День смеха
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/den-smeha-87795.html
Петр Кузнецов: Марина Докучаева с нами на связи, психолог и кандидат психологических наук. Вот с этой точки зрения на юмор зайдем. Здравствуйте, Марина.
Анастасия Семенова: Марина, доброе утро.
Марина Докучаева: Доброе утро, друзья.
Петр Кузнецов: Давайте начнем с распространенного этого мифа, мы с него начали, получается, и, по сути, завершаем им этот разговор короткий про юмор, хотя он всеобъемлющий, безусловно: чувство юмора, оно или есть, или его нет – это миф действительно? Можно ли эту штуку натренировать?
Марина Докучаева: Безусловно, это миф и натренировать можно. Потому что если в семье с детства ребенок слышит, как родители шутят, у него формируются новые нейронные связи и появляется привычка шутить во взрослом состоянии. Это исключительно тот навык, который можно просто растренировать и сделать так, как вы хотите.
Петр Кузнецов: Шутить неудачно, он может это делать, но не получается...
Анастасия Семенова: Да, окружающие не понимают.
Петр Кузнецов: Окружающие не понимают – это проблема окружающих или источника?
Анастасия Семенова: Ты же не можешь шутить сам перед собой...
Марина Докучаева: Если мы говорим про ребенка, то, когда он шутит, лучше его поддерживать обязательно, потому что нужно улыбаться, смеяться, уточнять эту шутку, и тогда он будет понимать, что он в безопасном пространстве, и во взрослом состоянии он уже будет шутить более адекватно, более весело и более как бы так понятно, в соответствии с контекстом ситуации.
Если мы говорим про взрослого человека, он шутит и от этого получает удовольствие, ну на здоровье, пусть шутит. Единственное, что не всегда это бывает адекватно и люди как бы немножко испытывают такой испанский стыд. Наверное, близкие люди должны подсказать, что конкретно в какой-то ситуации, наверное, не стоит шутить.
Анастасия Семенова: А если возвращаясь к ребенку, вот вы говорите, нужно поддерживать...
Марина Докучаева: Однозначно.
Анастасия Семенова: ...и ребенок, взрослея, будет думать... Да, хорошо, ребенок вырос, и он знает, что всегда была хорошая реакция, но действительно как-то получилось, что с чувством юмора не сложилось. Тут тоже должны родители сказать: «Лучше промолчи», «Лучше не шути»? Как тут быть, чтобы в такой неловкой ситуации не оказаться?
Марина Докучаева: Смотрите, дело в том, что мы сейчас говорим про ребенка, правда. Ведь когда он взрослеет, взрослеет его личность, уровень интеллекта у него поднимается, правда, социализация совершенно другая, и, конечно же, его юмор будет однозначно на уровне просто потому, что он с детства тренировался и уже понял, что для человека, что для окружающих людей будет смешным.
То есть это был тренинг в течение всей его жизни, и я уверена, что такой человек, я знаю таких людей лично, всегда будет актуален в обществе, потому что он уже настолько прокачан в области юмора, что он уже четко понимает, где и как шутить.
Анастасия Семенова: Границы.
Петр Кузнецов: Марина, вот как раз о границах. Чувство юмора как защитный шлюз для психики, вот такая функция...
Марина Докучаева: Однозначно, да.
Петр Кузнецов: Как это вообще работает?
Марина Докучаева: Дело в том, что вообще чувство юмора – это копинг-стратегия как форма того, как мы адаптируемся к стрессу. На самом деле эта копинг-стратегия очень экологичная и очень правильная. Когда мы что-то катастрофизируем и начинаем шутить, то вот эта катастрофизация рассасывается и нам кажется, что все не так страшно. На самом деле это очень полезное свойство нашей психики.
Анастасия Семенова: Вот нам даже написали из Москвы: «Я медик. Мы так и говорим, что держимся за счет юмора на работе».
Петр Кузнецов: Ну да-да-да.
Марина Докучаева: Так и есть, да.
Петр Кузнецов: Не знаю, у нас или вообще, просто в человеческой природе смеяться в трудные времена, это же помогает.
Анастасия Семенова: Да, это помогает.
Петр Кузнецов: Хотя опять же кто-то с осуждением [может сказать]: «Сейчас трудные времена, а вы смеетесь».
Анастасия Семенова: Из Нижегородской области вот такое сообщение: «Смех – это лучшее лекарство. Хохочите безудержно, весело и задорно, а главное, от души: и молодость сохранится, и нервы крепче будут».
Петр Кузнецов: Кстати, когда мы смеемся не от шуток и ощущения радости, а вот как будто бы просто так, ну тут сразу же вспоминается про признак...
Анастасия Семенова: ...отклонения.
Петр Кузнецов: ...дурачины.
Марина Докучаева: Дело в том, что ваш телезритель очень правильно заметил тот факт, что, когда мы смеемся, выделяется огромное количество гормонов радости, и это стабилизирует нашу нервную систему. Нам известен тот факт, что если мы впадаем в депрессию или у нас очень низкое эмоциональное состояние, это значит, что нам не хватает гормонов радости, их огромное количество, и как раз смех – это естественный способ их получить.
Но если человек неадекватно, просто сам по себе смеется, то, конечно же, это признак психического нездоровья. Здесь стоит понаблюдать за человеком: или это просто была какая-то истерическая реакция, которая больше не повторится, потому что был острый стресс, или если это на постоянной основе, следует, конечно, обратиться к психиатру, именно к врачу, для того чтобы понять, есть ли какие-то патологические процессы, которые происходят в психике данного человека.
Анастасия Семенова: Вот из Саратовской области [сообщение] как вы прокомментируете: «Люди без чувства юмора – очень страшные люди, с ними надо быть очень аккуратными». Бывает такое...
Марина Докучаева: Не всегда.
Анастасия Семенова: Не всегда?
Марина Докучаева: Дело в том, что есть такое представление, понятие, в общем-то, это доказанный факт, о том, что человек с высоким интеллектом всегда имеет чувство юмора. Это, наверное, не всегда про то, что есть у человека невысокий интеллект, но про то, что к юмору он относится с опаской, потому что с детства он к этому не привык, родители не шутили, родители были строгими, и для него, может быть, кажется, что юмор – это способ нарушить его личные границы, например.
Петр Кузнецов: Ага.
Марина Докучаева: Он это воспринимает как вызов. Поэтому это не факт, что человек, допустим, психически нестабильный или человек низкоинтеллектуальный, но факт в том, что он с юмором не имел дела.
Петр Кузнецов: Марина, еще об одном таком методе. Многие советуют этим заниматься по утрам: «Заставьте себя улыбнуться, чтобы сразу настроить себя...»
Анастасия Семенова: Или кривляться.
Петр Кузнецов: Кривляться. Нужно ли себя заставлять это делать?
Анастасия Семенова: Потому что бывает, что настроения нет...
Марина Докучаева: Дело в том, что это вот такая форма обратной связи. На самом деле это действительно имеет место быть, это действительно работает. Почему? Потому что когда наша психика считывает с нашего лица факт того, что мы улыбаемся, даже через силу, то для психики это равно «все хорошо, я в безопасном пространстве, у меня хорошее настроение».
То есть мы действуем не от центра (я имею в виду головной мозг и наши эмоции), а от обратной связи, и это очень здорово помогает, это научно доказанный факт. Поэтому если вам не хочется улыбаться, плохое настроение, но хочется поднять себе настроение, то обязательно старайтесь улыбаться через силу, это тоже очень здорово помогает.
Петр Кузнецов: Все, прекрасно, хороший совет.
Марина Докучаева, психолог, кандидат психологических наук. С завтрашнего дня... Можно даже не обязательно с утра – с сегодняшнего дня заставляем себя это делать.
Очень много вопросов, конечно: чем отличается наш, есть ли национальные особенности у юмора... Наш какой вот?
Анастасия Семенова: Есть долгий заход к какой-то шутке, мне кажется.
Петр Кузнецов: А, я думал, это про мои подводки к теме.
Анастасия Семенова: Нет-нет-нет.
Петр Кузнецов: Опять же, женщины и мужчины, как мы друг друга понимаем, на одном языке мы разговариваем или вы не поймете какие-то...
Анастасия Семенова: Вот границы, да, как мужчина над женщиной подшучивает или женщина над мужчиной, ведь и обидеть кого-то можно. Есть у нас такие коллеги, кто может обидеться.
Петр Кузнецов: Может, конечно, их много.
На самом деле вопросов много, много интересных подтем в этой истории. Надеюсь, что мы обратимся к этим вопросам и найдем ответы все-таки на эти вопросы не через год, поводов для этого много, да хоть каждый день бери и разговаривай о чувстве юморе, информационный повод все время нам жизнь подкинет.
Через секунду еще один информационный повод, который не жизнь подкинула, хотя о жизни тоже будем говорить, а сегодняшний календарь: еще одна очень важная дата.