День бабушек и дедушек
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/den-babushek-i-dedushek-82397.html
Руслан Арсланов: Пора подключить, мне кажется, к разговору нашего специалиста. Сегодня у нас на связи Ольга Савинская, кандидат социологических наук, доцент Высшей школы экономики. Ольга Борисовна, здравствуйте!
Ольга Савинская: Здравствуйте!
Руслан Арсланов: Спасибо, что подключились к нам. Ну, вот про такой праздник мы сегодня разговариваем, и хотим обсудим то, как вообще на ваш взгляд меняются бабушки, дедушки с течением времени. Вот, современные, они как-то отличаются от тех, которые были несколько десятилетий назад? И с чем связаны эти изменения?
Ольга Савинская: Ну, я хотела бы сказать прежде всего, наверное, о том, что бабушка остается бабушкой, и дедушка остается дедушкой, но изменения все-таки есть. Мы видим, что за последние тридцать лет у нас активно развивались рыночные отношения, много разных потребительских практик, и действительно бабушки не остались в стороне. Они, с одной стороны, больше думают, чуть больше, чем предыдущее поколение, думают о себе, но при этом все равно очень вовлечены пока еще, по сравнению с западными странами, больше вовлечены в общение с детьми, со своими внуками и внучками. И это пока еще остается важной такой тенденцией, особенностью российского общества.
То есть мы видим, что межпоколенные связи, они пока еще значимы, важны и играют критическую роль для воспитания следующего поколения.
Руслан Арсланов: Вы так говорите: «Пока еще». В дальнейшем эта тенденция будет продолжаться? Все меньше и меньше будут бабушки общаться со своими внуками?
Ольга Савинская: Ну, мы видим, что молодое поколение в большей степени индивидуалистично, чем поколение взрослое, пожилое. Ну, будем надеяться, что и молодое поколение, повзрослев, будет находить свои смыслы. Потому что исследования показывают, что вовлеченность, вот, в практики общения с детьми, это важно не только для детей, да, как уход и присмотр и воспитание и развитие детей, но это важно и для пожилых, для того, чтобы оставаться, так скажем, молодыми для своего активного долголетия, для того, чтобы сохранять свое ментальное здоровье.
Общение с детьми – это крайне важно для старшего поколения. Поэтому я предполагаю, что несмотря на то, что установки более молодого поколения на то, чтобы больше заботиться о себе и быть вот такими, скажем, активными ради собственных интересов, собственной мечты, реализовывать себя, может быть, это отражение как раз возраста. А став старше, они переймут эту традицию – общаться с детьми – и в итоге просто поймут, что это очень-очень важно.
И как раз старшее поколение, которое сейчас вы показывали на фотографиях, наверное, отражает своими эмоциями то, как это важно – быть с детьми.
Руслан Арсланов: У нас разные были, на самом деле, фотографии. Разные поколения.
Мария Карпова: Разные, да, абсолютно.
Руслан Арсланов: Какие-то совсем взрослые, какие-то совсем юные бабушки с дедушками, которые только что ими стали. А разве нет какого-то баланса определенного, чтобы находить время для того, чтобы общаться, передавать свои знания и опыт, помогать, условно, своим детям воспитывать внуков, и одновременно находить время, чтобы еще развиваться самим, продолжать какую-то свою собственную жизнь?
Ольга Савинская: Так вот, наверное, об этом как раз сейчас и идет речь. Современное пожилое поколение, они как раз настроены найти этот баланс. Часть времени уделять себе, развиваться и, в общем-то то, что они интересное и новое находят в городе или в какой-то среде, в которой проживают, они этим делятся в том числе и со своими внуками и внучками. Нашел какое-то прекрасное кафе, где приятно всем, семейное, и зовет всех, и своих детей, и внуков, вместе побыть. Вот это, мне кажется, как раз отражение современного времени, и это замечательно.
Или, например, те бабушки, те дедушки, которые ходят в музеи, в театры, соответственно, зовут туда своих внуков, находя там детскую программу, для детей, и включаясь в то, чтобы посетить в том числе и детскую программу, которая, на самом деле, мы видим, что сами музеи разрабатывают такие межпоколенные семейные программы, которые, если они зовут детей, то они всегда находят что-то интересное и для тех, кто сопровождает этих детей, прежде всего бабушек и дедушек. И поэтому.
Мария Карпова: А мне как раз кажется, что уже в современном мире это очень часто история наоборот. Бабушки и дедушки более активны, более интересующиеся тем, что в мире делается, да, чем их внуки, которые, ну, что там, гаджет, школа-гаджет, гаджет-школа.
Ольга Савинская: Абсолютно согласна. Но, вот, вы сказали про гаджеты. Начинай общаться со своим внуком или внучкой, и она тебя научит как пользоваться гаджетами.
Руслан Арсланов: Вот. Вот!
Ольга Савинская: То есть это взаимный обмен. И мне кажется, это взаимное обогащение разных поколений.
Руслан Арсланов: А он всегда такой был? Или сейчас это тоже история немного изменилась, что внуки многому могут научить своих бабушек и дедушек?
Ольга Савинская: Ну, может быть, мы раньше в меньшей степени это замечали, но сейчас как раз вот этот цифровой переход и вообще мы видим, что очень быстро технологически развивается общество. И дети легче и быстрее включаются в новые технологии, поэтому сейчас это заметнее. И мне кажется, к этому надо относиться позитивнее, не переживать, что дети в гаджетах. Конечно, как вы правильно заметили, во всем важен баланс и гармония, но какое-то знание цифровое и пожилому населению будет очень полезно. И, если дети чуть постарше став, начнут отправлять своим бабушкам и дедушкам фотографии, где они находятся, доверять и рассказывать о своем образе жизни, ну, вот скажем, молодые подростки, повзрослевшие подростки, то, мне кажется, это очень тоже важно для того, чтобы потом сохранять контакт, знать, что делают твои внуки, ну, и просто радоваться этому.
Руслан Арсланов: Спасибо большое!
Мария Карпова: Спасибо!
Руслан Арсланов: Ольга Савинская, кандидат социологических наук, доцент Высшей школы экономики была у нас на связи.