Дело немолодое
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/delo-nemolodoe-76464.html
Петр Кузнецов: Елена Артемьева. Здравствуйте, Елена.
Мария Карпова: Здравствуйте, Елена.
Елена Артемьева: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Работа на пенсии, работа после пенсии, с наступлением пенсии в России – она существует?
Елена Артемьева: Да, конечно, она существует. Люди не сразу выходят на пенсию, причем многие делают это добровольно, потому что им нравится работать. Мы проводили много опросов и говорили «А планируете ли вы работать на пенсии?», и более 60%, 61% сказал, что «да, мы планируем работать, продолжать так долго, как это возможно, после того как у нас уже будет пенсионный возраст».
Ну и работодатели тоже многие готовы пенсионеров нанимать на работу. У нас даже есть отдельный знак на «Работе.ру», что вакансия подходит для пенсионеров, поэтому можно для себя работу найти, для тех, кто действительно хочет продолжать работать на пенсии.
Петр Кузнецов: А это какие сферы, отрасли? Какие возможности сейчас есть для российского пенсионера на рынке труда?
Елена Артемьева: Естественно, как правило, это те вакансии, которые не связаны с каким-то тяжелым физическим трудом и не предполагают какой-то интенсивной работы. В основном вакансии с такой пометкой находятся в группе вакансий без специальной подготовки и без опыта, которые также и студентам подходят. И примерно 29% всех предложений для пенсионеров размещены в отрасли торговли также, и есть еще много вакансий, порядка 20–22%, которые размещены в сфере транспорта и логистики. А такие сферы, как IT, маркетинг, там меньшинство вакансий, к сожалению, там соискатели гораздо моложе в целом.
Петр Кузнецов: Бизнес, как нам кажется, это все-таки еще сложнее, чем найти работу на пенсии. Но мы смотрим опрос, россияне говорят о преимуществах: много свободного времени, не обременен финансовой заботой о семье, много опыта и знаний. Это теории и мечты, или это действительно эффективные инструменты в виде преимущества человека, который на пенсии вдруг хочет открыть свое дело?
Елена Артемьева: Здесь у нас также есть исследование, которое мы проводили не так давно, и около трети примерно людей, которые сейчас пока не на пенсии, говорят о том, что «когда мы на пенсию выйдем, мы планируем открыть свой бизнес». Это зависит от того, какие у них хобби, возможно, есть, какие-то нереализованные потенциалы в жизни, либо они откроют бизнес, который непосредственно связан с их основной профессией, с основной работой.
Ну и вообще, в целом, конечно, нужно понимать, что открытие бизнеса в любом случае – это непростая история, неважно, на пенсии ты находишься либо это какой-то трудоспособный возраст. Но тем не менее нет у нас предельного возраста для предпринимательской деятельности, поэтому открыть ИП, открыть свой бизнес может любой человек, у которого нет запрета на такую деятельность.
И кроме того, пенсионер, который ведет предпринимательскую деятельность, одновременно получает пенсию. Единственное ограничение, что он не будет получать индексацию этой пенсии, пока он работает в качестве бизнесмена. Но тем не менее собственный бизнес, пусть небольшой, многие россияне рассматривают как возможность дополнительного заработка при выходе на пенсию.
Петр Кузнецов: Мне кажется, в этом плане бизнесмены-пенсионеры в России проигрывают молодым из-за отсутствия компьютерной грамотности.
Елена Артемьева: Я хочу сказать, что вот те люди, которые выходят сейчас на пенсию, это возраст около 60 лет, у кого-то другие условия работы, кто-то может выйти на пенсию чуть раньше, – все-таки это стереотип, что человек, которому 60 лет, не очень хорошо владеет компьютером, потому что компьютеризация в России началась достаточно давно. Этот стереотип, что вот 60 лет, все, жизнь кончилась, человек не умеет нажимать на кнопки компьютера, не знает, как открыть свое дело и т. д., не знает, как им пользоваться, – это не больше чем стереотип.
Да, есть, возможно, определенные какие-то проблемы и пенсионеры не так активны в части пользования компьютером, как молодежь, но есть огромное количество программ и курсов бесплатных для пенсионеров, которые позволяют освоить базовую компьютерную грамотность, даже если человек совсем ничего в этом не понимает. Поэтому чем дальше мы будем с вами жить, тем меньше таких людей будет, тем меньше доля будет людей в возрасте пенсионном, которые прямо совсем не владеют компьютером и не знают, как им пользоваться. К тому же, для того чтобы открыть свой бизнес, не обязательно виртуозно им владеть, я имею в виду компьютером.
Мария Карпова: А мне еще кажется, что все-таки у людей старшего поколения какое-то немножко такое другое представление о бизнесе. Вот нам написали из Ленинградской области: «Не рассказывайте сказки, бизнес открывать, насмешили!» Просто в понимании более старшего поколения бизнес – это что-то такое основательное, не знаю, завод какой-то, огромное предприятие. Но это же может быть и совсем маленькое дело...
Петр Кузнецов: Дяденька в дорогом пиджаке на машине с водителем.
Мария Карпова: Да-да-да, с охраной.
Елена Артемьева: Дело в том, что да, действительно, есть некоторое непонимание, что такое бизнес, потому что люди выходят на пенсию или не обязательно на пенсию, кто-то просто увольняется в нормальном возрасте, ему не нравится своя работа, не хочется больше этим заниматься, и кто-то начинает своим хобби развиваться.
Я сейчас приведу, возможно, самые банальные примеры, но они, возможно, будут самыми простыми и понятными. Кто-то начинает печь торты, кто-то начинает писать картины, кто-то начинает делать что-то руками, не знаю, какие-то бусы, вышивки и т. д. и т. п., неважно, кто что делает, т. е. посвящают жизнь либо какому-то своему хобби, которое уже было, либо какое-то новое хобби для себя открывают. Если вы что-то делаете своими руками и продаете это, то это тоже тип бизнеса.
Да, это не огромный завод и вы не заработаете миллиардов рублей, но это тоже бизнес, потому что вам люди платят деньги за результаты своего труда. Поэтому, естественно, когда мы говорим «я бизнесмен», мы не обязательно подразумеваем, что это нефтяной магнат или какое-то огромное предприятие.
Мария Карпова: Что тоже было бы неплохо.
Петр Кузнецов: Почему бы и нет.
Но при этом все-таки традиционно считается, что самым сложным при создании бизнеса является финансирование, особенно если мы говорим о бизнесе, который начинает пенсионер. И мы знаем, что очень много кредитных программ, которые существуют, ограничены как раз возрастом выхода на пенсию. Вот эту проблему тоже хочется с вами обсудить, какие... Конечно, можно надеяться на детей, внуков, которые финансово помогут, стартовые какие-то деньги дадут, но вот всякие льготные программы, которые помогли бы человеку на пенсии начать свое дело, хоть и маленькое?
Елена Артемьева: По поводу льготных программ для ведения бизнеса я вам, наверное, детали здесь не подскажу, потому что мы все-таки занимаемся помощью в поиске работы и подборе персонала, не совсем и не всегда следим за темой льготного кредитования именно для тех людей, которые бизнес открывают.
Здесь есть несколько возможностей, как я понимаю. Вы можете попросить опять же ваших детей взять кредит на себя и открывать на него бизнес, во-первых. Не все, конечно же, на это согласятся... Во-вторых, есть люди, которые заранее думают о какой-то финансовой подушке, думают о том, что они будут делать на пенсии, и не все рассчитывают на какие-то пенсионные программы. И те люди (я говорила о трети), которые говорят, что «мы выйдем на пенсию и будем вести свой бизнес», они уже заранее хотя бы немного начинают откладывать деньги для этого.
Ну и опять же, когда мы говорим про какой-то бизнес, про его открытие и про какое-то рукоделие, например, о котором я говорила, это не обязательно означает, что у вас должны быть какие-то огромные финансовые вложения, т. е. вам может быть достаточно нескольких тысяч рублей, для того чтобы купить необходимые материалы, начать что-то делать, хотя бы попробовать выставить свои работы где-то и т. д.
Потому что опять же, если вы не занимаетесь производством и вам не нужно открывать какую-то точку, не нужно ее арендовать и т. д., то часть затрат у вас, естественно, уходит, их не будет. Многие ведут условный, небольшой, свой микробизнес дома и на каких-то сайтах выставляют свои работы, т. е. это не обязательно связано с какими-то огромными затратами. Кроме того, насколько я знаю, опять же есть программы поддержки предпринимательства, там есть возможность получить грант, если ваша бизнес-идея пройдет, за нее проголосуют, и вы можете получить деньги на развитие своего бизнеса.
Петр Кузнецов: И возраст здесь не помеха.
Елена Артемьева: То есть «бизнес» не равно «огромные инвестиции», это не знак равенства. Нужно, наверное, свои желания оцифровывать изначально, т. е. сколько денег понадобится и т. д., нужно ли обязательно столько денег вкладывать, может быть, моя идея вообще и не стартанет. Нужно сначала хотя бы попробовать, насколько это действительно востребовано и нужно.
Петр Кузнецов: Вот, Елена, в чем мы и пытаемся убедить наших телезрителей, которые есть даже такие, которые пишут: «Даже смешно вас слушать». Пока реакция такая все-таки.
Елена Артемьева: Бизнес – это не для всех, поэтому можно как угодно к этому относиться. Например, если брать меня, не факт, что я смогла бы вести свой бизнес, потому что это определенные риски, т. е. тебе не гарантируют зарплату, у тебя нет руководителя, который обязательно тебе будет говорить, что нужно делать, и т. д. Если ты бизнесмен, даже если ты просто продаешь бусы или что-то лепишь из полимерной глины, ты сам отвечаешь за себя, сам несешь все риски, все затраты на тебе, твой доход нестабилен, тебе нужно самому искать клиентов...
Поэтому, естественно, далеко не все люди готовы и далеко не все хотят, могут вести бизнес, и это нормально, у каждого свои желания и потребности. Но это не значит, что нельзя этого делать, это невозможно и смешно. Относиться можно к этому по-разному.
Мария Карпова: И эти страхи не связаны с возрастом, и в 30 лет это...
Петр Кузнецов: Да-да-да.
Елена Артемьева: Абсолютно не связано с возрастом.
Петр Кузнецов: Спасибо вам большое! Елена Артемьева и ее комментарий, директор по аналитике и исследованиям сервиса «Работа.ру».
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Впереди новости, а далее поговорим о нашей зависимости от мобильных телефонов.