День колледжа
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/den-kolledzha-81445.html
Мария Карпова: С нами на связи директор колледжа «Энергия» Нерсес Нерсесян. Нерсес Владимирович, здравствуйте.
Нерсес Нерсесян: Добрый день.
Мария Карпова: Нерсес Владимирович, ну вот то, что именно высшее образование гарантирует успех в дальнейшей жизни, как вам кажется, такое устоявшееся мнение еще бытует в обществе?
Нерсес Нерсесян: Бытует в обществе 1990-х, но в 2020-х уже точно не бытует. Выпускники колледжа зачастую более успешны, чем выпускники вузов.
Мария Карпова: Как в целом сегодня можно описать ситуацию в среднем профессиональном образовании?
Нерсес Нерсесян: Оно сильно модернизируется, оно становится более технологичным, оно изменяет вообще, в принципе подходы к образовательному процессу с точки зрения и практических навыков. И самое главное, что оно очень востребовано.
Мария Карпова: Вот.
Нерсес Нерсесян: Потому что практически 70% выпускников 9-х классов поступают сейчас в целом по стране в колледжи.
Мария Карпова: Как мы понимаем, это вот породила история с нехваткой квалифицированных специалистов на рынке труда.
Руслан Арсланов: Или же нет, или какая-то другая причина?
Нерсес Нерсесян: Да много причин породило.
Первая причина – это более ранний выход на рынок труда и получение студентами конкретных навыков, позволяющих им трудоустроиться и зарабатывать достаточно приличные денежные средства, в отличие от вузов, где плечо подготовки все-таки прилично длиннее и базовых навыков практических несильно много дают.
Вторая история – это, конечно, то, что промышленность в полном объеме возрождается и просто банально нужны рабочие руки. Но рабочие руки не простые – нужны высококвалифицированные рабочие руки.
Ну и третий момент – это желание детей быть самостоятельными.
Мария Карпова: Вот, как раз хотела поговорить о том, что привлекает как раз современных школьников в таком образовании помимо того, что можно просто раньше начать свой профессиональный путь.
Нерсес Нерсесян: Ну вот то, что мы у себя наблюдаем, первое, что детей привлекает, – это другое образовательное пространство, отличное от школы. Все-таки в колледжах детям дается возможность, студентам, практически пробовать свои какие-то там, экспериментировать, делать стартапы, и вообще много чего делать, чего в школе в принципе невозможно с точки зрения собственного развития и нахождения себя в бизнесе. Это для нынешних детей крайне важно.
Второй момент, что в колледже дается, – это другая степень ответственности. Там нет классного руководителя, который за тобой, извиняюсь за выражение, сопли подтирает. Тут есть возможность создавать индивидуальные образовательные программы исходя из того, что реально у студентов, какие есть предпочтения и предрасположения. То есть это другой образовательный трек, его даже в принципе со школой сравнивать нельзя.
Мария Карпова: Можно нарисовать средний портрет подростка, для которого именно среднее образование сегодня станет лучшим вариантом продолжить учебу? Как я понимаю, он как минимум должен быть очень самостоятельным и ответственным.
Нерсес Нерсесян: Средний портрет достаточно сложно нарисовать. Можно нарисовать два портрета.
Портрет первый – это ребята, которые пришли в колледж, понимая, что они хотят дальше. Это те, которые решили, что, например, он хочет стать станочником, он понимает, что станочник 4-го разряда на предприятии ОПК получает зарплату 200+ тысяч, и он, соответственно, сделает все от себя зависящее, чтобы за 2 года стать хорошим станочником, получить 4-й разряд и уже на III курсе выйти на предприятие, достигнув 18-летнего возраста. Это вот один портрет ребенка, который пришел с совершенно четким пониманием цели.
Второй портрет ребенка – это тот, которого мама привела. Есть у нас в образовании такое понятие «мама хочет»: вот мама решила, что он будет айтишником, и вот она его привела. А дальше мы с ним год работаем и понимаем, что из него айтишника не станет, и мы ему меняем образовательную траекторию на ту, которая ему больше подходит. В 90% случаев это получается.
Вот я бы сказал, что у нас есть две парадигмы подготовки студентов и два типажа.
Мария Карпова: Насколько сегодня специальности, которые предлагают колледжи, в т. ч. и ваш колледж, отвечают запросам рынка труда?
Нерсес Нерсесян: Я думаю, на 100%, близко к 100%. Потому что у нас все программы, они же прописаны с якорными работодателями, и они четко ориентированы на историю трудоустройства. То есть для меня один из главных показателей успешности образовательной организации – это процент трудоустройства наших выпускников: чем выше процент трудоустройства выпускников, тем, соответственно, я считаю, что мои образовательные программы более успешны. На сегодняшний день у нас процент трудоустройства в целом по колледжу 82%.
Руслан Арсланов: А куда уходят вот эти оставшиеся 18%? Идут дальше учиться, или же они где-то, на каких-то этапах просто уходят из образовательного процесса?
Мария Карпова: Отсеиваются?
Нерсес Нерсесян: Первый поток – это те, которые уходят в вуз. С моей точки зрения они же не трудоустроены, они просто перешли в вузы.
Руслан Арсланов: Ну да.
Нерсес Нерсесян: Второй поток – это те, которые уходят во всевозможные силовые органы, которых мы с точки зрения трудоустройства тоже не видим. Ну а третий поток – это те, которые просто банально по какой-то причине не хотят работать, а хотят вот просто какое-то время ничем не заниматься, а потом, может быть, повторно придут обучаться уже на какую-то короткую программу... Которые, короче, находятся в поиске себя.
Мария Карпова: Какие изменения сейчас происходят в СПО? Какие новшества ожидаются? Чего, на ваш взгляд, не хватает?
Нерсес Нерсесян: На мой взгляд, не хватает школьной математики, физики, химии, потому что когда ребенок приходит учиться на станочника, это не тот станочник, который был 50 лет назад, – это в первую очередь программист, и мне для этого катастрофически нужна хорошая математика и физика. Потому что в противном случае обучить таким предметам, как «Сопротивление материалов», «Технология механизмов и машин» без понимания физики, геометрии очень тяжело. И мы вынуждены переделывать первый курс своей подготовки, первый курс образовательной программы так, что, например, у нас математика каждый день у ребят, для того чтобы компенсировать накопленное образовательное отставание. Это первая проблема.
Вторая проблема – это, конечно, опережение оснащения на сегодняшний день колледжей реальной промышленности. То есть у нас стоят суперсовременные станки, у нас стоит много чего, а потом он приходит на живое предприятие, а там еще какой-нибудь «Красный пролетарий» 1960-х гг. И вот синхронизировать подготовку тоже крайне важно с точки зрения того, чтобы наши предприятия несильно отставали от наших колледжей. Хотя, конечно, лет 10 назад такое бы звучало очень удивительно.
Руслан Арсланов: Ну да.
Нерсес Нерсесян: Но на сегодняшний день большинство колледжей оснащены, и в т. ч. благодаря федеральному проекту «Профессионалитет», лучше, чем предприятия. И в этом плане у предприятий есть некое технологическое отставание.
Ну и третье – надо восстанавливать систему подготовки инженерно-педагогических кадров для СПО.
Руслан Арсланов: Преподавателей?
Нерсес Нерсесян: Да, именно преподавателей для системы СПО. В России их на сегодняшний день практически никто не готовит.
Мария Карпова: Спасибо, Нерсес Владимирович!
Руслан Арсланов: Спасибо!
Мария Карпова: Мы желаем, чтобы эти три пункта все-таки сбылись, скажем так.
Руслан Арсланов: Да, обязательно, в том же порядке.
Мария Карпова: С праздником вас поздравляем!
Это был Нерсес Нерсесян, директор колледжа «Энергия».
Очень много ваших сообщений и фотографий, к сожалению, уже почти ничего не успеваем показать. Может быть, в начале второй получасовки.
Увидимся буквально через пять минут после новостей.