День вулкана
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/den-vulkana-79919.html
Антон Липовский: Ну что, поехали? Мне тут понравилась формулировка: «Вулканы Камчатки – это вулканы для каждого». Настя, вот так продавать надо. «У нас интересно провести один день и две недели. Вы можете подняться на вулкан и отдохнуть в термальных источниках, пожить в палатке, остановиться в глэмпинге, пройти пешком или долететь на вертолете, приехать с детьми и родителями всей семьей».
Но 17 августа пройдет ключевое событие, приуроченное ко Дню вулкана, – массовое восхождение на Авачинский вулкан. В этом году на участие зарегистрировалась тысяча человек. Старт назначен на 7 утра.
Как это возможно? Кто туда попадает? Какие условия? Как проходит отбор? Сейчас все узнаем. Обещали мы Петропавловск-Камчатский на связи, и есть он у нас. Александр Журавлев на связи, директором автономной некоммерческой организации «Камчатский выставочно-туристический центр». Александр, вам уже доброго дня, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Доброго дня, здравствуйте.
Александр Журавлев: Здравствуйте. Уже доброго вечера. Анастасия, Антон, уважаемые зрители, я вас приветствую.
Антон Липовский: Александр, скажите, вы в офисе находитесь? Вы в офисе находитесь? Офис где-то высоко сейчас? Вы на вулкане? Где вы сейчас?
Александр Журавлев: Нет, офис находится на высоте 200 метров над уровнем моря. А на вулкан мы отправимся буквально после того, как закончится интервью. И высота у подножия вулкана – это 800 метров. С этой высоты будут завтра стартовать все желающие в 7 утра.
Антон Липовский: Отлично! Тысяча человек – это правда? Ну, это заявки подали тысяча человек. А сколько реально пойдут, Александр?
Александр Журавлев: Нельзя прогнозировать. В прошлом году было заявок 900, а поднялось 1 300 человек. То есть мы никому не отказываем, желающие могут подняться. Но у нас в этом году введено новшество – у нас автоматическая система фиксации старта и финиша. То есть каждому участнику выдается жетон электронный, он проходит через стартовую арку и проходит уже на кратере вулкана через финишную арку. Соответственно, результаты максимально точные и в реальном времени спускаются на сервер. После чего человек, спустившись на подножие, получает сертификат о восхождении. Конечно же, тех, у кого такого номера не будет, они сертификат получат, потому что все понятно.
Но бывает такое, что погода плохая, либо дачники выбирают дачу, потому что есть и жители Камчатки среди восходящих, и приходит вместо тысячи человек, например, человек семьсот. Прогнозировать сложно всегда, все зависит от настроения и погодных условий.
Александр Журавлев: Ничего себе, как вы легко говорите! Восхождение на вулкан – все зависит от настроения. Ну, погодные условия – понятно. Но «настроение» – это звучит так достаточно легкомысленно. То есть получается, что каждый? Мы с Настей тоже сейчас заказываем билет, прилетаем к вам завтра и тоже можем пойти?
Анастасия Семенова: Мы уже не успеем.
Антон Липовский: Или все-таки какой-то отбор есть?
Александр Журавлев: Все правильно Анастасия говорит.
Анастасия Семенова: Опоздали!
Александр Журавлев: Ну, можно попробовать прилететь завтра, но восхождение совершить послезавтра, потому что вулкан у нас общедоступный.
Анастасия Семенова: Заманчиво, Александр!
Антон Липовский: Да. Ну смотрите, все-таки по поводу отбора. Действительно каждый может пойти? И мы прилетим и пойдем, и все, кто захотят, заявились, тоже пойдут? Или все-таки отбор какой-то, отсев существует?
Александр Журавлев: Ну, так как это массовое восхождение, естественно, конечно же, мы все это проводим под контролем. У нас там и все службы: и спасательный отряд, и МЧС, и пожарные, и машина скорой помощи, и вертолет медицины катастроф. Но это про массовое восхождение идет речь. Туда может пойти каждый, подготовка физическая не играет никакой роли. Главное – быть хорошо выспавшимся, отдохнувшим на неделе. И, конечно, желательно накануне немножко побегать. Но в целом из практики: в позапрошлом году поднималась бабушка, которая специально приехала с Ямала, и у нее была мечта подняться на вулкан. И она поднялась чуть ли не быстрее, чем мы поднимались с коллегами.
У нас есть даже несколько номинаций: самый быстрый среди мужчин, самая быстрая среди женщин, самый юный покоритель вулкана и самый старший покоритель вулкана.
Анастасия Семенова: Как в забеге.
Александр Журавлев: Как раз тогда та женщина стала самым старшим покорителем вулкана в 74 года, а самый юный покоритель у нас был четырехлетний мальчик с Камчатки.
Анастасия Семенова: А не было еще такого, может быть, в этом году была заявка, не знаю, кто-то с грудным ребенком хочет подняться?
Александр Журавлев: Ну, таких случаев мы не фиксировали, потому что это, наверное, очень экстремально. Но такие случаи, что люди поднимались с совсем маленькими детьми, были. Вешается этот рюкзачок впереди, и люди восходят.
Анастасия Семенова: Да-да-да.
Александр Журавлев: Молодые родители, наверное, они должны понимать, что это осложняет само восхождение. А для ребенка в целом, наверное, ничего страшного в этом нет, потому что восхождение не большой категории сложности. Это такая пешая прогулка, знаете, по уклону. Но уклон меняется в самом конце, уже перед конусом вулкана – там уже посложнее.
Анастасия Семенова: А какие перепады?
Александр Журавлев: Ну, сам вулкан высотой 2 километра 751 метр. Перепад высот? Ну, восхождение начинается с 900 метров. И перепад высот – больше 2 километров, ну, почти 2 километра.
Анастасия Семенова: Вот вы сказали, что бабушка, которая была в прошлом году, она вас опередила. А сколько по времени было ее восхождение? И сколько шли вы?
Александр Журавлев: Я шел пять с половиной часов, а бабушка шла меньше пяти, поэтому она нас догнала. Интересная ситуация была. Она позвонила мне утром, зная, что мы организаторы, на сотовый телефон и спросила, какой адрес…
Анастасия Семенова: Точки?
Александр Журавлев: Да, подножия вулкана. Естественно, такого адреса нет. Но она заказала такси…
Антон Липовский: Что у нас со связью?
Анастасия Семенова: Ну на самом интересном!
Антон Липовский: На самом интересном месте! Бабушка-триатлонист. Ну, в конце концов!
Анастасия Семенова: Александр?
Антон Липовский: Ну, мы понимаем, что Петропавловск-Камчатский сейчас, да, определенные обстоятельства…
Анастасия Семенова: Так, мы закончили на том, что бабушка заказала такси на точку. Что было дальше?
Александр Журавлев: Дальше бабушка доехала до места, в котором такси застряла. Но так как скорая помощь ехала на место старта, скорая помощь эту бабушку подобрала и довезла до подножия. Но так как восхождение уже началось, она стартовала позже 7 утра – соответственно, где-то в 8 часов. Но на вершине она нас догнала и спросила: «Это вы Журавлев?»
Анастасия Семенова: Вот это да! Вот оно, желание!
Антон Липовский: Слушайте, это авачинская легенда теперь. Как зовут женщину, не помните?
Александр Журавлев: Не помню. Но только помню, что с Ямала.
Антон Липовский: Вот! Ямальская легенда Авачинской вершины.
Скажите, а как подготовиться? Что нужно в плане снаряжения? Что нужно с собой-то привезти?
Анастасия Семенова: Палки нужны? Я вот вижу на видео, что все с палками. Или это по желанию?
Александр Журавлев: Ну, палки можно взять в аренду. Можно купить в любом из спортивных магазинов на Камчатке. Конечно, палки треккинговые облегчают восхождение, потому что это опора.
Анастасия Семенова: Конечно.
Александр Журавлев: Естественно, нужны треккинговые ботинки, потому что вулканический шлак имеет свойство забиваться в ботинки, и если они плохие, то как бы будет очень неприятно.
Анастасия Семенова: А есть какой-то лимит восхождения, ну, временное ограничение или нет?
Александр Журавлев: Безусловно, нельзя восходить после определенного времени. То есть у нас спасательный отряд дежурит на вершине вулкана, на середине вулкана и у подножия. И после определенного времени, в зависимости от погодных условий, происходит отсечка – и дальше уже никого не пускают. На середине вулкана, если спасатели понимают, что люди уже до верха подняться точно не смогут, их начинают разворачивать и спускать вниз. Ну что поделать? В этом году не получилось, можно будет попробовать в следующем году. Главное – желание.
Антон Липовский: Понятно. Ну и все-таки физическая подготовка.
Коллеги очень просят выяснить по поводу мишек, медведей. Я знаю, что стоят на протяжении всего пути указатели. Как у вас с мишками взаимоотношения складывается?
Анастасия Семенова: Вы им тоже даете треккинговый жетон?
Александр Журавлев: Нет, мишкам мы треккинговый жетон не даем. Мишки на вулканах – это редкость, потому что у них питание все у подножия. Поэтому очень большая редкость, чтобы мишки на вулкан взбирались. Но у нас есть меры предосторожности, конечно же. У нас есть инспекторы с соответствующим вооружением. Меры безопасности мы приняли.
Анастасия Семенова: Александр, еще такой вопрос. Вы сказали, что в том году было столько-то заявок, 900, а пришло восхождения больше. А как получается? Эти люди заявки не отправляли вам? Просто приехали, и все?
Александр Журавлев: Это обычный человеческий фактор. У нас зачем заявочная компания происходит? Для того, чтобы мы могли понимать наплыв на вулкан.
Анастасия Семенова: Ну, сколько ждать, понятно.
Александр Журавлев: Вулкан – это особо охраняемая природная территория. Соответственно, там есть определенная нормативная нагрузка. У подножия вулкана находится и база вулканологов, и база «Вулканов Камчатки» (это наш природный парк). Там можно одновременно разместить не более 200 автомобилей. Соответственно, нам нужно рассчитывать количество людей, которых мы можем оставить ниже подножия и парковки, которая не является особо охраняемой природной территорией. Соответственно, мы пускаем шаттл, который доходит до подножия и едет забирать людей с парковки нижней, которая не наносит большой нагрузки.
Антон Липовский: Александр, если можно, коротко, в завершение нашего разговора: а такие акции-то вообще насколько часто проходят? Потому что, я думаю, многие хотят присоединиться.
Александр Журавлев: Ну, данная акция уже проводится с конца девяностых. С двухтысячных она проводится в память о предпринимателе и меценате Александре Пукало. В 2010 году День вулкана приобрел статус официального праздника Камчатского края. И если вы не попали на массовое восхождение, вы всегда можете обратиться в туристическую компанию, которая в реестре туроператоров находится, нанять себе гида и вместе с ним подняться на наш камчатский домашний исполин.
Анастасия Семенова: А когда вы откроете регистрацию на следующий год уже?
Александр Журавлев: В этом году она начиналась 1 августа. И уже 12-го числа регистрация закончилась, потому что лоты забили.
Антон Липовский: Отлично!
Анастасия Семенова: Понятно. Спасибо большое.
Антон Липовский: Спасибо большое. Александр Журавлев. Александр, прекрасного восхождения, чтобы все дошли.
Анастасия Семенова: Может быть, бабушку встретите.
Антон Липовский: Мы знаем, да, что бабушки это делают быстрее.
Анастасия Семенова: Спасибо большое.
Антон Липовский: Директор автономной некоммерческой организации «Камчатский выставочно-туристический центр» Александр Журавлев. Здорово!