Вера Круглова: Итак, подросток отказывается помогать по дому, как справиться с ситуацией, давайте разбираться с экспертом. На связи с нами Наталья Наумова, детский психолог, семейный психотерапевт. Наталья, здравствуйте. Наталья Наумова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Вера Круглова: Давайте начнем с того, со скольких лет вообще лучше приучать ребенка к домашнему труду, распределять с ним домашние обязанности? Наталья Наумова: Самое время начинать ребенка приучать – это с 3 лет, когда у ребенка есть интерес, ему хочется помочь маме подмести, помыть, протереть пыль, полить цветочки. Ребенок еще пока что неловок, конечно, и у него многое не будет получаться, но важно его поддерживать, хвалить, тогда инициатива будет продолжаться, и тогда действительно мы увидим, что и в подростковом возрасте такой ребенок продолжит помогать. Вера Круглова: А вот если у ребенка возникло сопротивление? Подростковый возраст как раз, мама его... Петр Кузнецов: Или упустили вот этот момент с приучением. Вера Круглова: Или упустили, да, что-то там пошло не так, не по плану, ребенок отказывается помогать. Может быть, это не действительно в активной фазе отказа, а просто он игнорирует просьбы помочь. Из-за чего вообще это может возникать, вот такая реакция? На что обратить внимание? Наталья Наумова: Любой ребенок хочет быть ценным, хочет чувствовать, что его мнение учитывается, что он важная часть коллектива. Если же родители оказывают давление, пытаются манипулировать, командовать ребенком, то, как правило, подросток говорит: «Нет, я сильнее вас, я могу вам противостоять, я не буду делать то, что вы хотите». Поэтому подростка берем в команду и говорим: «Слушай, я не справляюсь, – вот мама может сказать ребенку своему, – без тебя никак». И вот можно даже прямо поделиться с ребенком, чтобы мама выписала, как много у нее дел на день, и сказать: «Что из этого ты можешь взять на себя? Выбирай, что для тебя интересно, что для тебя посильно». И вот когда будет именно партнерство с подростком, тогда, как правило, подростки тоже, у них включается совесть, они начинают задумываться, они видят к себе уважение, чувствуют свою ценность и включаются в помощь по дому. И очень важно ценить то, что сделал ребенок, хвалить его, поддерживать, даже если что-то не получилось. Показывать на недочеты, но очень тактично, и таким образом ребенок будет чувствовать его ценность, его вклад в домашний уют, и, соответственно, стремление, будет уже своя, личная мотивация и заставлять не придется. Вера Круглова: Иногда просишь ребенка принести стакан воды, а он может ответить: «Сама пойди возьми». Петр Кузнецов: Рановато, рановато. Потом попросим. Вера Круглова: Попросим потом. Нет, ответ сам просто поражает: «А ты что, сама не можешь?» Вот что отвечать в таких случаях? Наталья Наумова: Ну это тоже ведь нормально абсолютно, если ребенок интересуется: «Мам, а почему ты не можешь?» Тут маме важно не обижаться, а продолжить диалог и сказать, что «в данный момент мне сложно, у меня нога болит», ну какая-то есть причина, почему мама не идет. И вот подростку, ребенку важно уточнить, что происходит, и если действительно это какой-то весомый аргумент, он поможет. А может быть, и сам ребенок в данный момент занят чем-то очень важным и ему кажется, что его дергают и не уважают, – именно вот здесь нужно прояснять. И когда ребенок задает вопрос, это хорошо, и важно здесь не обижаться, не тушеваться, а продолжать диалог и правда понять, где действительно родители нуждаются в помощи, а где они уже вредничают, капризничают или пытаются ребенка дергать. Петр Кузнецов: Ага. Наталья Наумова: То есть тут тоже нужен баланс. Петр Кузнецов: Давайте обсудим самые распространенные методы мотивации и демотивации. Мотивация в виде трансформеров, денег – работает это? В каких случаях? Или ни в коем случае к этому способу не нужно прибегать? Наталья Наумова: Если мы ребенка мотивируем через то, что мы даем ему деньги, покупаем какие-то игрушки, то это неверно, потому что в дальнейшем, когда у родителей, например, будет пожилой возраст, им придется дальше [платить детям]? Как они планируют? Они сейчас научат ребенка получать деньги за все обслуживание, и тогда, получается, они растят сотрудника для себя, т. е. человека, которому они пожизненно будут оплачивать каждый стакан воды, образно говоря. И нужно четко понимать, действительно ли человек делает сознательно такой выбор, что он растит около себя человека, который будет ему помогать только за деньги. Это выбор абсолютно каждой семьи. Петр Кузнецов: Что касается распространенного самого демотиватора: «Ну попросишь у меня тоже что-нибудь, я тебе тоже откажу». Наталья Наумова: Это тоже манипуляция. То есть тут получается не сотрудничество, а через давление. И тогда ребенок говорит: «Да я, пожалуй, вообще без вас справлюсь!» Петр Кузнецов: «А, ну хорошо», – говорит ребенок. Наталья Наумова: И тогда ребенок вообще отчуждается от семьи. Поэтому мы берем в команду, уважаем ребенка, стараемся замечать такие нюансы. Но иногда бывает, что родители правда так воспитаны, что с ними так же родители обращались, их в детстве никто не уважал, их заставляли все делать, они делали, подчинялись и удивляются, почему их дети сейчас не хотят подчиняться. Вот в таком случае очень важно идти к психологу на прием, прояснять для себя ситуацию, понимать, почему ребенок не слышит, почему ребенок неотзывчивый, почему ребенок не хочет помогать. Вера Круглова: То есть начинать нужно с себя всегда. Петр Кузнецов: Как всегда, да. Спасибо большое! Вера Круглова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Наталья Наумова, детский психолог, семейный психотерапевт, была с нами на связи, ее комментарий. Опрос проводился все эти полчаса: «Помогают ли ваши дети по дому?» – 69% ответили «да», «нет» – 31%. Есть с чем работать. Вера Круглова: Они еще просто не подросли. Петр Кузнецов: Кстати, да, мы еще возраст не выяснили. Прямо сейчас новости, а потом мы будем говорить, помогают ли мужья женам по дому, другая уже история.