День логопеда
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/den-logopeda-82964.html
Вера Круглова: Ну что, Международный день логопеда сегодня, как мы уже, собственно, сказали.
Петр Кузнецов: [аплодирует] Большой праздник.
Вера Круглова: Да. Профессия, которая в последние годы стала особенно востребованной, и все потому, что число детей с нарушениями речи заметно увеличилось. Если, например, в советские времена это, ты помнишь, пара человек из класса, у кого были проблемы, которые плохо читали или не справлялись с программой по русскому языку, то сейчас это просто какая-то эпидемия.
Почему так происходит? Почему вообще появляются дефекты? Какой звук самый сложный в произношении? Правда ли, что заикание может вернуться? Эти и другие вопросы, ваши в том числе, зададим логопеду Татьяне Даниловой. Ну и ждем ваших звонков, вопросов на СМС-портал, пишите-звоните.
Петр Кузнецов: Прямо сейчас, да.
Татьяна у нас в студии. Доброе утро, проходите, пожалуйста.
Вера Круглова: Доброе утро, Татьяна.
Татьяна Данилова: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, а действительно у логопедов работы стало сейчас намного больше?
Татьяна Данилова: Да, к сожалению, в последние 15 лет количество детей [с нарушениями речевого развития] резко, в геометрической, можно сказать, прогрессии, увеличилось. То есть 20 лет назад я закончила институт, тогда не было такого количества [таких] детей.
Вера Круглова: Может быть, родители просто не обращались с этой проблемой?
Петр Кузнецов: Бдительными стали родители, поэтому увеличилась статистика?
Татьяна Данилова: Это, но не только, нет.
Вера Круглова: А что, в чем главная проблема, на ваш взгляд?
Татьяна Данилова: Среда изменилась, многие условия жизни изменились, начиная от воздуха, питания, беременности, родов – все это влияет, все это действительно влияет.
Петр Кузнецов: Гаджеты...
Татьяна Данилова: Ну, гаджеты – да, это уже потом, но еще до рождения ребенка может быть негативное влияние на речь в дальнейшем.
Петр Кузнецов: То есть вот эта история про то, что он когда в 6-месячном возрасте, еще вот здесь у мамы, он уже слышит речь взрослых, поэтому это уже начинает формировать? То есть разговоры взрослых влияют?
Татьяна Данилова: Да. Смотрите, во время беременности женщина может подвергнуться вирусной инфекции, каким-то стрессам, и это может повлиять на формирование вот этих...
Вера Круглова: Формирование чего, я не пойму? Это влияние на мозг или именно на артикуляционный аппарат?
Татьяна Данилова: На мозг, конечно, потому что есть зоны мозга, которые отвечают конкретно за речь, и если в этих зонах есть нарушения, они появились, то впоследствии у ребенка будут сложности в формировании речи.
Петр Кузнецов: То есть это правда, что некоторым детям помощь логопеда нужна уже с пеленок? Тоже удивительная такая штука, ну как бы все равно же он в это время еще не разговаривает...
Вера Круглова: Да, я тоже читала, что некоторые родители просто с года начинают водить ребенка к логопеду. Это оправдано чем-то вообще?
Татьяна Данилова: Я сейчас алгоритм опишу. Первое – это желательно хорошо родить, удачно.
Вера Круглова: С этого начать как минимум.
Татьяна Данилова: Да, с этого начать. Ну и понятно, беременность, роды – все влияет, все. Потом в первый год жизни мы обязательно должны ребенка ко всем специалистам, которые по диспансеризации у нас, это невролог, это окулист, это лор, т. е. слух нужно проверить... Потому что вот на этом моменте мы уже что-то можем понимать.
Дальше, когда у ребенка началось гуление, когда какие-то звуки он начал, комплекс оживления, т. е. он слышит, он видит, он эмоционально реагирует... И очень важно в первый год жизни моторное развитие, т. е. движение ребенка, это массаж очень хорошо ребенку делать... Смотреть, когда он поднял голову, когда он сел, когда он пополз, когда он пошел, – это все очень важно. Потому что фундамент речи – это тело тоже, т. е. моторное развитие.
Петр Кузнецов: Движение и речь тесно связаны.
Татьяна Данилова: Да.
И далее в первый год жизни у ребенка должны быть первые слова, «мама», «папа», и к 2,5 годам у него должна быть фраза и 2,5 тысячи слов уже.
Петр Кузнецов: Ну вот прямо есть такое какое-то золотое правило, действительно, именно вот 2,5 года и так экзамен сдаешь первый?
Татьяна Данилова: Да. Смотрите, если у ребенка не появились первые слова к году, это знак. Если у него нет фразы, хотя бы «мама, дай», «папа, на», хотя бы «би-би», хотя бы два аморфных слова, то это тоже повод обратиться.
Просто есть логопеды, которые оказывают раннюю помощь, раннее развитие, а есть логопеды, которые занимаются уже позже, это постановка звуков. Если мы говорим о постановке звуков, то это где-то 4–4,5 года. Если вы видите, что ребенок очень много звуков искажает, заменяет, звуки отсутствуют, – это, естественно, повод обратиться к логопеду.
Петр Кузнецов: Есть вот два типа родителей в этом плане. Понятно, что это глубоко ошибаются родители, которые говорят: «Ничего, потом догонит...»
Татьяна Данилова: Глубоко [ошибаются].
Петр Кузнецов: «Ну как, он же не может не разговаривать. Потом еще посмотришь, он еще лучше вот этого будет, который сейчас разговаривает». И вторые – это те, которые уделяют этому очень много внимания, т. н. процесс переразвития речи, когда они вот прямо пачками заставляют...
Татьяна Данилова: Гиперопека такая.
Петр Кузнецов: Нет-нет-нет, пачками заставляют учить что-то и потом, знаете, на публике, речью напоказ это еще называется, декламировать стихи. Это, наоборот, перекос в ту сторону – он тоже вреден?
Татьяна Данилова: Смотрите, какой перекос? Перекос – это когда мы ребенку что-то даем раньше, чем он к этому готов.
Петр Кузнецов: Да-да-да, я про это именно.
Татьяна Данилова: Например, чтение. Раннее обучение чтению... Чтение – это знаки, а ребенок в этом возрасте образами [оперирует], т. е. ему нужны образы, т. е. картинка. И если мы рано ему даем знаки, это может негативно повлиять на его развитие.
Вера Круглова: Каким образом?
Татьяна Данилова: Перекос такой будет в сторону, т. е. не будет образное мышление так развито, как оно должно быть. И вообще, перегруз, сейчас родители некоторые страдают вот этим, что как можно больше в ребенка что-то...
Петр Кузнецов: Дошкольника по школьной программе гоняют.
Татьяна Данилова: Да-да-да.
Вера Круглова: А потом уже, когда ты приводишь ребенка в школу, от него уже требуют, чтобы он умел читать, умел на начальной стадии считать...
Петр Кузнецов: А знаешь, почему? А потому что у родителей это тоже соревнование, чтобы вот прийти и чтобы он говорил лучше всех. Это же тоже...
Вера Круглова: Ну вот, кстати, умение говорить скороговорки всегда было показателем хорошей дикции. Наши корреспонденты попросили детей на улицах разных городов рассказать скороговорку, которую они знают. Давайте посмотрим.
ОПРОС
Петр Кузнецов: Пишут нам: «Дети молодцы».
Вера Круглова: Да.
Петр Кузнецов: Всем пятерки!
Татьяна Данилова: Да.
Петр Кузнецов: Можете сегодня в школу не ходить!
Вера Круглова: Вообще, даже сам факт, что они знают скороговорки, уже очень о многом говорит.
Татьяна Данилова: Молодцы!
Петр Кузнецов: Молодцы! Еще наши, кстати, что-то такое, оттуда.
Вера Круглова: Еще наши.
Петр Кузнецов: «Подруга попросила меня посидеть с дочкой, ей 7 лет. Я чуть с ума не сошла – с трудом ее понимала. Почти все буквы, которые есть в алфавите, она не выговаривала, причем маму это вообще не беспокоит», – из Москвы.
Вера Круглова: Вот, Татьяна, если у ребенка вот такая нечеткая речь, много звуков отсутствует, мама беспокоит, она отвела к логопеду – вот сколько должно пройти занятий, прежде чем какая-то положительная динамика наметится?
Татьяна Данилова: В первую очередь, конечно, все это индивидуально однозначно. Но я скажу вам, обозначу средние такие сроки: на один звук требуется около месяца, т. е. с момента постановки до введения звука в речь. Считаем: если звуков пять, это 5 месяцев примерно.
Смотрите, бывает такое, что родители задают вопрос «когда?». Мы не можем это сразу сказать, потому что для того, чтобы звук появился, нужно базу подготовить, мышцы... Мы работаем с мышцами. И основная проблема сейчас – это нарушенный тонус мышц у детей.
Вера Круглова: А с чем это связано?
Татьяна Данилова: Это как раз связано с повреждением, т. е. иннервация мышц, т. е. нервы двигают мышцами, и здесь у нас находятся 12 пар черепно-мозговых нервов, которые и обеспечивают работу мышц. Если в ядрах (это в коре головного мозга) произошли вот эти как раз минимальные изменения или по ходу мышц компрессия нерва во время родов могла [возникнуть], травма шейного отдела, и мы имеем немножко вот уже такую...
Вера Круглова: Вялый рот.
Татьяна Данилова: Вялый рот.
Петр Кузнецов: Это же, получается, не только к логопеду – это комплексный подход нужен.
Татьяна Данилова: Да, конечно, это невролог, это логопед, нейропсихолог тоже работает с такими нарушениями. Сейчас вообще дети с сочетанными, скажем так, нарушениями, когда нужен комплексный, междисциплинарный подход, и мы все должны знать, неврологи...
Вера Круглова: Например, родители заметили, они вот не могут понимать, что там у него с артикуляционным аппаратом, задействованы ли там те доли мозга, которые должны быть, но они слышат просто на слух, что их ребенок плохо говорит. Они привели его к логопеду – логопед может посоветовать родителям обратиться еще дополнительно к другим специалистам?
Татьяна Данилова: Конечно, конечно.
Вера Круглова: То есть он это может заметить и понять?
Татьяна Данилова: Естественно. Если это логопед, который хорошей квалификации, он опытный, он знает...
Вера Круглова: А как понять, что у него хорошая квалификация? Отзывы, понятное дело, а вот так еще по каким признакам?
Татьяна Данилова: Образование, опыт, отзывы, возможно, бывает «сарафанка», когда кто-то советует...
Петр Кузнецов: Да, конечно, знакомые в том же садике.
Татьяна Данилова: Но не всегда, конечно, это работает... Но сейчас, в век, так сказать, когда мы везде в соцсетях, на разных порталах находимся, там всегда есть информация, чаще всего.
Вера Круглова: Ну вот ребенок ходит-ходит, например, полгода уже ходит, а результата нет – для родителей это повод задуматься о том, что это не очень хороший специалист, или нет?
Татьяна Данилова: Смотрите, тут вопрос, что значит результат. Помните, я говорила, что, прежде чем получить звук, нам нужна база? Иногда над базой приходится долго работать. Сложно сказать.
Да, иногда действительно бывает, что ходили-ходили долго к логопеду и ничего. Возможно, логопед неправильно провел диагностику, может быть, выбрал не ту тактику... Возможно, прислушаться к такой, как сказать, интуиции родительской, потому что это очень сложно.
Иногда бывает так: ребенок занимался, 2 года ходил и никаких результатов, попал к другому логопеду и сразу результаты.
Вера Круглова: И заговорил.
Татьяна Данилова: А бывает такое, что занимался, тут бросили, попал к другому, и сразу звук пошел, а, возможно, тот подготовил базу. Вот тоже такой нюанс.
Вера Круглова: Я видела в интернете очень много роликов обучающих для родителей, когда с помощью ватной палочки, «помогите ребенку», вот такие упражнения...
Татьяна Данилова: Да-да.
Вера Круглова: Я вижу, и вы принесли какие-то разные страшные инструменты...
Татьяна Данилова: Да, инструменты.
Петр Кузнецов: Более профессиональные инструменты. Во-первых, у нас есть телефон для непосредственного звонка логопеду, прямая связь.
Вера Круглова: С этого следует начать.
Вот насколько действительно вот самостоятельно можно поставить звук ребенку с помощью той же ватной палочки? И расскажите про ваши инструменты.
Татьяна Данилова: Давайте я начну с того, что, родители, смотрите, если у вашего ребенка отсутствует один звук...
Петр Кузнецов: Один.
Татьяна Данилова: Один, любой.
Вера Круглова: «Р», например.
Татьяна Данилова: Да, «р», наш любимый «р», тогда можно попробовать. То есть попробовать вам никто не запрещает.
Вера Круглова: Мы хуже не сделаем?
Татьяна Данилова: Хуже... Может быть единственное, что ребенок испугается, если мы ему механически в рот что-то тыкаем, может быть, родитель просто с непривычки может как-то неприятно сделать ребенку. Можно что-то попробовать.
Знаете, я что посоветую родителям? Можно делать самостоятельно артикуляционную гимнастику. Она в общем доступе. Что это такое? Это когда мы отрабатываем как раз вот эти позы: «заборчик», открытый рот, «а», «лопаточка», вверх подняли, «парус», стучим за зубками «дын-дын-дын»...
Вера Круглова: А сколько вот нужно таких упражнений в день сделать? Сколько этой зарядке нужно посвятить времени своего?
Татьяна Данилова: Пять-десять минут хорошо было бы.
Петр Кузнецов: По утрам просто, как утренняя гимнастика.
Вера Круглова: Дын-дын-дын...
Татьяна Данилова: Да. Ну и к инструментам.
Петр Кузнецов: Главное, родителям от рабочего Zoom отключиться в этот момент, а то можно подумать, что что-то происходит не то.
Вера Круглова: Слушай, Петь, о тебе бы ничего плохого не подумали, это же твоя рабочая зона.
Петр Кузнецов: Да, абсолютно, я так себя и веду на рабочих созвонах.
Давайте к нашим инструментам.
Татьяна Данилова: Что хочу сказать предварительно? Логопед – это не совсем педагог уже сейчас. Насколько вы поняли...
Вера Круглова: Мне кажется, что да, это скорее что-то другое.
Татьяна Данилова: Я имею в виду, что мы одной ногой в медицине, потому что мы работаем с неврологическими нарушениями, вот это называется «стертая дизартрия» у детей, и как раз вот для этого нам нужны приборы, которые воздействуют на мышцы.
Вот это прибор – микротоки, которые мы используем, для того чтобы стимулировать и улучшать...
Вера Круглова: Подождите, вы сейчас меня очень удивили. У меня есть микротоки, которыми я пользуюсь для красоты.
Татьяна Данилова: Да, правильно. Вы же работаете над мышцами? И мы – над мышцами, понимаете?
Петр Кузнецов: Механика та же.
Татьяна Данилова: Да, конечно.
Вера Круглова: Это расслабление или стимуляция?
Татьяна Данилова: Это и то и другое.
Петр Кузнецов: Для тех, у кого нет такого прибора, – как? Мы подносим, включаем, и там начинается... ?
Татьяна Данилова: Да. Мы прикладываем, и токи стимулируют мышцу.
Петр Кузнецов: Как массажер, да?
Татьяна Данилова: Да. Это вот такие мы используем приборы...
Петр Кузнецов: Но опять же, нужно уметь им пользоваться, понять, какие режимы ребенку выставлять.
Татьяна Данилова: Да, там определенные режимы, конечно.
Вера Круглова: То есть, наверное, это профессиональный прибор.
Татьяна Данилова: Да, это у специалиста.
Вера Круглова: Не нужно бежать заказывать его сейчас.
Татьяна Данилова: Нет.
Петр Кузнецов: Версий нет, поэтому сразу же вам.
Татьяна Данилова: Вибромассажер. Мы включаем... Попробуйте, вибрирует.
Петр Кузнецов: А-а-а, у кого нет денег на микротоки?
Татьяна Данилова: Вибрирует.
Вера Круглова: О боже.
Татьяна Данилова: Мы делаем массаж языка, массаж щек...
Петр Кузнецов: Желтой частью, да?
Татьяна Данилова: Да. Там много насадок.
Петр Кузнецов: Он как будто бы многофункциональный, т. е. вот эта ручка тоже для чего-то нужна.
Татьяна Данилова: Да-да. Это тоже профессиональный прибор.
Вера Круглова: А у всех логопедов есть такие, или это вот для продвинутых пользователей?
Татьяна Данилова: Не у всех, не у всех. Сейчас уже многие логопеды понимают, что для того, чтобы поставить звук, надо привести тонус мышц в порядок, а это как раз и есть то, чем мы приводим тонус мышц в порядок.
Вера Круглова: Все похоже на косметические какие-то приборы! Тут и скребок, и валик, и все.
Татьяна Данилова: Немножко, да.
Петр Кузнецов: Опять же, даже вот самым вот этим простым гаджетом, массажером чтобы пользоваться, все равно нужна рекомендация логопеда обязательно, сколько раз, как, что именно разминать, какую часть? А не просто купил и сам делаешь.
Татьяна Данилова: Да. Если это, то логопед вам может порекомендовать, и дома по инструкции логопеда вы делаете. То есть логопед показывает, и родитель может воспроизвести это дома.
Петр Кузнецов: Ага, понятно.
Татьяна Данилова: Также мы используем зонды для массажа языка...
Вера Круглова: Это, получается, механически, а это электрически.
Татьяна Данилова: Да. Зонды для постановки звуков, вот такой вот зонд. Например, звук «р» мы можем...
Петр Кузнецов: Ага.
Татьяна Данилова: «Р-р-р».
Вера Круглова: Это принцип, наверное, как с ватной палочкой.
Татьяна Данилова: Да, как с ватной палочкой. А ватная палочка – это предмет-зондозаменитель. Вот это зонд, а это – зондозаменитель, мы то же самое делаем: «р-р-р».
Вера Круглова: Это вот с помощью этого упражнения какой звук можно поставить?
Татьяна Данилова: Звук «р». То есть мы, например, говорим, если у ребенка есть «ж» или «д/ж», «д-р-р-р».
Петр Кузнецов: Скоро отцы детей с таким звуком будут заводить автомобили в своих дворах, ведь скоро декабрь и январь.
Вера Круглова: Так, а это что за штучка?
Татьяна Данилова: Я забыла упомянуть о том, что у нас два, так сказать, базовых [элемента], над чем мы работаем, – это артикуляционная поза и воздушная струя, дыхание, потому что для многих звуков нужен выдох, направленный выдох. Если для звука «с» мы должны дуть вниз, «с-с-с», то для звука «р» нам нужно дуть вверх, струя должна быть очень... Сейчас попробую...
Петр Кузнецов: Ага, мы должны вращать...
Татьяна Данилова: Да, дуть.
Вера Круглова: Это тяжело? Дайте я попробую тоже.
Татьяна Данилова: Да, попробуйте. Таких много тренажеров.
Петр Кузнецов: А если не получается?
Татьяна Данилова: Все, отлично, закрутилось.
Вера Круглова: У меня получилось.
Татьяна Данилова: У вас даже лучше, чем у меня. То есть дыхание – это тоже база для речи, для звуков, без этого нельзя.
Петр Кузнецов: Мы сейчас продолжим. Я лишь напомню нашим телезрителям, что еще есть возможность и время дозвониться, задать свои вопросы. Взрослые тоже могут задавать, потому что у взрослых проблемы остаются, и говорят, что это только сложнее делать, поэтому логопеду Татьяне Даниловой вопросы задавайте.
Вера Круглова: А вот, кстати, если говорить о взрослых, насколько взрослому человеку реально поставить себе какой-то звук?
Татьяна Данилова: Реально. Но я все-таки хочу сказать, что лучше обращаться к специалисту. Потому что, смотрите, дело в том, что вызвать звук – это одно... Допустим, вызвали звук, кто-то, родитель вызвал или сам человек, но есть нюансы, период автоматизации звука, период введения звука в речь, особенно у детей мы работаем еще над фонематическим слухом – это слух на звуки родного языка. Ребенок должен различать этот звук, он должен его вычленить из ряда других звуков и понять, что в это слово его нужно вставить.
Вера Круглова: А правда ли, что если у ребенка плохая дикция, плохая речь, это также сказывается на его успехах в школе, когда, например, грамотность страдает очень сильно?
Татьяна Данилова: Однозначно.
Вера Круглова: С чем это связано? Это тоже доли мозга?
Татьяна Данилова: Да, вот как раз с этим и связано. Нарушения письма, это дисграфия, нарушения чтения (дислексия) – это вторичные нарушения, когда мы не проработали до школы те нарушения, о которых мы говорили, т. е. нарушения звукопроизношения, снижение фонематического слуха. Ребенок говорил «сапка», ему не исправили, в школе ему учитель диктует «шапка» и он пишет «сапка» – вот вам дисграфия.
Петр Кузнецов: А, даже пишет...
Татьяна Данилова: Естественно. У него снижен слух, он плохо вычленяет. Если у него были грамматические нарушения...
Мы не осветили момент, что есть нарушения звукопроизношения, а есть системные нарушения речи, когда у ребенка нарушены звукопроизношение, слоговая структура слова и грамматический строй речи, системное нарушение.
Вера Круглова: То есть все это взаимосвязано в любом случае?
Татьяна Данилова: Естественно.
Вера Круглова: А с заиканием логопед может помочь справиться?
Татьяна Данилова: Да, с заиканием логопеды многие работают, многие работают успешно, но лучше всего, если это будет такое, знаете, групповое, комплексное. Есть специальные центры, где это поддерживают, т. е. там есть группа и есть работа с семьей, потому что семья тоже... Вот в плане заикания атмосфера в семье...
Петр Кузнецов: Важен круг как раз. Мы об окружении будем говорить в следующем часе, поэтому это комплексно.
И правда ли, мы этот вопрос в самом начале задавали, что заикание на самом деле может и вернуться? Кажется, уже все...
Татьяна Данилова: Да, конечно же да, потому что там есть неврологическая тоже база. Тут бывают, знаете, уловки, т. е. человек просто учится с этим жить и почти незаметно для окружающих [заикаться]. Там просто разные формы тоже есть.
Петр Кузнецов: Любая стрессовая какая-то ситуация, и все это снова всплывает?
Татьяна Данилова: Да, может.
Вера Круглова: Заикание – это все-таки психологическая проблема, или физический характер она тоже имеет?
Татьяна Данилова: Там разные есть виды заиканий. Там есть, где есть органическое поражение, на котором вот это все...
Вера Круглова: ...строится.
Татьяна Данилова: ...строится, да, и тогда понятно, что достаточно сложно.
Вера Круглова: Никакие лекарства при этом тоже не помогают, да?
Петр Кузнецов: Не могу не зачитать, это действительно большая проблема сейчас: «Занятия у логопеда платные даже в детском саду. Как быть, если родители не могут оплатить занятия?» Очень много сообщений по поводу того, что сейчас хороший логопед платный.
Татьяна Данилова: Да.
Петр Кузнецов: К сожалению, это не только про логопеда, про нашу медицину, но это другая тема уже.
Спасибо вам большое! Татьяна Данилова, логопед.
Татьяна Данилова: Спасибо вам!
Петр Кузнецов: Еще раз с праздником профессиональным.
Татьяна Данилова: Благодарю!
Петр Кузнецов: Спасибо за вашу профессию!
Вера Круглова, Петр Кузнецов. Мы вернемся через пять минут во втором часе, две темы. Можете уже задавать вопросы, потому что мы будем говорить об активностях во дворе особенно, задавайте вопросы нашему эксперту вообще, просто о ваших спортивных активностях любых уже сейчас, обязательно Эдуарду передадим.