Петр Кузнецов: Ну вот, теперь к мороженому приступаем, вот оно у нас здесь появилось. Стоит о нем подумать, мы вот так сделали, и оно уже... Вера Круглова: ...материализуется. Петр Кузнецов: Материализовалось, да. Вера Круглова: Смотри, какое красивое! Петр Кузнецов: Есть повод на самом деле. Вера Круглова: Есть, есть. Петр Кузнецов: Это не только начало лета. Вера Круглова: Да, потому что что сегодня за день? Сегодня Всемирный день мороженого. Поздравляю нас с этим всех. Петр Кузнецов: Вот они на сцене, наши жидкие аплодисменты. Жидкие почему? Потому что аплодисменты тоже тают с каждой секундой, вот такие дела. Вера Круглова: Да. Ты знаешь, откуда вообще пошел этот день? 236 лет назад 10 июня начались первые массовые продажи мороженого. То есть до этого это, наверное, было такое лакомство не для всех... Петр Кузнецов: Просто для себя. Вера Круглова: Да, это был такой эксклюзив. А вот первые массовые продажи начались именно 236 лет назад. Петр Кузнецов: Оно уже плавится... Вера Круглова: Ты смотри, оно ждет, оно ждет уже, когда мы его съедим. Петр Кузнецов: И имя самого изобретателя, человека, который придумал все это, мы не знаем, у каждого свой. Здесь в истории это потерялось. Вера Круглова: Да, по крайней мере нигде не попался этот факт. Но, может быть, вы знаете, наши уважаемые телезрители, и нам расскажете, кто же изобрел мороженое. Я думаю, это было значительно раньше, чем начались массовые продажи... Петр Кузнецов: Да, конечно. Просто кто-то подумал: «Хм... Об этом должен знать весь город!» Согласно статистике, абсолютный лидер по продажам сейчас, я так понимаю, что это свежая как раз статистика, и это логично, предсказуемо, не знаю, просто это как-то у нас в крови, что ли, – мороженое в стаканчике. Вера Круглова: Самый привычный формат. Петр Кузнецов: Встречайте, вот оно. Вера Круглова: Вот же оно. Это оно слезу пустило, да? Петр Кузнецов: Да. Во-первых, это привычный для россиян формат упаковки. Во-вторых, стаканчики дешевле всего: средняя цена составляет 51 рубль... Давно я не видел... Вера Круглова: Хорошее мороженое, мне кажется, да. Петр Кузнецов: Да, 51 рубль? Дешево как-то. Вера Круглова: Ну да. Петр Кузнецов: Давно я не покупал. Вера Круглова: Вот сейчас есть возможность тебе попробовать, вспомнить забытый вкус. Петр Кузнецов: Да, я уж надеюсь. Я, кстати, очень люблю... Я сейчас чуть-чуть еще подожду, я думаю, мы дойдем и до этого вопроса... Я, конечно, люблю подтаявшее, т. е. я... Как это, наверное, мороженое medium rare называется. Вера Круглова: Наверное. Петр Кузнецов: Ну серьезно, сильно холодное, вот сразу из холодильника, я лучше тогда вообще не буду. Вера Круглова: Я люблю больше medium well. Петр Кузнецов: Это которое подзамороженнее, да, получается? Вера Круглова: Чуть-чуть, да, чтобы можно было дольше наслаждаться. Петр Кузнецов: Я знаю тех, кто вообще любит, чтобы оно расплавилось просто чуть ли не до состояния напитка... Вера Круглова: И ложечкой, да, его кушать? Ну тоже вариант. Петр Кузнецов: Ну что, друзья? Давайте поприветствуем в студии нашего эксперта. У нас сегодня два эксперта, вопросы задавайте сейчас, может быть, как раз вы не понимаете... Вера Круглова: Что-то хотите узнать. Петр Кузнецов: Для ребенка особенно, потому что как вот, на что обращать внимание. Ну правда, 70% не обращают внимание... Ольга Соколова, эксперт молочной отрасли, микробиолог, у нас в гостях. Здравствуйте, Ольга. Вера Круглова: Здравствуйте, Ольга. Ольга Соколова: Здравствуйте. Вера Круглова: Спасибо, что пришли к нам. Петр Кузнецов: Мне кажется, что все-таки 70% особенно родителей ну вот сейчас, мне кажется, что к вот этому холодильнику на улице, в парке тянет ребенок больше всего: «Вот это хочу!» – тянет... И ты берешь просто потому, что он показывает вот на это красненькое: «Я хочу красненькое!» Вера Круглова: Что-нибудь яркое, что-нибудь... Голубое очень хотят дети... Петр Кузнецов: Давай так, Вера, вот наши потянут – ну не смотрим же мы на упаковку, правда? Вот он хочет из этого всего многообразия вот это вот какое-то яркое... Вера Круглова: Смотря насколько истерично в данный момент он хочет. Ольга Соколова: Кстати, не соглашусь. Мне кажется, что это такое у нас историческое, еще с Советского Союза, когда были вот эти лоточки, были вафельки, и вот зачерпывали, тебе на вафельку клали вторую вафельку, оно все там течет... Это так вот в семьях какое-то ностальгическое. Мне кажется, тут не дети верховодят, а, может быть, даже бабушки, дедушки, которые свою молодость вспоминают. Вера Круглова: Нет, я думаю, Петя говорит о составе конкретном. Ольга Соколова: А, о составе. Петр Кузнецов: О составе. Вера Круглова: Бывают такие химические цвета, что просто даже смотреть на них страшно. Петр Кузнецов: Абсолютно. Вы хороший пример, кстати, привели. Раньше когда вот накладывали, там и негде почитать-то было. Сейчас вроде бы как есть упаковки. Давайте так, моделируем ситуацию: на что мы должны обращать внимание? Мы должны читать упаковку? Вера Круглова: Что должно быть в составе и чего не должно? Ольга Соколова: Смотрите, у нас сейчас очень разграничивается, достаточно жестко, мороженое с растительными жирами и без растительных, если мы говорим о мороженом молочном, есть же еще сорбеты... Вера Круглова: Но мороженое – это же прежде всего молочный продукт, верно? Ольга Соколова: Не обязательно. Вера Круглова: Оно не должно растительные... Ольга Соколова: Всякие сорбеты, фруктовые льды – они тоже мороженые. Кстати, первое мороженое когда изобрели, это был именно сок, смешанный со льдом. Вера Круглова: А вы знаете, кто автор был? Ольга Соколова: По идее, из Китая пошло это. На Тибете смешивали... Петр Кузнецов: Опять они! Вера Круглова: Древние цивилизации. Петр Кузнецов: Ну ладно, хорошо. Ольга Соколова: Всегда найдется азиат, который это умеет. Петр Кузнецов: Нам пишут про пальмовое масло. Итак, читаем упаковку... Вот давайте даже на примере, когда мы не можем прочитать... Ольга Соколова: Там упаковки нет. Петр Кузнецов: Да. Ольга Соколова: Вы знаете, я пыталась прочитать еще за кулисами: тут очень неконтрастный текст. Здесь еще более-менее, а вот та упаковка нарушает законодательство, потому что контрастность... Петр Кузнецов: Вообще, на майонез похоже больше... Ольга Соколова: Да не в этом дело: контрастность текста к упаковке должна быть, это по ГОСТ прописано и в техническом регламенте. Вот эта упаковка не контрастная. Петр Кузнецов: Невозможно прочитать, поверьте на слово, вот так вот сделаем... Ольга Соколова: У меня 100%-е зрение, и я пыталась прочитать, я не смогла прочитать. Петр Кузнецов: Даже не пытайтесь. Вот пример. Такое ощущение, что буквы расставили здесь... Не читаем, поэтому лучше тогда не брать? Ольга Соколова: Ну да. Петр Кузнецов: Основной компонент, который нас должен смутить? Ольга Соколова: Разные есть виды мороженого: есть молочные, есть сливочные... Вера Круглова: А чем молочное от сливочного отличается? Ольга Соколова: На сливках и на молоке. Я хочу сказать сразу, что, например, наличие сухого молока в составе – это нормально, это даже хорошо, это обеспечивает как раз плотность, консистентность. Сухое молоко – это не фальсификация, это компонент. Что должно смутить? Меня бы смутило, вот о чем вы говорили, цена 56 рублей, потому что... Вера Круглова: 51 даже было. Ольга Соколова: 51 даже, да? Ослышалась. Я услышала 50 с чем-то, подумала, что это настолько ненормально, что, пожалуй, стоит... Вера Круглова: Это очень низкая цена? Ольга Соколова: Да, это низко. Вера Круглова: Для мороженого это совсем низко. Петр Кузнецов: Мне показалось, я в СССР оказался. Там, конечно, вообще три копейки стоило... Ольга Соколова: Нет, это, скорее всего, с растительными жирами. То есть это отдельная категория продуктов, она имеет право на существование, и многим даже нравится больше с растительным жиром мороженое. А если мы хотим покупать без растительного жира, то нужно обязательно вчитываться, и цена, конечно, будет выше, это первое. Петр Кузнецов: Тот случай, когда мы должны все-таки ориентироваться по цене. Ольга Соколова: По мороженому – да. Петр Кузнецов: Чем дороже, тем качественнее. Ольга Соколова: Вот многие любят смотреть срок годности, но поскольку мороженое – это такой специфический продукт, у которого есть, по большому счету, срок хранения, а потом после него срок годности. Мы можем хранить в морозилке, достали из морозилки... И вот перед нами стоит живой пример, когда мороженое уже такое почти негодное, оно растаяло, оно уже не очень. Вера Круглова: То есть его нужно достать и съесть, обратно его не нужно убирать? Ольга Соколова: Да, у него есть срок хранения. Если в процессе перевозки, логистики или каких-то неполадок в магазине... Как вот некоторые делают хулиганы в магазинах, в супермаркетах: они набирают полные тележки и уходят, а потом люди, которые работают в этом супермаркете, из этих тележек все раскладывают... Мороженое, конечно, уже будет растаявшее в таком случае. То есть обращать внимание на консистенцию. Через упаковку консистенцию видно, поэтому... Что далеко ходить – я в выходные умудрилась купить два мороженых одинаковых: одно было нормальное, а второе, видимо, вот такое вот, оно там в пакете где-то... Вера Круглова: А вот бывает такое, что берешь мороженое, а упаковка вздулась как будто бы. Что это значит? Ольга Соколова: Вот если мы говорим о стаканчиках, например, такую упаковку делают специально, чтобы оно внутри не деформировалось. То есть как таковая вздутая... Петр Кузнецов: Вакуум такой создают? Ольга Соколова: Не вакуум – наоборот, пересыщенный, как подушка перераздутая такая. То есть делают специально, чтобы при транспортировке они не поменялись, не разбились, сохранили свой товарный вид. Так что такого бояться не стоит. Вера Круглова: У нас звоночек есть от Александра из Барнаула. Александр, приветствуем вас. Ольга Соколова: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вот у нас гормолзавод есть «Молочная сказка», выпускает мороженое «Пломбир», цена 45 рублей. Раньше, при советской власти, 20 копеек стоило. Очень вкусное мороженое – приезжайте к нам, покушаете. Ольга Соколова: А я была недавно в Барнауле и как раз... Вера Круглова: Вот 45 рублей. Ольга Соколова: Во-первых, если мы говорим о регионах и есть в городе завод, который делает, как правило, нет вот этих накруток за логистику... Вера Круглова: То есть тогда цена может быть такой? Ольга Соколова: Там действительно дешевле, может быть подешевле, да. Опять же, мы приходим в магазин, например, при заводе, или просто райпо какое-нибудь – там может быть подешевле. А если мы приходим в наши сетевые крупняки, они же идут через распределительные центры, и это все равно дороже выходит. Петр Кузнецов: А есть в таком случае региональные особенности именно в технологиях? То есть, например, далеко не будем от Барнаула – знаменитое барнаульское мороженое, оно чуть полезнее, чем все остальные? Ольга Соколова: Вполне возможно. Потому что где есть своя сырьевая зона, там всегда будет лучше. Вера Круглова: То есть если при заводе есть еще и какой-нибудь молочный комбинат... Ольга Соколова: Не то что при заводе, хотя можно и так сказать... Не при заводе молочный комбинат, а ферма, вы имели в виду, которая коров выращивает. Вера Круглова: Да-да-да. Ольга Соколова: Да, конечно, это идеально. И логистика... То есть у нас, например, я расскажу, недавно была на заводе в городе с красивым названием Джанкой, и туда везут молоко чуть ли не из Калужской области, потому что рядом не хватает. Конечно, вот там тяжело с логистикой, но там прекрасные вообще условия. Если есть какой-нибудь... У нас очень много производств, которые находятся в тех местах, где нет молочного скотоводства, у нас две трети страны за полярным кругом, но молочные продукты есть и там. У меня подружка в Анадыре живет, и они прямо ждут, когда им привезут молочку, потому что, естественно, там ни животных нет, ни молочного скотоводства... Ну и цены там... Вера Круглова: А вот если, допустим, брать вашу профессиональную деятельность, наверняка во многих регионах мороженое пробовали – где самое вкусное, на наш взгляд? Ольга Соколова: По настроению, если честно. Бывает настроение, хочется какое-нибудь суперсливочное мороженое, в одних местах кажется вкуснее, а другое – в других местах. Тут сложно сказать даже. Вера Круглова: А если говорить о пользе мороженого? Вы сказали, есть и сливочное, и молочное, и с растительными жирами. Вот для организма какое полезнее всего? Нам тут, кстати, телезрители написали, что если съесть мороженое в плохом настроении, то оно его поднимет, а если в счастливый момент, дополнительно усилит приток эндорфинов. Ольга Соколова: Я знаю, что у вас будет еще второй эксперт, наверное, она лучше раскроет этот вопрос, нутрициолог. Вера Круглова: А вот как раз она уже на связи с нами. Петр Кузнецов: Лилия Стародубцева, давайте поприветствуем. Лилия, здравствуйте. Лилия Стародубцева: Здравствуйте-здравствуйте. Петр Кузнецов: Мы вот начали уже рассуждать на эту тему. Что именно в мороженом вырабатывает в нас серотонин, скорее всего, тоже он работает здесь в этом случае? Ольга Соколова: Дофамин, наверное. Лилия Стародубцева: Я думаю, что, как всегда, все думают про наш любимый сахар. Вера Круглова: Дело в сахаре? Петр Кузнецов: Это основной компонент, без него опять же никуда. Основные компоненты, как мне кажется, вот эти три слона – это молоко, сахар, ну и фрукты, если мы говорим... Ольга Соколова: Не фрукты, нет, там добавки. Петр Кузнецов: Добавки. Ольга Соколова: Потому что там стабилизаторы обязательно, иначе оно просто не выдержит... Вера Круглова: Лилия, расскажите нам, каким должно быть мороженое по содержанию, чтобы все-таки оно больше пользы, чем вреда, приносило. Петр Кузнецов: И вообще, возможно ли это? Лилия Стародубцева: Чем мороженое более натуральное... Вот я на самом деле согласна с вашим первым экспертом: если мороженое более натуральное, если оно сделано из качественного молока, из хороших сливок, то действительно оно будет более полезным, несмотря на то что в нем содержится сахар, который мы с вами никуда не уберем. И если мы говорим с вами о каких-то фруктовых видах мороженого, то опять же, если оно будет более натуральным, соответственно, оно будет более полезным. Вера Круглова: А сколько можно съесть мороженого, я не знаю, в день, в неделю, для того чтобы вреда не было? Петр Кузнецов: Вот сейчас июнь, жаркая погода, давайте сутками мерить. Вера Круглова: Да, все хотят охлаждаться. Лилия Стародубцева: Сутками мерить... Друзья мои, все зависит также от того, кто ест мороженое, т. е. в каком состоянии здоровья находится человек. Если мы говорим о ребенке, у которого есть аллергии, естественно, сначала нужно аллергию убрать, потом уже говорить о мороженом. Вера Круглова: Если мы говорим о здоровом человеке. Лилия Стародубцева: Если мы говорим о здоровом человеке, то точно не каждый день. Может быть, два-три раза в неделю в первой половине дня, если мы не хотим, чтобы у нас мороженое еще где-то отложилось. Петр Кузнецов: Я сейчас слышу у экранов: о-о-о... Вера Круглова: О-о-о... Да-да-да. Петр Кузнецов: Лето только началось, так что задумайтесь. Вот как раз у нас есть пример, Лилия, здесь как раз есть проблема со здоровьем, сам человек в этом признается: «Лишний вес 19–20 килограммов, – можно ли мороженое в этом случае? Не ем сладкого, кроме зефира, пастилы, и то в норме. Вес сброшен около 30 килограммов или больше», – а, т. е. лишний вес есть, но вы еще и сбросили... Ладно, дело не в этом. То есть человеку с такими проблемами сколько можно, раз он спрашивает? Лилия Стародубцева: Если мы хотим сбросить вес, если вес сильно большой... Видите, здесь человек уже сбрасывает, т. е. он нашел систему, по которой сбрасывает вес, и все-таки сладкое ест. Можно употреблять мороженое раза два в неделю в первой половине дня. Вера Круглова: А если вот хочется мороженого, т. е. это даже к сезону не будет иметь отношения, просто вот перманентное такое состояние, хочется всегда мороженого, о чем это может говорить? Это может говорить о каких-то дефицитах в организме? Лилия Стародубцева: Это может говорить не только о дефицитах – это может говорить о нарушении микрофлоры. Например, люди, у кого в организме есть грибок, у кого есть кандидоз, например, их будет тянуть на мороженое. Люди, у которых есть проблемы с гормональным фоном, их тоже может тянуть на мороженое. Людей, у кого есть инсулинорезистентность, тоже может тянуть на мороженое, у них любимый сладкий продукт – это мороженое. Будет тянуть, конечно. Петр Кузнецов: Вот нам сейчас просто показывают рядом с вами разные виды – какой из видов все-таки самый безвредный, если мы говорим о формах? Фруктовое? Лилия Стародубцева: Если мы говорим о формах, я всегда буду смотреть состав. Лично я выберу из хорошего молока или хороших сливок. Петр Кузнецов: Как вы определяете вот хорошее молоко? Научите нашего телезрителя по упаковке. Вот он приходит – как он узнает, хорошее это молоко или нет? Лилия Стародубцева: Ох, друзья мои, здесь только анализ покажет, вы ничего такого сверхъестественного не сделаете, к сожалению. Вот, например, кто-то говорил о Барнауле, что там качественное мороженое, а в моем родном городе (не буду говорить каком, потому что у нас там один этот молочный завод), к сожалению, не отличается качеством, хотя огромный завод, который продает продукцию в Москве, в Екатеринбурге, везде. Качество, на мой взгляд, очень недостойное, поэтому гордиться, к сожалению, не смогу своим заводом в своем городе. Вера Круглова: Ну вот есть виды мороженого: сливочное, мы уже перечислили, молочное, фруктовый лед, сорбеты разнообразные – из них какое лучше выбрать, для того чтобы, скажем так, оно не настолько вредным было? Петр Кузнецов: Тут, наверное, нужно разделять еще для тех, кто следит за фигурой... Вера Круглова: Ну да. Лилия Стародубцева: Я бы выбрала с минимумом добавок, это, естественно, молочные варианты. Но если мы говорим, допустим, о непереносимости лактозы, то, естественно, человек выберет фруктовый вариант мороженого. Петр Кузнецов: Хотя сейчас, наверное, уже придумано мороженое на кокосовом молоке, да? Ольга Соколова: Десерты, это не совсем... Вера Круглова: А какие-нибудь обезжиренные или альтернативный вид молока? Петр Кузнецов: Протеиновые. Ольга Соколова: Протеиновые тоже из молока делаются. Лилия Стародубцева: Протеиновые, да, абсолютно верно, тоже из молока. Если мы с вами говорим о кокосовом молоке, то, вы знаете, его с какими-то стабилизаторами, заменителями сахара тоже очень тяжело найти в нашей стране. Мы же с вами не в Таиланде живем. Ольга Соколова: Да и потом, чтобы структуру придать, там столько добавок будет... Лилия Стародубцева: Поэтому лучше выбирать ту продукцию, которая для наших регионов актуальна. Петр Кузнецов: Вы знаете, еще вопрос. Все-таки, Лилия, несмотря на то что Ольга сказала, что все равно фрукты – это не фрукты... Давайте предположим, что фрукты и ягоды, вот они настоящие, известно, что они богаты витаминами. Лилия Стародубцева: У меня ребенок так и делает. Петр Кузнецов: При вот таком виде, в мороженном, в холодном виде, они сохраняют все свои свойства? Лилия Стародубцева: Вот, кстати говоря, о холодном виде. Прямо сказать, что все свои свойства сохраняют, конечно, нет, но и полностью не портятся, так скажем, если мы возьмем, допустим, блендером измельчим арбуз и его заморозим, у меня ребенок так делает мороженое. Но в отношении температуры: наш организм так устроен, что он все, что мы с вами съедим, либо подогреет до температуры тела, либо будет остужать до температуры тела и только потом усвоит. То есть для нашего организма все-таки холодные варианты еды – это не совсем его история, так скажем. Но поскольку лето, хочется, мы можем все это есть в допустимых количествах, гуляя по паркам днем. Петр Кузнецов: И вот мы теперь подобрались к еще одному... Тут еще и стереотипность будет присутствовать... Давайте поговорим о том, насколько вредно мороженое в жару. Есть целые исследования, статьи, говорящие о том, что ни в коем случае. Потом еще к стереотипу приступим, связанному с ангиной. То есть если вы хотите съесть мороженое, то это ни в коем случае не в жару нужно делать. Как тогда, зимой, что ли, в январе? Ольга Соколова: Как раз вот зима была у нас. Петр Кузнецов: Все уже, поели, сезон. Лилия Стародубцева: Друзья мои, все зависит от состояния здоровья человека. Если мы говорим о среднестатистическом здоровом человеке, если он съест мороженое два, пусть даже три раза в неделю, ничего страшного не произойдет, если у него относительно здоровый иммунитет. Петр Кузнецов: Все, два-три раза в неделю, как раз запомнили, это общая формула. Последний стереотип, что тем, кто простудился, как раз, наоборот, полезно есть мороженое. Вера Круглова: Именно не простудился, а когда ангина. Петр Кузнецов: Да. Как это работает? Лилия Стародубцева: Вы знаете, все бывает по-разному. Кто-то себя так психологически настраивает, что действительно может выздороветь. У кого-то сильное изменение микрофлоры, и на него влияет большое количество сахара, даже небольшое количество сахара может влиять. Ангины же тоже не просто так происходит. Очень часто они происходят из-за вируса Эпштейна – Барр, который селится в миндалинах, и, естественно, он тоже может реагировать на изменения нашего pH и т. д. Сладкое всегда будет подкармливать ту флору, которой у нас не должно быть много. То есть результат может быть разный. Это все равно что мы бы сейчас с вами обсуждали, а действительно ли всякие алкогольные напитки можно употреблять при различных болезнях, – друзья мои, 50 на 50: кому-то поможет, кому-то – нет. Но вот здесь в основном сработает психика, психосоматика, а не состав продукта. Петр Кузнецов: Лилия, спасибо большое за ваш комментарий! Лилия Стародубцева, нутрициолог. Вера Круглова: Спасибо, Лилия! Лилия Стародубцева: Спасибо. Ольга Соколова: Я сейчас, кстати, вспомнила, Лилия сказала: есть же сейчас целая когорта мороженого с алкоголем. Вера Круглова: Кстати, да, я тоже недавно увидела и очень удивилась. Ольга Соколова: Да. Мы когда покупаем, вы говорите, на что обращать внимание, когда мы в парке гуляем, – чтобы там не было алкоголя, я бы сказала, потому что это совершенно другая категория продукции. Вера Круглова: У нас вот телезрители нас решили просветить и пишут: «В 1649 году появилось ванильное мороженое, его придумал французский кулинар Жерар Тирсен. После этого рецептура ледяного десерта обновлялась постоянно, появлялись все новые и новые сорта. Широкая общественность узнала рецепт благодаря Прокопио деи Колителли, который открыл первое кафе-мороженое в Париже. И никакой не Китай», – вот пишут. Ольга Соколова: Ну прекрасно. Вера Круглова: Спасибо вам большое за историческую справку, очень полезно. Петр Кузнецов: Общечеловеческое изобретение, будем считать. Сколько национальностей уже мы насчитали... Значит, уже мы подходим к каким-то итогам. Ольга Соколова: По составу еще, мы как-то сорвались с этого вопроса. Вера Круглова: Вот еще телезрители пишут, самое популярное, как Петя сказал, мороженое в вафельном стаканчике, спрашивают, почему раньше он хрустящий был, а сейчас нет. Петр Кузнецов: Вот, хороший вопрос по стаканчику. Вера Круглова: Что со стаканчиком? Ольга Соколова: Давайте про состав, а потом про стаканчик. По составу, смотрите, у нас сейчас по закону мы должны писать и состав мороженого, и состав глазури. Очень часто люди смотрят огромный состав, не понимая, что это глобально два состава... То есть вот эскимо у нас лежит, например, там будет состав и эскимо, самого мороженого, и глазури. А глазурь – это шоколад, это кондитерская история, и, естественно, состав вот этой глазури будет очень большой, там будет много и растительных жиров, и всего... То есть мороженое будет сливочное, например, без какого-либо пальмового масла... Вера Круглова: А глазурь может быть как раз-таки. Ольга Соколова: А глазурь – да. И люди смотрят, видят огромный состав: «О, нет, продукт не натуральный». То есть обязательно нужно смотреть. Там будет написано в составе «Молочная основа» или «Состав мороженого», а потом будет «Состав глазури», если мороженое в глазури. Или, бывает, стаканчик изнутри тоже вымазан или рожок, даже чаще бывает, шоколадом. И тогда совершенно другое восприятие этого состава, т. е. нужно смотреть молочную основу. Почему стаканчики были хрустящие? Во-первых, потому, что у нас делали мороженое, поставляли вот в эти лотки, у нас не было такого мороженого упакованного, закаленного, которое сейчас продается. То есть у нас если вы возьмете мороженое, которое изготовлено два часа назад, например, оно тоже будет хрустеть, а когда оно у нас моталось по всяким распределительным центрам, потом лежало еще в морозилке... Петр Кузнецов: В Барнаул заехало опять же. Ольга Соколова: В Барнаул заехало, в секретный город, откуда у нас Лилия Стародубцева... Петр Кузнецов: В Джанкой еще. Ольга Соколова: Понятное дело, что он размокает. Состав стаканчика самого, т. е. сейчас количество добавок, разрешенных к применению, гораздо меньше, чем было разрешено тогда, т. е. тогда просто не думали о добавках, добавляли много что, и оно сохраняло хрустящую структуру. Вера Круглова: А вы по вкусу сама могли бы определить, настоящее или не настоящее? Ольга Соколова: Только если... Не всегда. Петр Кузнецов: Меня оператор Сергей призывает попробовать. Я что-то наслушался, так не хочется... Я и в парк сейчас выйду и не возьму. Полезный разговор. Вера Круглова: Я еще один быстренько задам вопрос: хрустеть шоколад должен на эскимо или... ? Ольга Соколова: Зависит от шоколада. Бывает шоколад, который дешевенький, он такой расплывается, мягкий, он не будет хрустеть. Вера Круглова: То есть чем дороже, чем качественнее, тем более хрусткое. Петр Кузнецов: Да, и не за 51 рубль, мы выяснили. Ольга Соколова: Если сделать мороженое из качественных материалов, сделать глазурь качественную, а потом не очень качественную логистику поставить, оно тоже будет так себе. Петр Кузнецов: Ольга, спасибо вам большое! Вера Круглова: Спасибо вам большое! Петр Кузнецов: К сожалению, время, еще за кадром поговорим. Ольга Соколова, эксперт молочной отрасли, микробиолог. Ольга Соколова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Спасибо большое! Мы через пять минут вернемся, во втором часе, друзья, никуда не уходите. Посмотрите за это время на упаковку мороженого, а мы вернемся с двумя темами скоро.