Чем опасна гипогликемия
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/chem-opasna-gipoglikemiya-90498.html
Анастасия Семенова: Как всегда каждую среду, к нам приходит в гости Екатерина Анатольевна Трошина, заместитель директора Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России, директор Института клинической эндокринологии, член-корреспондент РАН. Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Доброе утро.
Екатерина Трошина: Доброе утро.
Анастасия Семенова: Мы рады вас видеть.
Говорим сегодня, что же такое гипогликемия. Что это? То есть повышенный сахар мы уже разобрались, но бывает он и...
Петр Кузнецов: Да, неделю назад как раз.
Анастасия Семенова: И нижние показатели – это тоже очень плохо, если у тебя он где-то там... ?
Екатерина Трошина: Гипогликемия – это снижение сахара в крови: «гипо» – это «снижение», «гликемия» – это «глюкоза», «снижение глюкозы», гипогликемия.
Вы знаете, с ощущениями гипогликемии сталкивался каждый из нас. Если вы задержались, не пообедали вовремя, интервал между приемами пищи достаточно большой, вы начинаете ощущать что? Чувство голода.
Петр Кузнецов: И слабость, естественно.
Анастасия Семенова: Слабость.
Екатерина Трошина: Слабость.
Анастасия Семенова: Голова не работает.
Екатерина Трошина: Иногда какая-то раздражительность. Но вот это вот чувство голода, которое знакомо абсолютно всем, – это проявление такой вот легкой гипогликемии: сахар в крови снижается. Он снижается некритично, он снижается в пределах нормальных значений, но человек уже может это ощутить.
Если же сахар в крови снижается ниже нижней границы нормы, то это называется гипогликемия, которая должна вызывать определенную тревогу.
Мы с вами встречались с состояниями гипогликемии и ощущениями гипогликемии, знаете, еще когда? Вот вы приходите в ресторан – что вам подадут сначала? Вам сначала подадут напитки.
Анастасия Семенова: Ага.
Екатерина Трошина: Это сделано не случайно: алкоголь снижает уровень сахара в крови – человек хочет кушать, человек закажет больше еды. Вот такая уловка, да...
Анастасия Семенова: Маркетинг.
Екатерина Трошина: ...основанная на физиологических особенностях человека.
Петр Кузнецов: В следующий раз меня не обманешь.
Анастасия Семенова: «Сначала мне еду, пожалуйста, а потом напитки».
Екатерина Трошина: Сначала еду. Но это вот такая иллюстрация.
На самом деле гипогликемия – это серьезная ситуация, если мы говорим о патологической гипогликемии, связанной с болезнями, связанной с проблемами в человеческом организме. И существует целый ряд заболеваний, которые чреваты этим состоянием.
В первую очередь это, конечно, сахарный диабет. Человек, болеющий сахарным диабетом, получает сахароснижающую терапию, он получает либо инсулин, либо таблетки, которые снижают уровень сахара в крови. И если неправильно рассчитать дозировку, то можно снизить сахар больше, чем это необходимо, разовьется гипогликемия.
Еще состояния, которые связаны с развитием гипогликемии напрямую, – это опухоли желудочно-кишечного тракта, опухоли поджелудочной железы, которые вырабатывают много инсулина, много, сверхмного. Такая опухоль называется инсулиномой, потому что она вырабатывает много-много инсулина неконтролируемо; инсулин выбрасывается в кровь и резко снижает уровень сахара в крови.
Когда человек испытывает гипогликемические вот такие вот эпизоды в своей жизни...
Анастасия Семенова: Потрясения.
Екатерина Трошина: ...то у него развиваются состояния, связанные, с одной стороны, со стрессом организма, с другой стороны, связанные с тем, что мозг недобирает нужного количества глюкозы. И из-за этого ощущение голода, тревоги, головной боли, головокружения, холодный липкий пот, дезориентация сознания, агрессивность, человек может вести себя неадекватно, это влияние на мозг низкого уровня сахара...
То есть все вот это вот – это проявления резкого снижения сахара в крови, и если такому человеку не помочь, он может впасть в гипогликемическую кому. Это жизнеугрожающее состояние, которое связано с низким уровнем сахара в крови.
Петр Кузнецов: Вот буквально сразу же после проявления этих симптомов, получается, или как?
Екатерина Трошина: Достаточно быстро.
По своей тяжести гипогликемия делится на легкую, средней тяжести, тяжелую. Но если мы говорим, например, про инсулиному, о которой мы уже упомянули, то все произойдет быстро: быстрый выброс инсулина – быстрое снижение глюкозы в крови – быстрое развитие этих симптомов.
Анастасия Семенова: А как мы можем помочь, если мы видим, что коллеге стало плохо?
Петр Кузнецов: Просто физически это падение в обморок, да?
Анастасия Семенова: Это тоже?
Екатерина Трошина: Все-таки сначала человек будет ощущать вот эти вот предвестники.
Петр Кузнецов: Да-да-да.
Екатерина Трошина: И вот если это происходит, нужно такого человека накормить, ему надо дать съесть т. н. быстро усваиваемые углеводы: несколько кусочков сахара, стакан сладкого сока, сладкого чая...
Анастасия Семенова: То есть можно? Конфетку все начинают предлагать.
Екатерина Трошина: Можно и нужно.
Петр Кузнецов: Откачать вот так, да.
Екатерина Трошина: Если человек потерял сознание, тогда нужно вызывать скорую помощь, безусловно.
В нашем организме могут развиваться и другие болезни, которые приводят к снижению уровня сахара в крови, кроме сахарного диабета, инсулинотерапии и приема препаратов, – например, надпочечниковая недостаточность. Есть такие органы в нашем организме, надпочечники. Они вырабатывают адреналин, норадреналин, кортизол, стероидные гормоны.
Анастасия Семенова: Ага.
Екатерина Трошина: И если функция надпочечников снижена, стероидных гормонов становится мало, а они являются контринсулярными гормонами («контр» – это «против»). Они как бы перестают выполнять свою физиологическую роль, инсулин начинает снижать глюкозу более активно. Надпочечниковая недостаточность тоже проявляется гипогликемией.
Заболевания щитовидной железы, тиреотоксикоз, когда все виды обмена веществ убыстрены, усилены, в т. ч. и обмен глюкозы.
Еще одно состояние – это заболевание печени тяжелое, цирроз печени. Метаболизм, обмен глюкозы происходит в печени, в печени запасается глюкоза, она там откладывается в виде специального вещества гликогена. И вот если у человека есть тяжелое заболевание печени, эти запасы уходят, истощаются, развивается гипогликемия.
Гипогликемия бывает у людей, которые страдают хроническим алкоголизмом. Почему? Потому что поражается печень.
Анастасия Семенова: Ага.
Екатерина Трошина: Тяжелые нарушения функции почек тоже могут приводить к гипогликемии, потому что почки выводят из нашего организма в т. ч. и глюкозу. И так далее, и так далее.
То есть гипогликемия – это очень многоликое состояние. Но пациенты с сахарным диабетом должны обязательно быть обучены и должны уметь не допускать это состояние, должны уметь его профилактизировать, поэтому так важны школы для пациентов с сахарным диабетом, поэтому так важны специальные технологии...
Анастасия Семенова: ...как действовать.
Екатерина Трошина: ...мониторинга сахара в крови. На сегодняшний день пациенты могут иметь системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови, это очень важно.
Анастасия Семенова: Помпы вот эти.
Екатерина Трошина: Да. Приборчик сам определяет с определенной периодичностью уровень сахара в крови, и регулируется доза необходимого инсулина.
Очень важно правильно хранить инсулин, очень важно правильно уметь вводить инсулин...
Анастасия Семенова: В холодильничке.
Екатерина Трошина: Да, безусловно. То есть вот это обучение, которое начинается с детских лет, с юношеских лет у людей, больных сахарным диабетом, является залогом того, что человек избежит вот этого жизнеугрожающего состояния – гипогликемии, связанной с передозировкой инсулина либо с передозировкой таблеток.
Анастасия Семенова: Можно прямо задать вопрос?
Петр Кузнецов: Да, здесь очень много хороших вопросов от наших телезрителей, давайте разберем.
Анастасия Семенова: Во-первых, сколько, какая норма уже критична, как вот вы сказали?
Петр Кузнецов: Падение.
Анастасия Семенова: Да. И часто, допустим, мы даже сами знаем, вот нам выдали направление на сдачу крови, но, допустим, нет в 8 утра, есть в 12, и человек проснулся в 6 и до 12 голодает... Даже я с этим столкнулась, у меня был показатель 3,2. Но я понимаю, почему так случилось, – потому что, наверное, я очень... Я проснулась в 4, в 12 я сдала, я не поела долго, ну и как бы организм вот так вот отблагодарил.
Петр Кузнецов: Показывает в итоге не те результаты, скажем так, нерепрезентативно.
Екатерина Трошина: Все-таки надо понимать, что уровень глюкозы в крови надо мониторировать натощак, утром натощак, а 12 дня – это уже не утро.
Анастасия Семенова: По-другому не записаться.
Екатерина Трошина: Тем не менее надо стараться делать это утром.
Что касается цифр, 3,3–5,5 миллимоль на литр – это норма в крови, которую взяли из пальчика, в капиллярной крови. Ниже, чем 3,3, – это сахар, который ниже нормы.
Человек начинает ощущать вот эти проявления снижения сахара в крови, когда уровень гликемии от 3,9 миллимоль на литр и ниже, вот ниже 3,9 уже будут вот эти вот ощущения. А вот уровень сахара 2,2 миллимоль на литр и ниже – это уже кома. То есть вот эта вот цифра, 2,2 миллимоль на литр в плазме крови, – это, по сути, уже тот сахар, когда риск развития коматозного состояния практически будет реализован.
Поэтому для больных сахарным диабетом снижение уровня сахара в крови ниже чем 3,9 – это сигнал того, что надо насторожиться и нужно либо покушать, либо изменить дозировку...
Анастасия Семенова: Пересдать, например.
Екатерина Трошина: Пересдать, но покушать. Вот в данной ситуации более высокий уровень сахара менее опасен для жизни человека, чем более низкий, вот это вот надо иметь в виду.
Петр Кузнецов: Это был ответ в т. ч. на вопрос: «Здравствуйте. Если берут кровь из вены на глюкозу, показывает 4,7, нормально ли это?» – идеально, по-моему, да, золотая середина?
Екатерина Трошина: Да-да-да.
Петр Кузнецов: Как раз этот отрезок.
И жалоба из Кемеровской области: «А у меня вот был сахар 2,4, но почему-то местные врачи лечили гипотиреоз».
Екатерина Трошина: Вероятно, у пациента был или есть гипотиреоз, это снижение функции щитовидной железы. Почему был вот такой уровень глюкозы в крови, надо разбираться, надо перепроверить, надо оценить клиническую картину в целом.
Петр Кузнецов: Ну да, в любом случае настораживают такие цифры.
Екатерина Трошина: Безусловно, насторожиться.
Анастасия Семенова: Хороший вопрос из Москвы: «Какой аппарат лучше купить для измерения сахара?» И вот мы заговорили уже об этих помпах. Сейчас люди, у которых, слава богу, нет пока сахарного диабета, но какой-то бум, что люди себе устанавливают и контролируют, проверяют, на какие продукты так или иначе реагирует организм. Это правильно? Туда ли мы движемся, Екатерина Анатольевна?
Петр Кузнецов: Смотря как часто это делать...
Анастасия Семенова: Нет, ну это же помпа, она в течение дня у тебя проверяет.
Екатерина Трошина: Понимаете, вот существуют помпы, прибор, который вводит инсулин сам и определяет уровень сахара в крови, это вот идет как бы параллельно. Мы не будем сейчас называть конкретный прибор, понимаете...
Анастасия Семенова: Не будем.
Екатерина Трошина: Их много представлено сегодня, они самые разные, с возможностями дистанционного мониторинга, с возможностями связи...
Анастасия Семенова: То есть у тебя все на телефоне, да?
Екатерина Трошина: Да. Эта помпа может передавать информацию лечащему врачу, лечащий врач может давать рекомендации...
Анастасия Семенова: Здорово!
Екатерина Трошина: Но подбирается это индивидуально, поэтому, пожалуйста, обращайтесь к врачу, и вам подберут тот прибор, который вам подходит лучше всего.
Петр Кузнецов: Валерий из Иваново, между прочим, ваш поклонник, он всегда смотрит и всегда просит вам передать все-все добрые слова на свете, которые есть...
Анастасия Семенова: Спасибо!
Екатерина Трошина: Это приятно!
Петр Кузнецов: И многие телезрители вас благодарят за экспертное мнение, за то, что все понятно. Так вот Валерий спрашивает: «Диабет может наступить после 67 лет, или это все-таки уже маловероятно?»
Екатерина Трошина: Можно наступить сахарный диабет. Как правило, речь идет о сахарном диабете II типа. Может.
Петр Кузнецов: Так что, Валерий, тоже следите за уровнем и, если что, задавайте вопросы.
Анастасия Семенова: На диспансеризацию все отправляемся.
Екатерина Трошина: Безусловно, конечно.
Петр Кузнецов: Не пропускайте по средам нашу рубрику.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Екатерина Анатольевна Трошина у нас была в гостях, заместитель директора Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России, директор Института клинической эндокринологии, член-корреспондент РАН.
Спасибо вам еще раз огромное! От телезрителей огромное количество сообщений: «Спасибо доктору!» Это очень приятно. Спасибо!
Екатерина Трошина: Спасибо!
Анастасия Семенова: Мы продолжим после новостей.