Мария Карпова: Мария Батти с нами на связи, карьерный консультант. Мария, здравствуйте. Мария Батти: Здравствуйте, доброе утро. Петр Кузнецов: Доброе утро. Мария Карпова: Мария, вот как еще до того, как идти к начальству и говорить о повышении зарплаты, как адекватно вообще оценить свою работу и ту заработную плату, которую мы получаем? Мария Батти: Ну, во-первых, просить заработную плату, точнее, приходить к руководству и говорить о повышении, нужно не ранее чем через полгода или год, когда есть какие-то конкретные результаты. И приходить нужно не со словами «я хочу больше денег», а с предложением, с каким-то кейсом, с каким-то документом, с конкретными достижениями вот за этот период, где вы показываете какие-то конкретные проекты, инициативы, допустим, рост прибыли, который состоялся благодаря вам, какую-то экономию для компании, и показать, как вы влияете на результат компании и за что вам, собственно, платить эти дополнительные деньги. То есть вы показываете, что вы сделали, и только тогда руководитель будет готов вас слушать и обсуждать повышение. «Я хочу» в данном случае не работает. Плюс очень важно быть адекватным рынку, т. е. надо узнать, сколько платят на рынке, и посмотреть, какие есть аналогичные позиции, сколько платят на этих аналогичных позициях, и использовать данные не как ультиматум, как многие сказали только что, а как фон, для того чтобы понимать, сколько вы объективно стоите. И обосновать эту сумму важно, т. е. вы ее называете и говорите: «Я хочу (допустим) плюс 30%, потому что я взяла на себя новое направление, или освободила каких-то коллег от работы, или (допустим) привела трех новых клиентов, каждый из которых окупился», – и тогда вас точно будут слушать. Но вдруг, если вас даже не послушали и работодатель не готов к тому, чтобы говорить про повышение именно сейчас, договоритесь о том, что придете к нему через 3 месяца, полгода... Петр Кузнецов: А вот посмотреть просто, в какой следующий месяц удобно. Мария Карпова: Это может прозвучать как угроза: «А я еще вернусь!» Петр Кузнецов: «А я в декабре еще вернусь, в июне-июле или сентябре-октябре». Мария Батти: Конечно. Петр Кузнецов: Мария, вопрос по другому рынку: можно ли апеллировать к другому рынку? Мария Карпова: «А вот в той компании...» Петр Кузнецов: Рынку, где продают помидоры и огурцы, если понимаете, о чем я, потому что это самый такой распространенный, считается, аргумент: «Вообще-то инфляция, продукты дорожают...» Ну это же так. Мария Батти: Я понимаю. Вы знаете, это история про то, что я хочу, а что я могу сделать... Петр Кузнецов: А, это «я хочу», это из той категории все-таки? Мария Батти: Да. Все равно «я хочу» – это ваши бытовые обстоятельства, понимаете. Проблемы есть у всех, и бизнес платит не за вашу, допустим, ипотеку, или инфляцию, или, не знаю, стоимость детского садика ваших детей, а он платит за вклад в результат. То есть давить на жалость точно не стоит – ведите себя как профессионал-должник, «вот вы мне все должны». Мария Карпова: Надеть все самое старое надо, наверное, когда идешь на разговор... Вот пишет наш телезритель из Костромской области, мне кажется, такое распространенное мнение: «Попросишь повышение зарплаты у шефа – он попросит уволиться по собственному желанию». Ну действительно, можно ли оказаться в черном списке у начальника, если попросить этой прибавки? И наоборот, если человек, вот как ты говорил про своего начальника, ни к чему не стремится, ему все хорошо, он не требует никакой ни прибавки, ни повышения по карьерной лестнице, это же тоже, наверное, не должно нравиться правильному, адекватному начальнику? Мария Батти: Не нравится, потому что это такое, знаете, отсутствие инициативы, в т. ч. и про себя, потому что если вы не хотите улучшить условия для себя лично, то каким образом вы можете влиять на результат компании? Это работает пропорционально: я хочу сделать лучше для себя – я хочу сделать лучше для компании. Это такие некие амбиции, которые позволяют понять, что вы готовы работать больше. Я не говорю по часам, а говорю, допустим, про зону ответственности. Вы можете брать на себя больше ответственности, улучшать какие-то свои компетенции, увеличивать какие-то зоны влияния, и тогда руководитель будет понимать, за что он платит деньги, и никто не скажет, что это слишком дорого. То есть здесь это важно. Вы знаете, есть такая фраза, наверняка вы все ее знаете, в «Мастере и Маргарите» у Булгакова: «Никогда ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас, – сами предложат и все дадут», – это роковая ошибка. Мария Карпова: Да, потому что тут еще вопрос, какой персонаж это говорил, не совсем, скажем так, положительный... Мария Батти: Конечно. То есть здесь сидеть и ждать у моря погоды ни к чему не приведет. Если вы не просите, точно увеличивать затраты компании на человека, который не готов сделать что-то большее, точно никто не будет. Мария Карпова: Если говорить о правильном времени, не о конкретном месяце, как тут выяснили некоторые эксперты, в какой период жизни компании точно не стоит просить прибавки? Мария Батти: Давайте скажу, когда точно стоит. Мария Карпова: Хорошо. Мария Батти: Если вы сделали какой-то важный проект, закрыли проект, у вас произошел какой-то классный успех, вам есть с чем прийти, это тот самый момент, когда нужно говорить о повышении, это такое продолжение вашего триумфа. То есть не с бухты-барахты, не неожиданно для всех, а это логичный шаг. Также важно помнить, когда компания формирует бюджет, когда формирует расходы. Почему говорят, что осенью лучше всего говорить о повышениях, закладывать их на следующий год? Потому что тогда работодатель будет готов, ему будут понятны эти расходы, и они будут уже заложены в бюджет. Также если у компании есть кризис, какие-то переломные моменты, сокращения, заморозка затрат, говорить в этот момент про повышение тоже не самое лучшее время. И еще. Когда у руководителя, допустим, нет дедлайна, когда он не только что вышел с какого-то тяжелого совещания, когда у него есть возможность, у него есть время с вами поговорить, тогда лучше всего согласовать вот эту встречу один на один и переговорить. И еще один небольшой лайфхак: не говорите про повышение в пятницу вечером или в понедельник утром. Мария Карпова: А наоборот, на бегу? Уже хочется, начальник уже... Петр Кузнецов: Нет, на бегу еда, не путай. Мария Карпова: А начальник с шаурмой во рту. Петр Кузнецов: Да, если в таком положении... Мария Карпова: «Повысите?» Мария Батти: Самый неподходящий момент: он скажет «да-да-да», это нигде не зафиксируется, потом придется... Петр Кузнецов: А если он подавится и... ? Спасибо. Мария Карпова: Спасибо большое, Мария! Петр Кузнецов: Мария, спасибо! Хорошего вам дня, спасибо за ваш комментарий, благодарим! Мария Батти, карьерный консультант.