Дело космической важности
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/delo-kosmicheskoi-vazhnosti-85865.html
Вторую жизнь можно дать даже космической технике. Реставраторы в Верхней Пышме приступили к сканированию корпуса многоразового ракетоплана «Байкал», собрата знаменитого «Бурана», который совершил свой полет еще в 1988 году. 3D-моделирование поможет точно восстановить утраченные детали. Давайте посмотрим.
Делом космической важности занялись реставраторы в Верхней Пышме. Здесь приступили к сканированию корпуса многоразового ракетоплана «Байкал», собрата знаменитого «Бурана», который совершил свой полет еще в 1988 году. 3D-моделирование поможет точно восстановить утраченные детали.
В этой огромной конструкции с трудом угадывается космический корабль: демонтированы крылья, носовой обтекатель, хвостовой отсек и шасси. Но это не варварский демонтаж, а подготовка к бережной реконструкции. Специальным 3D-сканером специалисты облучают детали, объемная модель которых тут же переносится в компьютер.
Директор компании-разработчика 3D-сканеров Артем Красовский: «Сейчас мы находимся в отсеке стойки шасси передней. Соответственно, крышка этого отсека отсутствует. Ее необходимо изготовить заново и установить на свое законное место. Соответственно, мы сейчас сканируем, оцифровываем этот люк, кронштейны крепления, чтобы можно было сконструировать эту крышку заново».
Свой первый и единственный космический полет советский орбитальный корабль-ракетоплан «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Планировалось, что в будущем он будет доставлять и возвращать на космическую станцию не только людей, но и различные грузы.
Однако с распадом СССР такая программа покорения космоса была закрыта. На Земле остались еще несколько подобных кораблей, находившихся в разной степени готовности.
Один из них под названием «Байкал» летом 2024 года был доставлен в музейный комплекс Верхней Пышмы. Поскольку он так и не был достроен, а многие чертежи не сохранились, сейчас перед специалистами стоит сложная задача - виртуально воссоздать все детали при помощи 3D-сканирования, а затем изготовить их.
Директор компании-разработчика 3D-сканеров Артем Красовский: «Крыло крепится на специальные кронштейны, они типовые, несколько видов. Допустим, один сломан, деформирован, а другой целый. Мы можем воссоздать точную модель уцелевшего элемента и перенести в конструкторскую документацию на место утерянного, вот, как пример. Ну или если какой-то объект симметричен, также можем отзеркалить модели нужные элементы, тем самым постепенно восстанавливая всю геометрию такого объекта».
Но восстановят не только внешний вид космического корабля, но и его внутреннее обустройство, создав здесь выставочную зону. Пока все приборы демонтированы.
А в этом помещении находится оборудование, снятое с орбитального космического корабля. Вот, например, кресло для ученых-исследователей. А это часть бортового электронно-вычислительного комплекса. Он был нужен для отслеживания параметров полета.
В распоряжении музея также оказались тормозные парашюты, которые раскрываются при посадке, джойстик управления кораблем, элементы реактивных двигателей и многое другое. Реставрационные работы будут длиться около года.
Хранитель отдела музейных фондов музейного комплекса Верхней Пышмы Ярослав Чемоданов: «Будем комплектовать экспонат до приведения в надлежащий экспозиционно-выставочный вид, то есть полное восстановление внешнего вида, удаление загрязнений, до укомплектования, локальный ремонт повреждений, то есть сколов, трещин, деформаций».
К окончанию реконструкции для «Байкала» построят отдельный ангар. И тогда увидеть его можно будет во всей красе - таким, каким он и задумывался еще во времена СССР.
ОТР - Общественное Телевидение России
marketing@ptvr.ru
+7 499 755 30 50 доб. 3165
АНО «ОТВР»
Дело космической важности