День информатики
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/den-informatiki-95433.html
Руслан Арсланов: На связи с нашей студией Алексей Малеев, директор Высшей школы программной инженерии Московского физико-технического института, руководитель тренерского штаба сборной России на Международной олимпиаде школьников по информатике. Алексей Викторович, здравствуйте!
Алексей Малеев: Здравствуйте!
Руслан Арсланов: Приятно вас видеть здесь. Ну вот мы тут, вы слышали, наверное, наши разговоры: что пишут зрители про информатику, что мы вообще помним из школьной программы. Технологии развиваются.
Как меняется? Ну, я вижу, у вас за спиной доска. То есть какие-то вещи все-таки остаются классическими. Технологии меняются. Как информатика в школе, вот именно как предмет изменилась за последние, ну сколько давай...
Анастасия Семенова: Давайте даже 10 лет.
Руслан Арсланов: 10–15 лет.
Алексей Малеев: Информатика, кажется, казалось бы, еще относительно молодой предмет, но в то же время уже давно, уже не одно поколение, наверное, прошли через уроки информатики. Это очень популярный предмет, он набирает... Все больше, так сказать, модным становится.
У нас за последние пять лет почти на 50% выросло число людей, сдающих ЕГЭ по информатике. В этом году почти 130 тысяч школьников – выпускников школы сдавали ЕГЭ по информатике. У нас растет и количество учеников, которые участвуют в олимпиадах по информатике – во Всероссийской олимпиаде школьников и в других олимпиадах.
В прошлом году почти 500 человек участвовало в заключительном, а заключительный – это уже четвертый этап Всероссийской олимпиады школьников по информатике. А с этого года олимпиада станет еще больше, потому что информатика как предмет сама по себе тоже развивается.
В этом году к классическим, к такому алгоритмическому треку добавится направление по искусственному интеллекту, информационной безопасности и робототехнике во Всероссийской олимпиаде школьников по информатике.
Но олимпиада же ведь это продолжение урока. Это как бы для тех, кому понравилось решать такие интересные задачи со звездочкой. И урок тоже меняется. Урок тоже меняется. Наверное, сейчас уже мало где, могу предположить, что на уроках информатики изучают PowerPoint или там другие инструменты для презентаций.
Все-таки сегодня навык программирования, на мой взгляд, становится нужным в целом, как вот и два основных навыка – это языки и математика. Вот всегда мне казалось так. Издавна считалось два основных качества, которые нужно развивать у школьника, и просто любой человек должен ими обладать.
Так и информатика становится таким важным навыком. Почему? Ну, потому что весь мир, который нас окружает, так или иначе, это какие-то алгоритмы и так или иначе мы все ими пользуемся. Ну, понятно, что в телефонах у нас там встроено уже продвинутое программное обеспечение.
Но и в своей работе, и вот в работе учителя, и я думаю, что и в работе на телевидении, да в любой, мы пользуемся технологией GPT. Нам помогают составлять тексты, нам помогают подбирать изображения, которые создаются, искусственно генерируются специально под определенный запрос.
И, кажется важно, чтобы... Важно ребенку объяснить: как этим пользоваться, где есть какие границы. Хотя, конечно, дети гораздо быстрее, наверное, чем взрослые воспринимают и...
Анастасия Семенова: Ну вот! Тут и проблема в том, что мне кажется, Алексей Викторович, что наоборот, дети уже родителям объясняют, как чем пользоваться. Ну, мы уж не говорим о старшем поколении. Тут уже с рождения ты с этим.
Руслан Арсланов: Да. Вы вот сказали, что очень много сдаются сейчас дети информатику. Я правильно понимаю, что специальностей в вузах, где она нужна как вступительный экзамен, становится больше. И мы сейчас говорим только про IT-сферу? Или информатику теперь нужно сдавать, чтобы пойти, я не знаю, может быть, на какие-то факультеты в медицинский, в строительный, еще в какие-то другие, может быть, технические вузы?
Алексей Малеев: В основном, конечно, информатика нужна для поступления на IT-направления. Для направлений, где профильная физика, химия или другие предметы, с этого года все-таки нужно будет сдавать и профильный основной предмет. То есть университеты должны будут принимать и экзамен по физике, если это физическое направление.
Но я должен сказать, что физика не чужда информатике. Потому что, когда мы говорим про дальнейшую карьеру, это уже создание больших сложных моделей. И вот это вот модельное мышление, которое приходит к нам из физики, из моделей об окружающем мире, – оно очень полезно для будущих разработчиков сложных систем.
Вот, например, сейчас, с этого года запущены по инициативе Минцифры России программы так называемые – «Топ‑ИТ». 25 университетов, отобранных по конкурсу, реализуют программы «Топ‑ИТ». И мы были методическим центром в этом году, который в целом координировал работу методическую и содержательную по этим программам.
И в общем, однозначно пришли к выводу о том, что фундаментальные вещи, фундаментальные знания – они важны для развития карьеры, несмотря на то, что технологии быстро меняются. Но вот этот фундамент человека, можно сказать, его способности мыслить, остается как бы навсегда.
И точно так же и физика очень полезна для будущих и необходима, даже правильно сказать, для будущих IT-разработчиков сложных моделей и систем.
Анастасия Семенова: Да. Алексей Викторович! Телезрители спрашивают. Ну, такое ощущение, что вот физика, математика и информатика всегда как будто бы больше мальчишки выбирают. Но и девчонки сейчас не отстают. Вот, может быть, ваш опыт: кто быстрее...
Руслан Арсланов: Схватывает?
Анастасия Семенова: Схватывает? Сейчас. Ну, дети поменялись? Или все равно мальчишки лидируют?
Алексей Малеев: Конечно, пока, пока что у нас больший процент – это мальчики, так сказать, юноши, студенты наши и школьники, которые интересуются программированием на высоком уровне. Но нужно сказать, что в информатике процент девушек выше, например, чем вот в химии и физике, в таких дисциплинах. Вот по нашим оценкам, уже около 25% студентов в высших учебных заведениях по IT-направлениям – это девушки.
Руслан Арсланов: Такой вопрос финальный: про компьютерные классы в школах. Раньше тоже, я не знаю, когда мы учились, это было тоже каким-то местом притяжения, потому что стоят компьютеры. Вот как сейчас обстоит дело с технологиями в школах? Хватает ли мощностей для уроков информатики в нынешних школах с нынешними технологиями и задачами?
Алексей Малеев: Ну, кажется, что сегодня, во-первых, Интернет дошел во все школы благодаря опять же усилиям нашего правительства и Минцифры России. В каждой школе есть устойчивая связь с Интернетом. Соответственно, оборудованы классы, в которых можно учить детей информатике.
И развернуто очень много федеральных программ. Ну, например, одна из них – это «Код будущего». Это дополнительное обучение, такие кружки по современным языкам программирования, которые реализуются через государственные услуги. То есть, по сути, это государственная услуга, предоставляемая старшеклассникам.
И, кажется, в этом смысле у нас барьер пройден. Собственно, для того чтобы изучать алгоритмы, для этого не нужна какая-то суперсовременная или, как мы их называем, игровые какие-то компьютеры с мощными видеокартами или еще чем-то. Важно понять логику: как устроен алгоритм, как их можно применять. Ну и это составляет как бы основу и экзамена ЕГЭ, да и, в общем-то того фундамента, который мы ожидаем от школьников, что им будет полезен в своей взрослой жизни и их карьере.
Анастасия Семенова: Алексей Викторович, а всем дано понять эти алгоритмы? Потому что кажется, что... Ну хотя бы какая-то начальная ступень? Просто кажется, что для кого-то это действительно темный лес.
Алексей Малеев: Ну, как вы знаете? Как на уроках математики. Вот все же мы учим математику, и все умеем считать. Да? Все помним тригонометрию. Ну, кто-то, может, так вспоминает и слезу пускает в этот момент, как прошли его уроки по тригонометрии школы. Но точно так же и алгоритмы, и базовые понятия точно может каждый. Ничего сверхъестественного в этом нет. Это полезно. И для того чтобы ориентироваться в современном мире, как устроены компьютеры. Ну не знаю, можем любой пример там привести, более наглядный.
Робот-пылесос, да, становится уже таким достаточно массовым явлением, который просто помогает убирать наше жилье. А почему бы его не запрограммировать удобным образом, чтобы он там правильно уголки в вашей квартире объезжал? И вот как раз урок информатики может помочь любому человеку с этим справляться.
Руслан Арсланов: Ну все! Разобрались, теперь знаем. Пойдем на информатику.
Анастасия Семенова: Да. Отлично! Спасибо большое!
Руслан Арсланов: Спасибо большое, Алексей Викторович! С праздником вас, с Днем информатики! Алексей Малеев – директор Высшей школы программной инженерии МФТИ, руководитель тренерского штаба сборной России на Международной олимпиаде школьников по информатике. Спасибо большое еще раз.
Всех тоже поздравляем с Днем информатики! Пусть технологии будут вам понятны, полезны и действительно актуальны. Вот так скажу. Спасибо вам! Двигаемся дальше.