День защиты окружающей среды
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/den-zashchity-okruzhayushchei-sredy-77931.html Антон Липовский: В России находится национальный парк, где есть уникальная возможность наблюдать самую редкую в мире кошку, леопарда, как мы все знаем...
Анастасия Семенова: Да.
Антон Липовский: Один из самых популярных заповедников. Может, вы заметили, мы часто показываем видео именно оттуда, это «Земля леопарда». Всего 12 лет назад дальневосточный леопард был на грани исчезновения, к сожалению, как мы все знаем, ну а создание национального парка помогает восстановить баланс.
И сейчас с нами на связи Иван Раков, начальник пресс-службы дирекции заповедников «Земля леопарда». Иван, мы вас приветствуем.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Иван Раков: Очень рад, приветствую.
Антон Липовский: Благодарим вас и вашу команду за эту бесценную работу и вклад в развитие нашей страны, безусловно, ни много ни мало, это правда.
Иван, хочется спросить, что там с популяцией, удается ли леопардов от туристов оберегать...
Анастасия Семенова: Восстанавливать.
Антон Липовский: ...туристов – от леопардов.
Анастасия Семенова: И как боретесь с браконьерами.
Иван Раков: С туристами и с леопардами все в порядке, главное – жить в мире с ними, в гармонии с природой.
Вы все верно сказали, это одно из самых редких в мире животных и самая редкая в мире большая кошка. Всего 35 особей было еще в начале века, но сегодня уже ученые насчитывают в России 129 леопардов. И леопард живет в первую очередь именно здесь у нас, на юге Приморского края.
И раз уж мы леопарда так удачно спасли от вымирания, сохранили, восстановили популяцию, значит, самое время показывать природу, дом этого редкого хищника туристам и саму кошку тоже, возможно. Потому что «Земля леопарда» – это единственное вообще в мире место, где можно в естественных условиях, не где-то в зоопарке в клетке бедное животное как в тюрьме увидеть, а в дикой природе, в настоящей уссурийской тайге дальневосточного леопарда, амурского тигра и множество других животных. Потому что место поистине уникальное, здесь тайга встречается с тропиками, просто природа неповторимая.
И в т. ч. леопард живет в нашем заповеднике, самом старом на Дальнем Востоке, больше 100 лет, заповедник «Кедровая Падь», места поистине уникальные. Ну а популярные направления у туристов – это, конечно же, собственно, самого леопарда посмотреть, в холодное время года есть специальные фотоукрытия для этого.
Ну а чтобы, собственно, не вредить при этом природе, специально мы обустраиваем деревянные настилы, чтобы защитить нашу уникальную природу, в т. ч. краснокнижные растения, от вытаптывания, чтобы, собственно, в балансе сохранять и природу, но при этом можно было со всеми удобствами эту природу нам показать людям.
Антон Липовский: Иван, а есть у леопарда какие-то «приемные дни»? Он когда принимает? Он же не ждет с распростертыми лапами туристов.
Анастасия Семенова: «Ах, вот туристы подъехали, выхожу».
Антон Липовский: «У меня контракт, отрабатываю».
Иван Раков: Леопард абсолютно не ищет встречи с человеком. Важно сказать, что это большая кошка... Сколько у нас больших кошек на планете есть: тигры, леопарды, ягуары, львы... Это же хищники, это большие грозные хищники. Но вот именно дальневосточный леопард среди всех подвидов – это самая мирная кошка. Она встречи с человеком абсолютно никогда не ищет.
Но есть у нас свои секреты и приемы, как мы можем, собственно, такую встречу попытаться организовать, – специальное, как я уже говорил, фотоукрытие, где турист в холодное время года, когда есть снег, турист прячется, можно жить даже неделю целую, все условия для этого есть, и ждать выхода леопарда на тропу. То есть леопард человека не должен будет заметить, а вот человек, будь то кинокомпания или будь то обычный фотограф-любитель, человек леопарда запечатлеет.
Антон Липовский: Здорово!
Скажите, есть ли какие-то проблемы во взаимодействиях с туристами? Например, мы знаем, что там, где потоки туристов, вот я знаю, что Байкал хотят, с одной стороны, развивать, с другой стороны, начинают переживать, что там, где много туристов, там сразу экология начинает проседать. А у вас?
Анастасия Семенова: Ну и все у нас телезрители пишут, что если есть туризм, значит, все сразу плохо и грязно.
Антон Липовский: Как прокомментируем ситуацию?
Иван Раков: Ничего плохого и грязного здесь быть не может. Во-первых, туризм помогает не только познакомиться с природой – он помогает социально-экономическому развитию региона, он помогает местному населению, потому что если туристы со всей России съезжаются, а они действительно съезжаются, количество приездов ежегодно только растет...
Антон Липовский: ...это рабочие места.
Иван Раков: Туристы привозят же в т. ч. и финансы, оставляют свои деньги, собственно, в местной экономике, в местных деревнях, которые не в самых лучших условиях могут существовать зачастую. Это должно играть на пользу всем.
Если экологический туризм заключается не в какой-то охоте на краснокнижных животных, а просто в прогулке по экотропам, в посещении оленьих парков, установке фотоловушек вместе с учеными, поиске в лесу следов амурского тигра или дальневосточного леопарда, – это же не завод построить, это с природой соединиться, воссоединиться с миром и пребывать с ним в гармонии. Грязного здесь абсолютно ничего нет.
Анастасия Семенова: А если с туристической точки зрения к вам приезжают в эти фотобудки, фотоловушки, там можно переночевать? Даже у нас телезрители спрашивают.
Антон Липовский: Какие условия?
Анастасия Семенова: Или ты можешь только с утра приехать и вечером должен парк покинуть? Или ты можешь прямо на территории переночевать?
Иван Раков: Конечно, да, есть у дирекции заповедника «Земля леопарда» все условия для этого, собственно, лучшая среди заповедников и национальных парков России гостиница. Не так давно был всероссийский конкурс среди заповедных территорий, наша гостиница, называется отель «Центральная усадьба», была признана лучшей среди всех охраняемых территорий России.
Поэтому, собственно, многие туры многодневные рассчитаны как раз на многодневное пребывание, т. е. туристы остаются в гостинице, а гостиница уже используется как отправная точка, маршрут, с которого отправляются на разные локации: и в Дальневосточный морской заповедник, уникальную тоже территорию, и собственно в лесные территории... Поэтому никаких проблем с этим нет, конечно.
Анастасия Семенова: Иван, а есть зоны, которые запрещены к посещению? Помимо сотрудников.
Иван Раков: Конечно. Территория национального парка «Земля леопарда» разделена на специальные зоны. Все ученые наши очень мудрые рассчитали, подсчитали зоны, где не будет никакого негативного влияния на природу и на леопарда, и зоны, которые лучше избегать.
Антон Липовский: Такие красные зоны.
Иван Раков: Мы их называем «ясли» и «родильные дома» – строго заповедные зоны, где как раз-таки фиксируется максимальное количество выводков леопардов, где мамы, собственно, приносят на свет пополнение в краснокнижном семействе редчайших кошек. Именно такие зоны мы, конечно же, будем избегать. Для этого у нас есть очень сильная научная база, наши ученые очень внимательно за этим следят, чтобы никакого вреда редчайшей кошке не принести ни в коем случае.
Анастасия Семенова: Но вот вы как раз сказали про ученых, и парк ведь проводит и научные исследования, экологический мониторинг. Расскажите вот о самых, может быть, неожиданных результатах, каких-то последних исследованиях.
Иван Раков: Ну, мы точно знаем, что у нас за последний год родилось уже 14 котят леопарда, это очень большая цифра.
Антон Липовский: Ой, как здорово!
Иван Раков: Конечно, не рекорд, бывали у нас беби-бумы и побольше, но 14 котят – это очень хорошая цифра.
Могу поделиться с вами совсем эксклюзивными новостями. Собираемся на всю страну журналистам рассказать только завтра, но ради вас...
Антон Липовский: Премьера на телеканале «Общественное телевидение России».
Иван Раков: Достаточно громкая новость для научного мира.
У нас есть такой заповедник, называется «Уссурийский», там леопардов до недавнего времени не видели более 50 лет, т. е. в прошлом веке их браконьеры там полностью истребили. Но популяция в ядре этой популяции в национальном парке выросла, и сейчас леопард, первый леопард самостоятельно туда дошел, добрался, за 90 километров от основных мест обитания в национальном парке, и у нас теперь есть настоящий дикий леопард, который естественным расселением добрался до этого Уссурийского заповедника, это самый северный наш заповедник. И вот спустя 50 лет популяция там возрождается, леопарды расселяются везде, где только это возможно, возвращаются на историческую родину, собственно, возвращают себе то, что человек в прошлом веке у природы украл.
Анастасия Семенова: Ну мы вас поздравляем! Когда вы говорили, у меня прямо мурашки по коже.
Антон Липовский: Это действительно классно!
Иван, а вот в связи со всеми этими достижениями турпоток насколько вырос в последнее время? Какие-то замеры проводятся же наверняка.
Анастасия Семенова: И когда приезжают чаще, зимой или вот в летнюю пору?
Иван Раков: За последний год у нас было более 120 тысяч туристов. Эта цифра растет ежегодно...
Антон Липовский: Это хорошо, да?
Иван Раков: Да, это большая цифра, для нас это довольно-таки большая цифра. Но по времени года, собственно, разные направления экотуризма доступны в разные времена года.
Есть, конечно, места, которые можно посещать и круглый год, они прекрасны по-своему и зимой и летом. Например, экотропа «Кравцовские водопады», которые мы спасли от уничтожения, построив там деревянный настил... На водопады очень приятно и с удовольствием можно посмотреть и зимой, на замерзшие водопады, либо летом.
Летом чаще, конечно, это море, Дальневосточный морской заповедник: уникальные острова, самый южный остров России здесь, остров Фуругельма...
Но зимой с большим удовольствием туристы посещают как раз многодневные туры, называются «По следам диких кошек»: вместе с профессиональными гидами устанавливают фотоловушки, находят следы кошачьих, следы тигра, леопарда и в т. ч. посещают вот те самые фотоукрытия, чтобы сфотографировать, запечатлеть и, собственно, своими глазами увидеть единственное место на свете, где это возможно, дальневосточного леопарда, самую редкую большую кошку.
Анастасия Семенова: Иван, спасибо большое вам за вашу работу, за такое прекрасное интервью!
Антон Липовский: Спасибо огромное! Это была приятная беседа! С праздником вас, конечно, с Днем защиты окружающей среды!
Анастасия Семенова: С праздником!
Иван Раков с нами был на связи, начальник пресс-службы дирекции заповедников «Земля леопарда», Владивосток с нами был на связи. Спасибо вам большое!
Антон Липовский: А мне нравится, на заднем фоне у Ивана как раз-таки было видео с большими кошками, и вот коллеги тоже комментируют у нас из аппаратной: «Усы, лапы и хвост – вот мои документы, пришел на перепись леопардовую».