День моряка
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/den-moryaka-90502.html
Петр Кузнецов: Собственно, он отмечается сегодня, всех причастных сразу с праздником.
День моряка, или День мореплавателя, праздновать начали, кстати, только с 2010 года, именно День моряка... Там очень много, можно запутаться, потому что в первое воскресенье июля еще один какой-то, Всероссийский день моряка, что ли, отмечают, но это вот международный.
Анастасия Семенова: Ага.
Петр Кузнецов: Чтобы не запутаться: торжество посвящено в первую очередь морякам Торгового флота, чью роль в мировой экономике трудно переоценить – именно они обеспечивают до 90% всей мировой торговли, перевозят грузы, товары между странами, поддерживают глобальные цепочки поставок.
Кроме того, праздник посвящен и борьбе с пиратством, все еще оно живет, на сегодняшний день это главная проблема гражданского флота. Основными районами нападений считаются побережья Африки, Юго-Восточной Азии, а также вод близ латиноамериканского континента.
В России День моряка не выходной день не официальный, но его, конечно, широко отмечают в морских портах, учебных заведениях, на предприятиях, связанных с водным транспортом. Мы тоже хотим поздравить всех причастных.
А начнем мы поздравление с девушки-моряка, она одна из героинь недавнего путешествия наших коллег на Шпицберген. Они отправились на архипелаг из Мурманска на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов», но молчать не стали...
Анастасия Семенова: Молодцы!
Петр Кузнецов: ...а пообщались с той самой, что выбрала такую нелегкую и, казалось бы, неженскую профессию, и с той, у которой сегодня тоже профессиональный праздник.
СЮЖЕТ
Виктория Ермакова: В море как-то все более спокойно становится. Как мы выходим, так более спокойная жизнь: все по расписанию, все так, как надо. Главное – любить свое дело, уважать саму природу, уважать море само по себе.
Анастасия Семенова: Так что вы пишите, звоните, особенно ее вы или ваши родственники связаны с морским и речным транспортом или вам просто есть что сказать о роли и значимости торгового моряка.
Вот нам уже даже прислали фотографию. «Здравствуйте, добрый день. Учусь в Государственном университете морского и речного флота им. адмирала Макарова на судоводителя, заканчиваю III курс».
Петр Кузнецов: Ого!
Анастасия Семенова: «После каждого курса мы проходим практику на судах Торгового флота. Свои первые рейсы я совершила на нефтеналивных танкерах в Индию и Китай». Сейчас покажем фотографии. «И особенно хотелось бы поблагодарить своего первого капитана Смирнова Михаила Юрьевича и старшего механика Сидорова Вячеслава Алексеевича, пожелать им крепкого здоровья, спокойных рейсов и семь футов под килем».
Петр Кузнецов: Как настоящие мореплаватели с Индокитая начали, да.
Анастасия Семенова: И это девушка!
Петр Кузнецов: Да, еще одна, представляете?
Анастасия Семенова: Вот, смотрите, сколько прекрасных фотографий.
Петр Кузнецов: Стоило задать этот ритм, нетривиально, скажем, подойти к Дню моряка, смотрите...
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое!
Петр Кузнецов: У моряка не только мужское лицо, между прочим.
Валерий из Иваново: «Я на Тихом океане тоже нес когда-то службу. Всем камчатским мореманам руку жму во имя дружбы!» – потрясающе, еще и в стихи завернул Валерий. Получается, что вас тоже с праздником! Спасибо, что вы с нами, продолжаете нас радовать четверостишиями и не только, восьмистишиями тоже, бывает.
У нас была девушка-судоводитель, да?
Анастасия Семенова: Да, судоводитель.
Петр Кузнецов: Еще один судоводитель прямо сейчас – Сергей Гмыра с нами на связи, рулевой-моторист, инженер-судоводитель, а еще и владелец компании по производству яхт, вот так, вся жизнь связана с водой. Сергей, доброе утро.
Анастасия Семенова: Поздравляем вас!
Петр Кузнецов: Поздравляем, во-первых, да, с профессиональным праздником, с одним из в этом году.
Сергей Гмыра: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Что для вас море, что для вас река, что для вас океан? Наверное, не имеет значения, что под вашей яхтой, катером, кораблем находится?
Анастасия Семенова: Лодкой...
Сергей Гмыра: Нет, конечно, река, море и океан...
Петр Кузнецов: Различаете.
Сергей Гмыра: … – это две разные стихии по своей сущности и по своей мощности. Для меня это, наверное, бо́льшая часть жизни моей, поскольку после интерната поступил обучаться на рулевого-моториста, 3 года обучение, практика, походы на нефтерудовозе... В общем, походил.
А потом уже, когда попал в Москву, стал здесь работать, так волею судеб сначала позвали заниматься продажами яхт, а потом уже открыл свою компанию непосредственно по строительству частных судов (яхты, катамараны и хаусботы), с тем чтобы и люди получали наслаждение от общения с водой, набирались силой и воспитывали своих детей, свое юное поколение людьми мужественными, которые могут справляться с трудностями и могут все уметь в этой жизни.
Потому что то, что дает практика моряку, – это очень большое такое умение проходить трудности. Ты попадаешь в шторма не только вот на море, но и в жизни проходишь шторма какие-то. Эта практика закаляет человека, ну и вместе с тем в хорошую погоду, в хорошей компании дает очень большие, прекрасные ощущения, человек набирается силы, путешествует, ходит и получает удовольствие, ну а дальше там реализует себя в хороших своих делах.
И в принципе, если говорить о мечте, о тревел-блогинге...
Петр Кузнецов: Блогерах, да-да-да, о работе мечты, вы слушали.
Анастасия Семенова: Да.
Сергей Гмыра: ...о путешествиях, то как раз вот путешествия на хаусботах в России, где очень много воды, где от Санкт-Петербурга до Сочи 5 тысяч километров только по воде, можно получить колоссальное удовольствие, колоссальную практику. Можно научиться всему в этой жизни, в т. ч. приобрести верных, надежных друзей, которые в море тебя никогда не бросят, ну и на суше, конечно, помогут в трудную минуту, потому что морская практика сплачивает людей.
Петр Кузнецов: «Моряк – это не профессия», – пишет телезритель, что примечательно, из Архангельской области. А вот действительно, это же не ради пафосной конструкции придумано, что море не отпускает, все равно на берегу какое-то время можно пробыть, а потом дальше оно зовет, море, океан. Есть такой вот позыв и зов, зов оттуда?
Сергей Гмыра: Есть, совершенно верно. Вы знаете, я попал вот в училище на рулевого-моториста буквально случайно: после 8-го класса я уехал из интерната домой и на остановке увидел объявление о том, что набирается группа рулевых-мотористов. Приехал в то время в город Куйбышев, поступил, и я думаю, что с тех пор меня вот это вот вообще никогда не отпускало. Даже когда я уехал на Крайний Север, там работал водителем, еще какие-то были [работы], но море всегда звало, всегда волновалось и ждало, когда я вернусь назад. Ну, в принципе вот я вернулся...
Анастасия Семенова: Сергей, а где вам проще, в воде или на суше? Вот не знаю, можно так спросить?
Сергей Гмыра: Вы знаете, у моряка есть две стихии, и вода, и земля. На земле тебя ждут родные и близкие, ты всегда с ними встречаешься и проводишь замечательно время. Но море тебя зовет – ты идешь делаешь свою работу, выполняешь, набираешься и опыта, набираешься новых друзей, растешь, получаешь удовольствие... И так проходит жизнь моряка, между землей и морем.
Петр Кузнецов: Вот что интересно – морские традиции, морские какие-то...
Анастасия Семенова: ...приметы...
Петр Кузнецов: ...приметы какие-то живут, какие-то новые появляются? Или как это работает? Когда-то давно вот было заведено, и это все из поколения в поколение передается? Ну вот, например, самое яркое... правда, сейчас наши первые героини, я думаю, вы тоже не пропустили эти сюжеты, как раз рушат эти традиции... женщина на корабле – это к беде, например, самая распространенная примета.
Сергей Гмыра: Да, это очень старинное поверье. Конечно, сейчас женщины на корабле – это к тому, что с судном будет все в порядке: оно будет ухожено, оно будет всегда в чистоте, весь экипаж будет накормлен, ухожен, обслужен и все прочее. Поэтому такого вот, что женщина на корабле к беде, сейчас 100% нет.
Какие-то мелкие приметы... Допустим, у нас в России моряки не любят выходить в рейс по понедельникам...
Петр Кузнецов: До сих пор работает?
Сергей Гмыра: Это примета у них, что в дальнейшем в рейсе можно попасть в какую-то беду. Таких глобальных, наверное, старинных не осталось. Но у каждого есть свои маленькие приметы, свои маленькие требования к выходу, к ритуалу перед выходом, как подготовить яхту, хаусбот или катамаран, выйти... Каждый создает свои собственные ритуалы небольшие.
Анастасия Семенова: А можете своими поделиться, если это не секрет?
Сергей Гмыра: Да нет, не секрет – нужно все проверить тщательно, хорошо, по списку, лучше составить чек-лист и в принципе найти те нюансы, которые, может быть, кто-то пропустил... Потому что человеческий фактор никогда никто не отменяет, всегда нужно тщательно перед выходом из порта лодку проверять, и лучше самому.
Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо большое! Еще раз с праздником! Сергей Гмыра, рулевой-моторист, инженер-судоводитель, владелец компании по производству яхт.
Сергей Гмыра: Большое спасибо! Всех коллег с праздником!
Петр Кузнецов: Да, присоединяемся.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Много чего можно было обсудить и о состоянии речного транспорта, морского у нас... Но, я думаю, водный сезон только начинается, поэтому мы еще это обсудим, успеем.
Анастасия Семенова: И завершим: «Доброе утро. Я круизер с 25-летним стажем. Это магнит, и это прекрасно!» – Оксана из Москвы.
Петр Кузнецов: Оксана из Москвы, третья девушка-моряк, получается так.
Анастасия Семенова: Да.
Петр Кузнецов: «Круизер», я сразу подумал, что это водитель Land Cruiser…
Анастасия Семенова: Да, я тоже.
Петр Кузнецов: Они так шутят. Ладно...
Друзья, мы продолжим шутить завтра. Завтра четверг, встречаем его вместе, на том же самом месте, в то же самое время, с теми же самыми ведущими: Анастасия Семенова...
Анастасия Семенова: ...Петр Кузнецов.
Петр Кузнецов: С 9 до 11. Пока!
Анастасия Семенова: Пока-пока!