Петр Кузнецов: С нами на связи Юлия Кузнецова. Она инвестиционный советник в реестре Центробанка, преподаватель экономического факультета МГУ имени Ломоносова. Юлия, доброе утро! Юлия Кузнецова: Доброе утро, уважаемые телезрители! Мария, Петр, здравствуйте! Мария Карпова: Здравствуйте! Петр Кузнецов: Начнем с главного вопроса. Со скольки детей… со скольки лет, естественно, детей нужно, можно приучать к деньгам? И как это делать? Юлия Кузнецова: Смотрите. Ну, во-первых, в каждой семье принято по-разному. Все зависит от того даже, так сказать, какие кружки посещает ребенок и насколько нужны эти ему дополнительные деньги. То есть, есть дети, которые уже в 10 лет самостоятельно на автобусе добираются до кружков до определенных, которые они посещают. Естественно, что у ребенка должны быть свои карманные деньги на случай, если вдруг он потеряет карточку или что-то произойдет. Дополнительно еще некоторые родители, они дают деньги именно на питание в школе, как уже вот прозвучали ответы. Это действительно так, потому что, по сути, в некоторых школах не такое качественное питание, как хотели бы родители, и дети зачастую могут что-то не есть или покупать дополнительно в буфете. Поэтому нужны деньги также на какие-то свои расходы. И нужно приучать детей ввести так называемый свой вот этот мини-бюджет с раннего возраста. Вплоть до того, когда он уже идет в школу, и уже можно какие-то первые деньги выдавать, если ребенку они нужны. То есть можно поговорить с ребенком, спросить: «А как у вас в школе? Нужны ли тебе деньги, на что ты их можешь потратить?» Если есть такая надобность, то уже, как правило, к десяти годам – к одиннадцати (вот 4-й класс), уже родители начинают давать детям свои деньги. На самом деле здесь не существует, знаете, какого-то возраста, с которого можно. Потому что чем раньше ребенок будет нести ответственность за свои денежные средства, которые получает от родителей (составлять таблички и даже просто считать, сколько он потратил, сколько он сэкономил, сколько он накопил, опять же), тем у него быстрее будет формироваться такая поведенческая экономика в области бюджета, скажем так. На самом деле многие взрослые, они лишены… сами по себе они не ведут этот бюджет. И это введение бюджета нужно начинать с детского возраста. Потому что дети, получая деньги, они будут уже для себя сами определять, на что они их потратят, или будут откладывать. Для многих тоже такая система вполне себе – когда родители все покупают, детям деньги не нужны. Но я считаю, что можно давать денежные средства в том случае, если ребенку они нужны. То есть не для того, чтобы они у него где-то лежали, он копил. Если вот глобально, чтобы сам процесс… Петр Кузнецов: Вот о процессе. Юлия, простите, что перебиваю. Да, вот как раз это важно: наличные или безнал? Потому что вот простой пример. В нашем детстве карточек не было, мы все равно это движение так или иначе видели. И помните, – я думаю, что все этим занимались, – играли. У нас валютой были листики, которыми мы расплачивались в виртуальном магазине. То есть кто-то устраивал, ты приходишь и ты понимаешь, как это работает. Сейчас все это на карточке, и как будто бы самого главного (движения этих денег) многие дети не видят. Мария Карпова: И откуда они на этой карточке появляются. Петр Кузнецов: Да-да-да, как появляются. То есть, опять же, количество, счет. Ему кажется, папа поднес – там все время что-то будет. Карточка сработает, папа карточку поднесет, а какое количество – он даже и не знает. Юлия Кузнецова: Да, Петр, вы абсолютно правы. Действительно, дети не понимают, откуда там деньги берутся, кто их туда должен положить. И я даже столкнулась с такой ситуацией, что мой сын стал говорить, что он вырастет и придумает банк, где есть безлимитная кредитная карта. Я говорю: «Что значит безлимитная?» «У тебя всегда есть деньги». Я говорю: «Ты понимаешь, что деньги туда должны поступить? Как минимум, кто-то же их должен положить, а их нужно будет отдать потом». И, конечно, детям нужно объяснять, что глобально есть денежные средства, есть счет. На счете удобней, потому что можно проконтролировать. Наличные сейчас уже не так удобны, ими не так удобно пользоваться. И дети, даже мои собственные дети (у меня тоже двое детей), они говорят: «Нам не надо наличные, положи мне на карту, на счет». И уже как бы они осуществляют вот этот вот расход и так далее. Тут скажу так, что на самом деле я (как мой лайфхак), как мама двух подростков, я пришла к тому, что мне удобнее на свою карту класть деньги и давать ее ребенку (ну, какие-то небольшие), и полностью смотреть, куда он их тратит, этот ребенок. Потому что когда у детей были свои карты, я абсолютно не видела, на что дети тратят деньги. Я от этой модели ушла, потому что у меня не было понимания. А тут мне сразу приходит смс на мой телефон: зашел, не знаю, в кафе, купил там что-то. И я вижу. Вплоть до того, когда ребенок выходит из школы, я уже понимаю, что он заходит в кафе (ребенок) и идет домой. Потому что он что-то покупает себе из еды. И поэтому контролировать проще через банковский счет, через карточку, чем наличные. Наличные не проконтролировать. А все же родитель должен контролировать, я считаю, потому что вот эти траты, они позволят определить, на что тратит денежные средства ваш ребенок. И вы, как родитель, в принципе, должны это понимать. Потому что, ну, были случаи, когда дети (ну, дети, подростки)… Непонятно, да… даже вот они становятся подростками, на что они могут эти деньги потратить. На какие-то там, не знаю, запрещенные, образно, вещи. Петр Кузнецов: Ну да. Ну вот мы как раз при этом выяснили, что контроля меньше с возрастом. Мария Карпова: Просто как раз из Челябинской области сообщение на эту тему. Мне кажется, это как раз то, о чем вы говорили: «У моего сына привязана моя карта к телефону. Когда он хочет что-то купить (попить или что-нибудь сладкое), он спрашивает, можно ли, и покупает. На крупные расходы, он зарабатывает сам». Учится, правда, в 11-м классе здесь уже, то есть достаточно взрослый молодой человек. Ну как раз, да, можно… Петр Кузнецов: Кстати, к вопросу о накоплениях. Вот нужно же приучать к азам накопления с самого раннего возраста? И когда это нужно начинать, и что именно? То есть, в хорошем смысле, как это пропагандировать? Что я вот тебе даю, но ты лучше отложи? Юлия Кузнецова: Вы знаете, из моего опыта я скажу так. Что дети, они начинают тратить денежные средства и они глобально пока вообще, скажем так, не понимают и не ведут бюджет. Петр Кузнецов: Ага. Вот я про это, да. Юлия Кузнецова: То есть дали вы первую тысячу рублей ребенку, и вы должны посмотреть, как он сам будет с ними поступать. И так как (я свой пример привожу) у меня двое детей (они двойняшки, мальчик и девочка, один возраст, одна семья, одно отношение к деньгам). И мальчик тратил все сразу, а девочка откладывала. И это тоже обусловлено какими-то другими факторами именно накопления. То есть она хотела, чтобы у нее определенная сумма денег была. И здесь нужно объяснять детям, что у вас есть бюджет, дорогие мои, вот этот бюджет такой-то, он составляет, не знаю, 500 рублей в неделю. И можно выдавать на месяц, допустим, да, а можно давать каждую неделю. Чтобы у ребенка сформировалось понимание того, что он должен считать деньги – раз (потому что деньги, прежде чем на что-то распланировать и потратить, нужно посчитать). То есть он должен все это рассчитать, посчитать. После этого он тратит и как бы ведет такой в уме свой бюджет, так называемый детский бюджет расходов. А если дети начинают накапливать – это тоже очень хорошая тенденция. И в разных семьях вообще по-разному. Я знаю семью, где мама даже ничего дочке не покупает и говорит: «У тебя есть свои деньги, которые тебе дарят на день рождения, поэтому если я сейчас тебе куплю блузку, ты мне должна вернуть эти деньги». Вплоть до такого бывает. Поэтому в каждой семье свои правила, и здесь нет какого-то, знаете, «кодекса» трат детей денег. Каждая семья сама придумывает и сама живет с этими правилами, так как ей удобно. Кто-то контролирует, кто-то уже впоследствии… Потом, знаете, как это получается? Почему детям более взрослого возраста родители доверяют? Потому что они уже некий прошли порог доверия (там 9-й класс, 8-й). Родители уже понимают, на какие расходы ребенок будет тратить денежные средства, и он уже ему доверяет. И вот этот уровень доверия очень важен, на самом деле, между родителем и ребенком. Когда тотально нет какого-то контроля, но примерно ты понимаешь, какую сумму денег ребенок будет расходовать. И для этого вот он сам… ему нужно объяснить, что есть определенная сумма денег у тебя на счете на неделю, на месяц, и ты можешь сам распланировать свои расходы. Можно даже обсуждать уже более глобальные покупки (например, ребенку на одежду). То же самое – можно с ним разговаривать и говорить: «Да, я тебе дам определенную сумму, у тебя есть. Ты подумай, что бы ты хотел себе купить, и мы с тобой вместе потратим эти деньги – тот твой бюджет, который на тебя выделен». Вот так. Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Юлия, спасибо за ваш комментарий! Юлия Кузнецова, преподаватель экономического факультета МГУ имени Ломоносова.