Чему не учат в школе?
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/chemu-ne-uchat-v-shkole-80444.html Мария Карпова: С нами на связи Антон Низовцев, преподаватель школы-центра педагогического мастерства, руководитель интеллектуального клуба «Сигма». Антон, здравствуйте.
Антон Липовский: Приветствуем вас.
Антон Низовцев: Доброе утро.
Мария Карпова: Антон, мы, конечно, не можем обвинить современную школу в том, что она совсем не меняется, даже в этом году в программе появились новые предметы, тот же труд. Но на ваш взгляд, насколько школа сегодня соответствует тем вызовам, которые стоят перед современными выпускниками?
Антон Низовцев: Дело в том, я хочу сказать, что школа, конечно, не в полной мере соответствует требованиям работодателей, требованиям нашего очень быстро меняющегося мира.
Мария Карпова: Да.
Антон Низовцев: Но другой вопрос в том, что я не уверен в том, что нужно делать так, чтобы она в полной мере соответствовала этим требованиям. Сейчас объясню свою мысль. Во-первых, сейчас у нас такой информационный век, и все меняется каждые 2-4 года, нейросети, вы знаете сами, все очень быстро меняется. И сложно вот так адаптировать конкретные знания за те 10 или 11 лет, что ребята учатся в школе, чтобы к концу их обучения эти знания были все еще применимы, все еще актуальны в каких-то рабочих профессиях, если мы про это говорим, или даже в ориентировании по взрослой жизни. Мне кажется, что здесь уже много раз в передаче говорили, что школа учит учиться, школа учит кругозор, и с этим российская школа действительно справляется прекрасно. И предметы различные – география, даже МХК, мировая художественная культура, они действительно позволяют ребятам смотреть на мир с разных сторон. Математика, геометрия. Я учитель математики, многие говорят: «Зачем она нужна?». Но это тоже одна сторона нашего окружающего мира. И вот это, как мне видится, более полезные навыки – действительно смотреть на мир, понимать его в разных аспектах, которые не устареют через 10 лет. Если мы сейчас сделаем, все будет максимально адаптировано, ребенок идет в первый класс, а через 10 лет вы дадите гарантию, что эти знания не будут уже 8 лет назад устаревшими? Я такой гарантии не могу дать.
Мария Карпова: Тем не менее, большинство современных исследований показывают, что сегодня в мире скорее нужно виртуозное владение так называемыми «soft skills». Именно они, якобы, являются вот этим ключом, вот этим путем к успеху молодого человека. Школьное образование сегодня соответствует этому запросу? Вот эти soft skills? Или, может быть, школа вообще не должна их преподавать? Такое мнение тоже есть.
Антон Низовцев: Я считаю, что soft skills – это, безусловно, важные навыки, для тех, кто не понимает, это не по профильным предметам навыки, а, например, коммуникация, работа в команде или что-то такое. Но во всем хороша гармония. И сейчас, как мне кажется, современная гуманная педагогика или современное образование часто слишком уходит в то, что soft skills важнее, чем hard skills, чем знания каких-то, например, инженерных вещей при подготовке инженеров. И мне кажется, что сейчас мы сталкиваемся чаще с проблемами того, что у ребят не хватает все-таки hard skills, а не soft skills, потому что я смотрю на современное поколение, на своих учеников, soft skills у ребят как-то гораздо лучше развиты, чем был развит я в их возрасте. Но во всем хороша гармония. Soft skills-школа, безусловно, развивает, предположим, развивает не до конца, но я хочу сказать, что я регулярно встречаю ребят, ко мне обращаются родители, очень образованные в том числе родители, которые могут позволить себе лучших репетиторов, у которых дети учатся на домашнем обучении. И я ни разу не видел, это мое личное мнение, может, оно не соответствует реальности, чтобы такой ребенок, который не ходит в школу, он был на уровне лучших ребят из школы. Он может еле-еле дотягивать до каких-то середнячков, но в основном я вижу то, что школу все ругают, какая она плохая, но на практике получается, что она действительно нужна детям и в социализации, и в какой-то конкурентной сфере, они смотрят, как другие ребята учатся и так далее. И вот такие дети, которые ходят в школу, они, как мне кажется, более подготовлены в жизни, сколько бы мы школу ни ругали, чем те дети, которые в школу не ходят, даже с десятью лучшими репетиторами, носителями языка и все такое. Вот это я всегда вижу по своей практике.
Антон Липовский: Да, большое количество дисциплин предлагают нам ввести, начиная с эстетики, заканчивая финансовой грамотностью. Но вот скажите, а чем вообще грозит такое рвение постоянно что-то вводить? Было очень много разговоров по поводу того, что школьники сейчас и так перегружены, все что-то вводится, вводится, почти ничего не нивелируется, при этом хотят вести даже эстетику, это нам предлагают, например.
Антон Низовцев: Эстетику хотят ввести?
Мария Карпова: Предлагают.
Антон Низовцев: Перегружены школьники в разных школах по-разному. Я могу сказать, что есть школы, в которых я не считаю, что школьники перегружены, есть школы, где действительно огромный объем работы, учитывая домашние задания, получается, наверное, больше, чем 40 часов работы у взрослого человека. Также бывают перегружены учителя. Бывает, что не хватает определенных мощностей, чтобы что-то ввести. Вот сейчас вводят предмет «Труд», например, я полностью за него, я изучал труд. Вы изучали труд в школе?
Антон Липовский: Да, конечно, а как же.
Мария Карпова: Хотела сказать: «К сожалению», но да, изучали, да-да-да. Нет, к счастью, пригодилось.
Антон Липовский: Тогда я не понимал, зачем.
Антон Низовцев: Идут дискуссионные вопросы. Мне нравился очень труд. Но вопрос в том, а сейчас адаптирована современная школа под эти классы, где у нас там раньше стояли столярные, слесарные станки, сверла, еще что-то такое, сейчас это вот везде есть или нет? Когда мы хотим что-то ввести, хочется много всего ввести. Безусловно, сетка расписания не резиновая, безусловно, количество педагогов. Хорошо, когда мы вводим какой-то предмет, что под него будет подготовленный педагог. Это количество ограничено, конечно. И, соответственно, много чего хотелось бы ввести. Мне бы тоже хотелось везде ввести основы финансовой грамотности, во всех школах, и юридической грамотности, как обязательный предмет. Но где мы найдем под это специалистов, это там такой вопрос. То есть здесь надо действовать очень аккуратно, если мы что-то вводим, то мы должны что-то отменять. А вот люди предлагают какие-то предметы в школе отменять, меня интересует.
Мария Карпова: Кстати, мы, правда, не спрашивали, будем говорить откровенно, но, тем не менее, такого нет. Но, действительно, очень много, что предлагают наши телезрители, даже правила дорожного движения преподавать, прямо все, эстетику, ту же самую этику. Но вообще получается, особенно если почитать наш СМС-портал, что как будто бы школа все должна делать. Вот она все должна преподавать, в какой-то степени взять на себя и функцию родителей, и обязанности самого молодого человека тоже приобретать какие-то навыки, обучаться чему-то.
Антон Липовский: Это правда.
Антон Низовцев: Нравственно и морально воспитывать, пока родители на работе.
Антон Липовский: Как будто мы не понимаем, зачем сама школа нужна.
Мария Карпова: Что все-таки должна и что не должна брать на себя школа?
Антон Низовцев: В идеальной модели мира, и действительно так получается, я смотрю, у хороших учителей не всегда, но так получается, она действительно помимо образования, вот hard skills она действительно дает вот эти soft skills, коммуникацию, конкуренцию, это сейчас очень важно в современном мире, творческий какой-то подход и все такое. И помимо этого, какую-то просто общую подготовку к жизни, то есть как моральное воспитание, какие-то там советы ученики часто спрашивают. И иногда им это значительно интереснее, например, как найти хорошую жену? Меня часто спрашивают ребята. И вот им это важнее, чем вся математика, что я им преподаю, возможно. То есть я думаю, что школа в идеальном случае должна действительно готовить человека не только с точки зрения обычных предметов – математика, русский, литература, но и вообще просто учителя должны передавать какой-то свой положительный опыт ребятам и как-то их готовить с моральной точки зрения ко взрослой жизни.
Мария Карпова: Спасибо.
Антон Низовцев: Я придерживаюсь такой точки зрения.
Мария Карпова: Спасибо большое, Антон.
Антон Липовский: Спасибо.
Мария Карпова: Антон Низовцев был с нами на связи, преподаватель школы-центра педагогического мастерства, руководитель интеллектуального клуба «Сигма». Спасибо за ваши сообщения, их очень много: «Базовое знание не надо адаптировать. Это базис, основа, фундамент. А новшество – это надстройка, которая и опирается на фундамент». Ну, фундамент таков, что завтра мы тоже с вами увидимся.