Зонтик, перчатки и веер из страуса - теперь экспонаты музея, а когда-то - реквизит спектакля «Вишневый сад», где Раневскую играла великая Алиса Фрейндлих. 8 декабря она отметит юбилей - 90 лет. В честь этого в Комарово открыли выставку, на которую Алиса Бруновна заглянула по-соседски - ее дача совсем рядом. В экспозиции есть вещи, которые актриса сделала своими руками. Например, эти бусы из пуговиц. Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих: «Слава богу, вы не жили в пору дефицита. Я же 50 лет прожила в стране дефицита. Мы делали сами серьги, украшения, бусы - они из пуговиц. Пуговицы были, застегиваться-то надо, был вопрос - как их расположить». Дочь Алисы Фрейндлих Варвара Владимирова: «Вообще мама с юности очень много делала своими руками для театра - реквизит, костюмы себе шила. У нее семья со стороны отца немецкая, все были большие рукодельники. И ее учили тоже. Ее бабушка учила, она сама себе могла шить прекрасно, она себе вязать, вообще у мамы золотые руки». Отдельный раздел посвящен Игорю Владимирову - он много лет возглавлял Театр Ленсовета, где Фрейндлих сыграла свои лучшие роли. Выставка будет работать до 31 января. В Казани наступила «Прекрасная эпоха». Подлинники Моне и Матисса, Гогена, Ренуара. А еще Сезан, Тулуз-Лотрек и другие всемирно известные художники. Почти десять месяцев 300 полотен из государственного Эрмитажа будут гостить в столице Татарстана. Выставка показывает расцвет европейской культуры и искусство наслаждения жизнью. Заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Михаил Дединкин: «Мы создавали портрет города на рубеже веков, создавали портрет великой художественной культурной метрополии Европы. И этот портрет создается не из отдельных авторов, а из этой художественной огромной среды, которая генерировала те идеи, из которых и создавалось искусство XX века. В частности, весь русский авангард вырос из французских мастеров, которых можно было тогда посмотреть только в Москве, в коллекциях Щукина и Морозова». В этих залах - 40 лет истории искусства. Первый порадует любителей пленеров и пейзажей, второй - перенесет в мир парижских кабаре и театров, отдельный зал отведен культу женской красоты. Куратор выставки, хранитель коллекции французской живописи XIX-XX веков Ольга Леонтьева: «Мы стоим у картины Анри Матисса «Дама на террассе». Картина создавалась на юге Франции, в Калиури. И Анри Матисс, и его искусство очень сильно видоизменилось именно там под воздействием этого южного солнца, южных красок. И рождался тот дикий стиль, стиль «фавизм», стиль Матисса как таковой». Стоя у картин, можно даже почувствовать запах свежескошенной травы или вдохнуть аромат парижского кафе - по залам расставлены аромастанции, чтобы усилить впечатления от работ импрессионистов.