Дети на работе
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/deti-na-rabote-82440.html Петр Кузнецов: С нами сейчас на связи HR-эксперт Александра Королева. Александра, правильно ли мы понимаем, что... все точки буквально расставить над «ё»... это действительно так, т. е. фамилия именно так у вас звучит?
Александра Королева: Да, совершенно верно, фамилия звучит именно так.
Петр Кузнецов: Очень красиво.
Мария Карпова: Очень!
Петр Кузнецов: Давайте к нашему вопросу самому главному, вопросов на самом деле много. Значит, почти 40% сотрудников столичных фирм, недавний опрос, хотя бы раз брали с собой на работу детей. Опять же, это хотя бы раз, это можно представить, что раз в жизни такое может случиться. Хочется понять все-таки масштаб вот этого вопроса, проблемы. Насколько сейчас сотрудникам важна такая функция, как, давайте назовем это так, детская комната в офисе?
Александра Королева: Такой на самом деле тренд сейчас присутствует, и называется этот тренд «офисное воспитание». Она действительно востребована. И больше вам скажу, что на самом деле идея-то не нова: еще в Советском Союзе у нас активно на предприятиях открывались корпоративные детские сады, корпоративные школы. Потом эта идея как бы сошла на нет, и сейчас этот тренд опять возобновляется.
В связи с чем это происходит? В связи с тем, что мы понимаем с вами, что сейчас у нас кадровый голод, это одна история, и работодатели вынуждены просто идти на все возможные ухищрения и на все возможные бонусы и условия для сотрудников, чтобы им дать возможность максимально отдаваться работе. И этот тренд, офисное воспитание, он как раз-таки об этом.
А с другой стороны, мы знаем, что мотивация сотрудников сейчас меняется и деньги уже становятся не самым главным мотиватором, а одним из мотиваторов становится такой запрос, как work-life balance. Это о чем? Это о том, чтобы в рабочее время успевать еще делать и свои какие-то собственные жизненные дела. И вот как раз-таки офисное воспитание – это об этом, когда сотрудник имеет возможность видеть своего ребенка в процессе работы.
Это о чем? Это о том, что мы, предоставляя такую услугу сотрудникам, что получает работодатель? Первое, конечно, это лояльность персонала, второе – возможность привлечь такую категорию персонала, как молодые мамы, и третий момент – это сделать так, чтобы мамы, которые ушли в декрет, очень быстро из декрета вышли и опять вернулись на работу, а поскольку у нас кадровый голод, мы заинтересованы в том, чтобы таких людей было как можно больше.
Что получает сотрудник, имея такую возможность привести, например, на работу ребенка, если там есть такая комната или есть корпоративный детский сад и т. д.? Он не тратит время, для того чтобы отвести ребенка в садик перед работой, например, в другой конец города, в другой район и т. д. Он в 5 или в 6 вечера не бежит сломя голову с работы, бросая все, чтобы успеть забрать ребенка из садика.
И плюс у него еще появляется та самая лояльность, когда в обеденный перерыв или за чашкой кофе он может провести это время со своим ребенком среди рабочего дня. Это на самом деле очень-очень здорово.
Петр Кузнецов: А в каких профессиях, каких сферах сейчас чаще всего встретишь детей на рабочем месте, раз уж на то пошло?
Александра Королева: Вы знаете, на самом деле сферы совершенно разные, потому что на первый взгляд кажется, что это только IT-компании себе могут такое позволить и т. д., но нет. Очень многие компании пошли по этому пути, и это и сельскохозяйственные компании, и производственные, и IT-компании, т. е. совершенно разной направленности компании идут по этому пути.
И на самом деле, знаете, развитие этого тренда совершенно может быть в разном направлении, т. е. не обязательно открывать корпоративный детский сад, потому что это достаточно сложная история, это и лицензия, это очень много за собой тянет, такую дорогую историю могут позволить себе не все компании. А вот открыть комнату гораздо проще.
И более того, сейчас, например, в Москве очень большой тренд, когда открывается такая комната в бизнес-центрах, т. е. в бизнес-центре находится много различных корпораций, много компаний, и они открывают одну общую такую комнату детскую, где могут сотрудники разных компаний приводить детей. Это гораздо дешевле для небольших компаний, которые не могут себе такое позволить в одном лице, вот такое решение проблемы.
Петр Кузнецов: Вы знаете, я сейчас вспомнил, есть же еще такая практика приучения детей даже с такого возраста даже не к конкретной профессии, а к конкретному офису. Это больше, наверное, про IT-компании: «Папа здесь работал, и я буду здесь работать». «Я еще твоего отца помню!» – говорит начальник.
Александра Королева: Да, это на самом деле такое есть. И почему, например, очень большие корпорации пошли в свое время по пути того, чтобы открывать свои школы корпоративные или корпоративные классы в школах? Для того чтобы взращивать в детях вот эту вот любовь к профессии родителей, еще начиная со школьной скамьи, и показывать детям возможность, где работают их мама, папа, проводят экскурсии на предприятия, для того чтобы вот эту лояльность в детях взрастить и сделать так, чтобы дети захотели пойти по пути, по стопам своих родителей, тем самым работодатель закрывает себе проблему набора кадров.
Петр Кузнецов: Совершенно разумное замечание от телезрителя из Саратовской области, точнее, наблюдение, мы коснулись тоже этого момента: «Детская комната – это же не только здание: необходим воспитатель, медсестра. А как быть с едой? Опять с ног на голову встаем», – пишет телезритель. Ну действительно, давайте так, для предприятия, компании это большая нагрузка. Сколько аренда...
Мария Карпова: И подтверждает еще одно сообщение, что это могут быть позволить себе только очень крупные и богатые компании, скажем так.
Александра Королева: Смотрите, соглашусь: если это полноценный детский сад, то небольшая компания себе, конечно, такое не позволит, да.
Но если это небольшая компания, то здесь как раз-таки хорошим решением будет либо приходящая няня в офис, т. е. когда у тебя в офисе создается комната для детей, приходит воспитатель на время работы и за этими детьми следит. Это стоит на самом деле совсем небольших денег, и очень многие компании могут себе это позволить. И третий вариант, когда такая комната создается в бизнес-центре, где компания арендует помещение, и тогда затраты делятся между вообще несколькими компаниями.
Если открыть полноценный детский сад, то, конечно, это уже более затратная история, которую могут позволить себе далеко не все.
Петр Кузнецов: Александра, спасибо за ваш комментарий! Александра Королева, HR-эксперт.
У нас просто не остается времени, здесь еще хотелось бы (мне кажется, это отдельная тема) поговорить о том, вообще есть же желание у современного работодателя удержать маму, уходящую в декрет. Это целая отдельная тема, потому что я читал тут исследование: есть целая категория большая, знаешь, про то, что вроде бы как хорошая сотрудница, но держать в принципе ее смысла нет... И это большая ошибка работодателя, между прочим.
Впрочем, давайте вернемся к нашей теме, в качестве завершения несколько сообщений.
Мария Карпова: Много сообщений на тему, что все новое – это хорошо забытое старое, «в Советском Союзе замечательный был опыт», «раньше не было проблем с детьми, либо отводили в детсад, либо с бабушками и дедушками оставались».
Петр Кузнецов: Режим питания и сна беспокоит телезрителя из Кемеровской области. Да, со сном на самом деле достаточно должно быть все очень тихо, изолированной должна быть эта комната.
Мария Карпова: «Раньше у каждого завода был свой детский сад, ясли, пионерский лагерь, было очень хорошо».
Петр Кузнецов: «У меня мама работала воспитателем детского сада – вот вам и дети на работе», – Эдуард, Томская область, нам написал.
Мария Карпова: Из Татарстана тоже сообщение: «В СССР при заводе были детские сады, даже летние дачи, было очень здорово».
Петр Кузнецов: Посмотрим, следим. Вопросов у нас много, мы их накидали, можно сказать, с вами вместе, коллективно, авторам инициативы. Как будет дальше, будем следить и, конечно, обсуждать в прямом эфире.
Звучит как точка, но нет, это еще не все: сейчас новости в 10:30, а потом поговорим о закаливании.
Мария Карпова: О том, как вы закаливаетесь, рассказывайте.
Петр Кузнецов: Да. И вот сразу же видно закаливающихся: первые сообщения, еще тема не успела начаться, уже закаленные люди присылают рассказы о своей практике. Чуть позже, через пять минут. Никуда не уходите.