Мария Карпова: Я уже сто раз говорила в эфире. Я не люблю мультфильмы. Петр Кузнецов: Запомни: телезритель, для телезрителя это не сериал. Мария Карпова: Хорошо я выступила в День анимации? Я надеюсь, эксперт нас не слышит. Петр Кузнецов: И причем еще... Причем еще: «Я уже не раз говорила в этом эфире». Сегодня к тебе ночью придут всякие мультперсонажи. Не будут давать тебе спать. Сниться тебе. Шуметь. Дергать одеяло. Кирилл Поликарпов с нами на связи – креативный директор Московского музея анимации. Кирилл! Прошу прощения за соведущую. Уже много раз в эфире я об этом говорил. Мария Карпова: Здравствуйте, Кирилл! Кирилл Поликарпов: Доброе утро! Петр Кузнецов: Ну, Кирилл. Видишь, у него не очень настроение, видно. Кирилл! По поводу: «раньше было лучше». Правда ли, что те самые лучшие мультфильмы на самом деле (я тут вычитал) были кризисом и застоем в отечественной мультипликации? Который потом сами мультипликаторы считали временным периодом. Что сейчас все это пройдет. Это там связано с техникой ротоскопии. Они считали, что она такая. Да-да-да. Ну вот это больше не про творчество, а про работу руками, про ремесло. Мария Карпова: Я прошу прощения, Кирилл, за своего соведущего. Петр Кузнецов: Кирилл, я очень рад, что у меня это получилось и с вами. Мария Карпова: Кирилл? Может быть, Кирилл нас не слышал? Петр Кузнецов: Не знаю. Кирилл Поликарпов: Это самая лучшая шутка со времен ушедшего бедного, несчастного нашего Задорнова. Мария Карпова: Объясните. Мы часто шуток Петра не понимаем. Объясните все, что здесь сейчас он сказал. Кирилл Поликарпов: Дело в том, что мы сейчас с вами пытаемся, знаете, что сделать? Мы сейчас с вами пытаемся найти иголку даже не в стоге сена. Иголку на солнце. Иголку на солнце. Где там у нас иголка на солнце? Давайте ее будем искать. Петр Кузнецов: Ага. Ну, то есть она там расплавилась. Кирилл Поликарпов: То есть о чем разговор? О том, какие мультики были? Или то количество, которое снимается сейчас? Или технологии, которые мы используем? О чем разговор? Вот какой конкретный вопрос вас интересует в первую очередь? Петр Кузнецов: Меня интересует: почему мы все время, когда говорим о том, что раньше было лучше, и почему мы таким образом просто вот не принимаем все то, что сейчас дает в данном случае современная анимация? Почему у нас на все «нет»? Я понимаю, что это моя история. И вот этот факт, который вас рассмешил, он как-то не совсем клеится с вопросом. Но давайте решим: та техника, она была сложнее. Давайте так: сейчас уделяется внимания больше форме или содержанию? Потому что тогда была и форма, и содержание. Что сейчас не устраивает тех, кто привык к тем самым добрым, лучшим мультфильмам на свете? Кирилл Поликарпов: Мне кажется, на этот вопрос может ответить любой человек. Потому что сейчас есть такой девиз. Он негласный. Я даже думаю, что, может быть, вы его нигде и не встретите в каких-то официальных заявлениях. Но, тем не менее, он есть. Вот такая тенденция: больше, быстрее, дешевле. Петр Кузнецов: Да. Кирилл Поликарпов: Это тенденция. Это, по сути, тренд современной российской мультипликации. Вот что здесь вас устраивает? Лично вас или кого-то еще? Вот что-то вообще в принципе устраивает вот в этом?.. Это лозунг. Это такой лозунг, такой шикарный, который уже несут, уже тащат, уже, я не знаю, там размахивают, на площади скандируют. Петр Кузнецов: Безусловно, да. Это подстраивание продукта под аудиторию. То есть, есть понимание того, что если не быстро, не проще, то это не будет смотреться современными детьми. Кирилл Поликарпов: Анимация, это всегда было искусством. Петр Кузнецов: Именно. Кирилл Поликарпов: Ведь недаром же раньше говорили: кинокартина. Кинокартина – это не только кинематограф. Это не только кино. Это еще и анимация, то же самое. Потому что раньше все, что шло в кинотеатре, называли кинокартиной и относились к этому соответствующим образом: киноискусство. То есть это искусство в первую очередь. Если мы говорим о том, что это анимация – то это тоже искусство. Если мы говорим про аниматоров, которые должны что делать, - они должны оживлять героев. Но если аниматор может оживить героя и, можно сказать, наделить его какими-то качествами. Какими качествами? Вот какие качества должны присутствовать в современном герое? Ну, в принципе, опять-таки, если мы хотим воспитывать детей по своему образу и подобию, и если мы хотим, чтобы они там через 10–15 лет не задушили нас в кровати подушкой, например, то тогда все в принципе должно касаться именно тенденции. И именно такое есть понятие, называется «преемственность поколений». Вот преемственность поколений, она сейчас совершенно не наблюдается. То есть те люди, которые начали делать анимацию 30 лет тому назад, после развала Советского Союза, они сейчас делают свое кино. Оно – их кино. Вот насколько оно действительно идет в народ, насколько оно существует и может жить именно в наших реальных реалиях, можно посмотреть вот по тем интервью, которые давали люди на улице. То есть, в принципе, людей все устраивает. Мы же говорим, о чем? О том, что мы хотим развивать гармоническую личность. Мы хотим, чтобы у нас был патриотизм. Чтобы у нас были люди толерантные, воспитанные. И мы говорим, о чем? О том, что мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, красивыми и умными. Не дебилами, которые могут бегать на улице и кричать: «Миу! Миу! Миу! Миу!» Кто-то хватается за голову. Кто-то падает в обморок. Подходят, спрашивают: «А ребенку плохо, что ли? Ему надо доктора вызвать? Или что? Что с ним происходит?» Петр Кузнецов: Ну а согласитесь, мы не можем. Безусловно, то, что было – это идеал. Но мы не можем каждому поколению показывать одни и те же мультфильмы. Или можем? Ну, то есть он же должен, современная анимация, развиваться. Кирилл Поликарпов: ... можем или не можем. Знаете, это дело добровольное: не хотите смотреть – не смотрите. Петр Кузнецов: Понятно. Да-да-да. Сидеть на одном и том же чемодане. Кирилл Поликарпов: Я говорю про тенденцию. Ведь мы говорим, о чем? Мы говорим о том, что мы хотим. Что мы хотим? Мы хотим, чтобы наши дети стали лучше, чем мы сами. Правильно? Петр Кузнецов: Ну, это все зависит от вопроса конкретного родителя. Кирилл Поликарпов: Каждая клеточка живого организма хочет продолжиться. Поэтому мы, естественно, хотим нести то доброе, разумное, вечное, что было когда-то в нас. Петр Кузнецов: Ну да. Кирилл Поликарпов: Вот, например, если мы говорим о том, что несет культурный код русского человека, русской нации. Что это такое, как вы думаете? На ваш взгляд, что это такое? Петр Кузнецов: Кирилл! У нас минута! Даже 40 секунд. Кирилл Поликарпов: Что содержится? Именно в чем содержится этот культурный код? Это пословицы и поговорки русского народа. Их понимают все. Любого человека спроси. Даже те дети, которые вообще не занимаются в школе, там полные лоботрясы – задай им этот вопрос, и они сразу же начинают. Они там встрепенутся и сразу начинают вспоминать какие-то пословицы. Мария Карпова: Кирилл! 20 секунд буквально. Кирилл Поликарпов: Они учат нас жизни. Петр Кузнецов: Давайте вот, да. Кирилл, спасибо большое! Действительно, большой разговор. И я бы его с удовольствием продолжил, если бы у нас было время. Но я думаю, что поводов еще... Мария Карпова: С Днем анимации, Кирилл, вас поздравляем! Петр Кузнецов: Да. Спасибо! Кирилл Поликарпов, креативный директор Московского музея анимации. «Современные мультфильмы – барахло, да и кинофильмы тоже». Из Москвы. Мария Карпова: «Мне не нравятся». Да. Петр Кузнецов: Досталось всем. Мария Карпова: Много называют мультфильмы. Но в основном любимый мультик называют советский, действительно. «Ежик в тумане», «Аленький цветочек».