Что почитать?
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/chto-pochitat-85120.html
Анастасия Семенова: На связи у нас эксперт.
Руслан Арсланов: Да, давайте будем знакомиться. Марина Петровна Сергеева, заведующая Рубежинской сельской библиотекой, с нами на связи, Оренбургская область. Здравствуйте.
Марина Сергеева: Здравствуйте.
Руслан Арсланов: Здравствуйте! Мы рады вас видеть.
Скажите, пожалуйста, что чаще всего на сегодняшний день берут люди у вас в библиотеке?
Марина Сергеева: Я думаю, сколько людей, столько и предпочтений в чтении. Вот я сейчас тоже внимательно слушала – всем разные вещи нравятся. Кто-то...
У нас большой популярностью пользуются исторические романы, серия, например, смотрите, книга Иванова «Повитель» – она же не новая книга, но ее хорошо очень читают, да. В этой серии «Сибириада» есть новые писатели, так что вот эта серия. Есть еще серия «Урал-батюшка», там тоже исторические романы печатают. Так что вот эта серия хорошо...
Ну, женщины, понятное дело, да, любят...
Анастасия Семенова: Романы.
Анастасия Семенова: Романы.
Марина Сергеева: Да, романы. Сейчас есть много разных романов. Раньше как-то, знаете, вот, может быть, кто-то помнит тоненькие такие, я их не люблю, но читали женщины. Сейчас более такие серьезные вещи, но тоже о любви, отношениях. Вот женщины это любят читать.
Потом, у нас есть категория людей, которые читают, допустим, православную художественную прозу, тоже у нас есть молельный дом. Богданову хорошо читают, вот здесь, допустим, есть.
Есть очень большой запрос на семейные саги, вот такие вот, ну как бы о семьях, которые прослеживают несколько поколений, да. Вот, допустим, у нас вот эту книгу, наверное, вся деревня перечитала, вот Пирогова «Крик журавлей в тумане».
Анастасия Семенова: «Крик журавлей в тумане» – очень известная книга.
Марина Петровна, а что читают дети?
Марина Сергеева: Дети читают... Дети, конечно, сказки любят, понятное дело, да, фэнтези любят. Любят того же «Гарри Поттера» перечитывать волной: наверное, ну как бы как-то проходит время, смотришь – опять начинают спрашивать. Любят приключения дети. Так что все по-разному, разные запросы, разные... Дети любят по рекомендации читать: если один прочел, значит, будут все спрашивать.
Руслан Арсланов: Понятно.
Анастасия Семенова: Это же прекрасно, это сарафанное радио для литературы.
Руслан Арсланов: Это хорошо, да.
А в новогодние праздники почувствовали вы... ?
Анастасия Семенова: Во-первых, вы работали?
Руслан Арсланов: Да, или перед новогодними праздниками почувствовали ли вы какой-то бум? Больше стали люди читать? Можете ли вы подтвердить этот факт или нет? Или у вас примерно такой же спрос остался?
Марина Сергеева: Могу, да, могу-могу. У меня перед Новым годом все постоянные читатели пришли...
Руслан Арсланов: ...закупились, так сказать.
Марина Сергеева: ...и запаслись, да, запаслись чтением. Все, кто читает, они запаслись. Раньше, помню... Я еще периодически выхожу на работу, а раньше, помню, у меня некоторые не выдерживали и прибегали домой, говорили: «Ну все, давай из дома чего-нибудь, уже надо почитать». Так что...
Анастасия Семенова: Выгоняют на работу. Это прекрасно!
Руслан Арсланов: По вашему мнению, люди продолжают читать, вот эта динамика? Потому что много говорят сейчас, много исследований есть, кто-то говорит, что больше стали читать, кто-то говорит, что меньше стали читать, кто-то говорит, что больше стали читать электронные книги, кто-то говорит, что снова стали читать бумажные. Вот как у вас, есть динамика, растет она, или примерно все на своих местах?
Марина Сергеева: Я вам могу сказать по своим читателям: люди читают, но просто есть отток из библиотеки, допустим, людей. Я знаю, многие читают электронные книги, есть такое. Вот многие, например, так: у некоторых есть подписки на какие-то, допустим, они читают там вот.
Руслан Арсланов: Да-да-да.
Марина Сергеева: А кто-то не любит читать, я вот сама не люблю электронную книгу и не читаю ничего, я только бумажную люблю. Поэтому как бы есть... Ну это же совсем другое, да, взять книгу в руки, все...
Руслан Арсланов: Ну да.
Анастасия Семенова: Мы вас понимаем.
Руслан Арсланов: Мы постоянно, мы всегда про это говорим и понимаем вас как человека, который много в руках держит разных книг, и в какой-то степени даже по-хорошему вот так вот завидуем, потому что можно любую книгу взять, вот так открыть в любой момент, с любой страницы взять и прочитать.
Что читаете вы сейчас?
Марина Сергеева: Я сейчас читаю... Вот, кстати, вы говорили... Я сейчас читаю Булгакова, «Мастер и Маргарита», моя любимая книга.
Руслан Арсланов: Да вы что?
Анастасия Семенова: Вот это попадание!
Руслан Арсланов: Вот так совпадение. Первый раз, или уже перечитываете?
Марина Сергеева: Нет-нет-нет, не первый и даже не второй, даже не второй и не третий, по-моему. Почему-то она открывается как-то по-новому.
Анастасия Семенова: Это да.
Руслан Арсланов: Да, мы тоже про это часто слышим.
Спасибо вам большое, Марина Петровна! Приятно было пообщаться! Хороших вам читателей и побольше интересных новых книг!
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Давайте посмотрим, что читают наши телезрители. «Кейт Аткинсон, книга называется «Большое небо», – это британская писательница, это что-то из новинок, – на новогодние праздники прочитали». Огромное количество фотографий вы отправляете. Что же вы читаете...
Руслан Арсланов: Я вот здесь вижу, Алтайский край, роман «Усобица» про становление советской власти в Алтайском крае.
Анастасия Семенова: Вот мне понравилось сообщение: «Мне 63 года, читаю очень много и разные жанры, разве что кроме любовных романов, не мое. Сейчас перечитываю Гоголя – восторг!»
Руслан Арсланов: Ну вот интересно, что, помнишь, восторг был про «Идиота» Достоевского, а теперь про Гоголя восторг. Классно, что классика остается всегда классикой, всегда ее читают и перечитывают или читают заново.
Пикуль вот здесь еще есть, Тюменская область.
Анастасия Семенова: «Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы» перечитываю, домашние книги очень люблю». То есть я смотрю, что наши телезрители активно провели эти новогодние праздники за чтением.
Руслан Арсланов: «Читаем Куприна, Тургенева И тех, кто ветром унесен, А также Пушкина с Есениным, Ведь Пушкин – это наше все», – Валерий из Ивановской области вот так красиво, в стихах рассказал про все книги, которые он прочел за эти праздники.
Поговорим теперь с издателями. Евгений Викторович Капьев, генеральный директор издательства «Эксмо», у нас на связи. Здравствуйте, Евгений Викторович.
Анастасия Семенова: Доброе утро.
Евгений Капьев: Доброе утро.
Руслан Арсланов: Скажите, пожалуйста, вот по итогам года мы сегодня статистику показали, нон-фикшен продавался больше. А что больше и чаще издавалось, тоже это направление, или все-таки художественной литературы было больше?
Евгений Капьев: Если говорить про издания, то здесь, конечно же, это зависит от самого издательства, т. е. есть издательства, которые специализируются на художественной литературе, которые специализируются на нехудожественной. У нас тоже на первом месте нехудожественная литература.
Если же говорить про весь рынок, если брать с учетом электронных и аудиокниг, то, конечно же, на первом месте художка, художественная литература, классика, детективы, фантастика. То есть если брать весь рынок, то она, конечно, обгоняет нон-фикшен.
Анастасия Семенова: Это какое-то такое течение последних лет, да, модное направление?
Евгений Капьев: Не то что последних лет, может, лет 10–15 литература нехудожественная постоянно росла. Это связано с тем, что все-таки люди стали рассматривать книги не только как предмет для отдыха, но и как способ саморазвития, способ узнать что-то новое.
У нас очень хорошо продаются книги, например, профессиональные книги по медицине, например, «Анатомические поезда». Есть гениальная книга, которая 5 лет продается, очень дорогая, но ее покупают все врачи, которые занимаются анатомией, здоровьем, фитнес-тренеры и т. д.
Потому что в книгах в действительности отражаются все самые последние изменения, все самые последние инновации. То есть если брать после вуза, а где еще дальше развиваться? Можно пойти на курсы, но курсов не так много, а книг же огромное разнообразие. Соответственно, если вы хотите что-то новое узнать, единственный источник какой-то более-менее проверенный, которому можно доверять, – это книга, потому что там у нее есть автор, которому можно задать вопросы. А если в интернете какую-то статью читать, зачастую это ноунейм...
Руслан Арсланов: Непонятно, чего ждать.
Евгений Капьев: Да, непонятно что, особенно те же книги по здоровью – это даже опасно, я бы сказал. Поэтому здесь...
Руслан Арсланов: Это хорошо, что идет вот этот вот процесс, что люди перестали искать в интернете, а действительно покупают книги, для того чтобы научиться чему-то новому.
А если вот говорить, опять же вернусь к этой мысли, что бумажные книги реже покупают, вот как выбрать и как найти таких авторов или такие темы, которые стоит печатать издателям? Как вот вы этот баланс держите? Это же нужно быть уверенным, что книгу купят. Или же есть еще возможность, для того чтобы экспериментировать: «А давай попробуем вот эту, может быть, пойдет»?
Евгений Капьев: Возможность для экспериментов, конечно же, есть, но это очень трудный процесс. Во всем мире средняя статистика: где-то 70% новинок проваливается, представляете, 70% новых книг в итоге попадают в неликвид и на склады, уничтожается, не знаю, в макулатуру... У нас по издательству статистика около 25%.
Руслан Арсланов: Четверть.
Евгений Капьев: Да, каждая четвертая книга, к сожалению, не выстреливает. И это в действительности ювелирный, такой непростой процесс, потому что есть конкуренция и с электронной книгой, и, как мы уже обсуждали, с интернетом и т. д., то есть очень-очень сложная история.
И здесь это, конечно, искусство издателя и редактора, находить авторов, находить тенденции, находить людей и уметь еще это представить так читателю, чтобы ему это понравилось. То есть можно сказать, вот тенденция последних лет, что книги стали делать красивее, т. е. там и закрашенные обрезы, и иллюстрации.
Вот, например, если мы говорим про тенденцию про классику, то почему классика стала продаваться? Кроме того, что интерес в целом к ней поднялся, и театр, и кино, съемки, экранизации, но еще и потому, что классическую литературу стали издавать каким-то феноменальным образом: привлекают и современных художников, и есть иллюстрированная классика, и в разных форматах... То есть если вы сейчас зайдете в книжный магазин, вы удивитесь, насколько она замечательная, насколько необычно издана, и люди, конечно же, с удовольствием ее покупают.
Руслан Арсланов: То есть классика, я так понимаю, у меня был здесь вопрос, переиздается ли она, потому что спрос всегда на нее есть, и наши зрители это подтверждают, кто-то вот в 65 лет читает Достоевского первый раз и в восторге... Это продолжается, да, но вот в новых каких-то...
Анастасия Семенова: ...реалиях.
Руслан Арсланов: ...красках?
Евгений Капьев: Да, в новых красках. И я еще скажу, что подростки стали очень много классики читать дополнительно к школьной программе.
Руслан Арсланов: Класс!
Евгений Капьев: Феномен этого года был. Когда, вы знаете, по школьной программе проходили «Горе от ума», мы ждем всплеск небольшой, как правило, ну прочитали дети и перестали, дальше следующую стали читать. Но в итоге им настолько это понравилось, что... Мы даже мониторили отзывы в соцсетях, родители говорили: «Ребенок пришел с «Горем от ума» и говорит, что это феноменальная книга, «папа, прочитай, она очень подходит под текущее время»».
Руслан Арсланов: А кто поспорит?
Евгений Капьев: И у нас в итоге «Горе от ума» в топ-10 продаж российских держалось что-то около 1,5 месяцев.
Руслан Арсланов: Вау!
Евгений Капьев: Представляете? Раньше такого никогда не было.
Руслан Арсланов: Здорово, интересно!
Анастасия Семенова: Я очень хотела спросить, что дети любят, что выбирают, что для детей. Детская литература – она же тоже бьет какие-то рекорды.
Евгений Капьев: Да-да-да. Я бы здесь разделил на детскую и подростковую литературу. Сейчас очень большой всплеск среди подростковой литературы, и там огромное количество российских авторов появилось новых. То есть это такие молодые девушки до 30–35 лет, которые пишут про темы, которые интересны именно подросткам.
И мы сейчас видим целый расцвет таких молодых российских писателей, которые, я надеюсь, со временем станут великими российскими писателями, это и Ася Лавринович, которая пишет про подростков, про школу, про их проблемы, и Лия Арден, это фэнтези...
Вот сейчас очень много читают такого романтического фэнтези, но тоже не простое фэнтези, а фэнтези, основанное на мифах, в первую очередь, например, на славянских мифах. То есть автор берет, изучает мифы глубоко, накладывает на это фэнтези-сеттинг, романтика, какие-то сюжеты, какие-то интересные повороты, и читатели с удовольствием, с удовольствием покупают и очень любят этого автора. Это одна история.
Вторая история. Если мы говорим про детей, то сейчас большой тренд на такие, знаете, на английском звучит pop-up книги, такие необычные книги, когда вы открываете, что-то можно вытащить, потрогать, раскрыть... То есть не просто книга как текст...
Анастасия Семенова: Тактильная.
Евгений Капьев: Книга в какой-то степени как игрушка.
Руслан Арсланов: Как игра даже.
Евгений Капьев: И несмотря на то, что они недешевые, это тренд последних лет.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Руслан Арсланов: Евгений Викторович, спасибо вам большое! Январь – время планов, мы предлагаем вам как-нибудь еще встретиться, поговорить про детскую литературу, может быть. Тема набирает...
Анастасия Семенова: Да, про новых молодых российских писателей.
Руслан Арсланов: Хочется и про новых молодых писателей, много всего. Так что давайте как-нибудь это сделаем.
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое!
Руслан Арсланов: Спасибо!