карпова: Ложку дегтя все-таки можно добавлю в наш разговор, несмотря на хорошую погоду? Петр Кузнецов: Давайте, конечно. Мария Карпова: Российским речным круизам, говорят, в этом сезоне не хватает воды, потому что зима была малоснежной, из-за этого уровень воды, например, в той же Волге оказался недостаточным. Неужели туристы не увидят ваши прекрасные, замечательные, роскошные берега в этом году? Валерия Афанасьева: Нет, почему? Увидят, конечно же. Просто вся проблема в нижегородских шлюзах. Там создан специальный график для пропуска круизных судов, например, в Астрахани ожидается около 100 судозаходов. У нас навигация открывается 30 апреля и заканчивается 16 октября, так что навигация состоится, но с некоторыми изменениями в круизах, без этого сейчас никуда. Мария Карпова: Новые интересные направления, что бы вы отметили? Валерия Афанасьева: Если из Астрахани, в мае состоится круиз в Санкт-Петербург с посещением Карелии. Это очень интересный круиз, туристы посетят все города по Волге практически, зайдут в Карелию, увидят знаменитый парк «Рускеала», будет двухдневная стоянка в Санкт-Петербурге. Это один из таких новых круизов из Астрахани, он очень интересен. И конечно же, будут круизы до Перми, до Волгограда, до Самары, до Москвы – выбор разнообразен. Мария Карпова: Еще есть возможность забронировать путешествие? Потому что, ну действительно, ажиотаж большой у наших туристов... Петр Кузнецов: Один из основных вопросов. Валерия Афанасьева: Конечно, можно. Но забронировать лучше заблаговременно, потому что дополнительные скидки раннего бронирования. Но сейчас тоже можно забронировать круиз, места еще есть, так что ожидаем бронирований. Петр Кузнецов: Опять же, не к конкретному направлению, маршруту претензия, но я попрошу вас прокомментировать это сообщение. Москва: «Страшновато путешествовать по воде, если честно, из-за изношенности плавсредств». Мария Карпова: Отлично, да. Петр Кузнецов: Что у нас с «теплоходопарком»? Мария Карпова: С круизным флотом? Валерия Афанасьева: Сейчас в России насчитывается около 100 круизных теплоходов, изношенности никакой нет. Конечно, судам уже около 50 лет, это средний возраст, но строятся и новые суда, это теплоходы «Золотое кольцо», «Аурум», вот новый теплоход «Николай Жарков», который у нас будет ходить между Астраханью и Дагестаном... Мария Карпова: Да, кстати. Валерия Афанасьева: Конечно же, теплоход «Мустай Карим» очень такой популярный сейчас на Волге теплоход. Но, конечно, цены там более высокого класса, и теплоход класса люкс сам по себе. Мария Карпова: Действительно, ведь в 2025 году стартуют круизы между Астраханью и Дагестаном. Я просто о ценах хочу немного поговорить – там вообще цены заоблачные. Я когда увидела сегодня эту цифру на круиз... Но это по морю... Петр Кузнецов: Какая первая цифра? Мария Карпова: Четыре. Петр Кузнецов: А дальше ноль и ноль? Мария Карпова: Там дальше после четырех еще пять цифр. Петр Кузнецов: Еще пять цифр после четырех... Мария Карпова: Да, на одного человека. Петр Кузнецов: Да я на машине, наверное, как-нибудь. Мария Карпова: Что касается цен, насколько они вырастут в этом году? Потому что вроде как во всех отраслях растут цены на билеты, но тем не менее. Петр Кузнецов: Но не настолько. Валерия Афанасьева: Конечно, цены повышаются на круизы, это стоит отметить. Но, например, из Астрахани до Волгограда два дня в пути, средняя стоимость на человека начинается от 20 тысяч рублей. Цена, конечно, зависит от расположения каюты, от маршрута и вообще от самого круизного теплохода, потому что от экономкласса и до класса люкс цены разнообразные. Мария Карпова: Спасибо, Валерия! Петр Кузнецов: Спасибо! Мария Карпова: Валерия Афанасьева была с нами на связи, менеджер по приему... туристических групп. Петр Кузнецов: Что-то ты поплыла. Мария Карпова: «Мне понравилось на Волге, природа и могучая река, просто здорово!» – сообщение из Москвы. Петр Кузнецов: Нам тоже. Мы с Машей были уже 3 года назад, получается... Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Как давно это было... На теплоходе, между прочим. Мария Карпова: В командировке, да. Было очень здорово. Между прочим, я бы с удовольствием повторила. Петр Кузнецов: Если коротко, то вид, конечно, совсем другой с воды. Мария Карпова: Вот Углич – это тоже Волга, по фотографиям с путешествий наших телезрителей, вот туда я бы тоже отправилась с большим удовольствием. Виолетта Никонова с нами на связи, директор «Центра туризма и образования». Виолетта, здравствуйте. Виолетта Никонова: Доброе утро из города-курорта Самары! Мария Карпова: Виолетта, так как вы из Самары, мы вас тоже не можем не спросить про маловодье, насколько изменятся маршруты в этом году круизные. Виолетта Никонова: Как раз очень даже можете. Наша компания в этом году тоже столкнулась с этой проблемой. В связи с тем, что Городецкий шлюз имеет малую пропускную способность и низкий уровень воды, мы, например, были вынуждены поменять маршрут. В мае должен был состояться круиз Самара – Ярославль – Самара, но мы были вынуждены поменять его на прекрасный круиз в Пермь. Конечно, многие туристы остались даже рады этой замене, поскольку Кама тоже прекрасная река и Пермь чудесный город, маршрут интересный, но тем не менее были люди, которые хотели все-таки попасть в Ярославль, это Золотое кольцо, и вынуждены были отказаться и поменять даты маршрутов либо теплоходы. Мария Карпова: В последние годы действительно речные круизы пользуются огромной популярностью. Хватает ли ресурсов для всех желающих путешествовать по воде? Вот мы уже затронули тему речного флота, например. Виолетта Никонова: На данный момент в эксплуатацию выведены практически все имеющиеся теплоходы в России, даже которые ранее стояли и не работали. Спрос действительно очень высокий. На данный момент туристы спрашивают уже и готовы бронировать 2026 год, хотя мы опасаемся пока открывать продажи в связи с тем, что не ясно, какие маршруты можно будет предлагать, какой будет уровень воды. Поэтому имеет смысл в этом году выбрать еще номерной фонд, который остался, маршруты, которые остались; не так много мест уже, но еще можно что-то для себя подобрать. Вот, например, грядут майские праздники; если сильно озадачиться, можно еще найти какие-то варианты отдыха, например, на круизах выходного дня или праздничные круизы. Многие теплоходы в этом году открывают навигацию и отправляются в Волгоград, например, как наш. На теплоходах будет организован в т. ч. «Бессмертный полк» и всевозможные патриотические акции, что очень хорошо и для молодого поколения, для развития патриотизма, для того чтобы узнавали, что будет. Также круизы продолжительные стоит бронировать уже где-то на август – сентябрь, на июль практически нет мест, если только на короткие круизы. Поскольку длительные заранее бронируются, где-то за год, поэтому нужно планировать. Мария Карпова: Спасибо, Виолетта! Петр Кузнецов: Спасибо за комментарий! Мария Карпова: Виолетта Никонова была с нами на связи, директор «Центра туризма и образования». Главное, чтобы еще было доступно. Пишут, что все-таки очень дорого. Петр Кузнецов: Это правда. Мы доплыли до второго часа. Через пять минут вместе с вами обсуждаем много интересных тем, вам точно будет интересно.