Анастасия Семенова: Органы прокуратуры выявили более 2,5 тысяч бесхозных детских площадок в 54 регионах страны. Игровое оборудование установлено, но за него никто не отвечает, не проверяет и не обслуживает, что нередко приводит как раз к травмам детей. Как быть? И кто же несет ответственность? С нами на связи наш эксперт Ольга Палаш, эксперт по детской безопасности. Ольга, здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро, Ольга. Ольга Палаш: Здравствуйте, доброе утро. Анастасия Семенова: Вообще, как понять, что площадка безопасна? Мы видели, что вы слышали то, что отвечали, кто чем недоволен. Вот ты приходишь, ты знаешь, что с твоим ребенком ничего не случится. QR-код? На что обращать внимание? Ольга Палаш: Нужно обращать внимание на главные правила безопасного поведения на детской площадке, а именно их несколько. Первое: родитель, когда ты пришел со своим ребенком до 8 лет, ты обязан в любом случае по пятам ходить за своим ребенком. Как только ты собрался на детскую площадку, подумай, подходит ли она по возрасту твоему ребенку. Сейчас мы слышали родителей, что вообще так мало площадок, им не приходится выбирать, на какую площадку идти, но тем не менее, если вдруг есть выбор, соответственно возрасту подбирайте площадку. То есть если это спортивное оборудование, как у нас сейчас много площадок в Москве есть таких, где прямо спортом могут взрослые заниматься, и нередко встречаешь картину: ты идешь, проходишь мимо такой площадки, и малыши пытаются на этих металлических тренажерах как-то там заниматься, а родители в это время сидят и зависают в телефоне. Конечно, это недопустимо. Соответственно, если что-то случится, родитель будет ахать-охать, но безопасность-то была на нем, ответственность была на родителе. Что касается тех площадок, которые подразрушены, да или в принципе современные, как только родитель пришел на нее вместе с ребенком, обязательно он должен исследовать визуально, в каком состоянии находится площадка. Что это значит? Чтобы не торчали гвозди, чтобы на соединениях были специальные заглушки, углы должны быть сглажены. Вот мы видим с вами кадры таких обыкновенных брусьев, но здесь вот напольное покрытие и песочное – это еще окей. Выбирать желательно площадку с напольным покрытием прорезиненным, т. е. амортизация при ударе будет мягкой. При осмотре площадки обратите внимание, чтобы это же прорезиненное покрытие было гладким и нигде не торчало таких каких-то кусков, о которые ребенок может споткнуться и упасть. Петр Кузнецов: Ольга, вопрос. Вот вы сказали, что ответственность в любом случае на родителе. Можете пояснить, пожалуйста, если все-таки что-то там произошло, явно относящееся к самой площадке, не знаю, качели рухнули вдруг, с кого спрашивать-то все-таки, если что-то случилось? У кого требовать компенсацию, кто проверяет изношенность оборудования? Анастасия Семенова: Кто несет за них ответственность? У кого они стоят на балансе? Ольга Палаш: Вы знаете, прежде всего, конечно же, ЖКХ, ТСЖ и т. д. в том месте, на котором расположена эта детская площадка. Петр Кузнецов: О-о-о... Понятно... Ольга Палаш: Туда, в администрацию. Стучаться во все ведомства, в которые возможно. Например, одно из самых страшных оборудований на детских площадках, как это ни странно звучит, даже не качели, а ворота футбольные. Анастасия Семенова: Да. Петр Кузнецов: Футбольные, да. Очень много [несчастных] случаев. Ольга Палаш: Если футбольные ворота были не закреплены и упали, и немало летальных исходов после такого... Петр Кузнецов: Да-да-да, что уж там говорить, даже на школьных площадках это происходит... Ольга Палаш: Обязательно родители или взрослые обращаются с этим вопросом, конечно же, в администрацию и ищут тех, кто ответственны за эту площадку. Чаще всего, конечно же, по правилам, рядом с детской площадкой должен быть информационный стенд, на нем обязательно прописываются правила безопасного поведения на этой площадке. Петр Кузнецов: Вроде бы есть, да, таблички. Ольга Палаш: На этом стенде указывается рост, допустимый для использования данного оборудования, плюс возраст. Соответственно, указываются организации и телефоны, которые в ответе... Анастасия Семенова: Главное, чтобы этот стенд был. Петр Кузнецов: Самое главное. Ольга, спасибо большое, у нас, к сожалению, время. Спасибо вам за важную информацию. Анастасия Семенова: Спасибо! Петр Кузнецов: Ольга Палаш, эксперт по детской безопасности. Прямо сейчас приветствуем в эфире Мари Чичагову, урбаниста, консультанта по вопросам городского и регионального развития, приглашенного преподавателя Высшей школы экономики. Здравствуйте. Анастасия Семенова: Мари, здравствуйте. Мари Чичагова: Доброе утро. Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, как все-таки создать пространство, где будет интересно и детям, и взрослым? Это же нужно все учитывать, и все возрастные категории, площадка же должна быть про это. И самое главное, кто должен участвовать в разработке вот определенной городской детской площадки? Сколько сил, сколько единиц, какие комиссии? Мари Чичагова: Сколько сил, какие комиссии, зависит от конкретной площадки. На самом деле, для того чтобы разработать детскую инфраструктуру, которая будет безопасной, это, понятное дело, приоритет, развивающей, интерактивной, это несколько экспертов абсолютно должны принимать участие. И в этом плане снимается, с одной стороны, информация с людей, а что им важно и ценно, не с точки зрения инфраструктуры, а какие именно задачи должна закрывать детская площадка. А дальше уже вступают в дело инженеры, люди, которые в т. ч. планируют определенные функции на территории. Естественно, подключаются те эксперты, которые понимают в т. ч. в технологиях. И фактически таким образом создается то оборудование, которое мы сейчас видим. Понятное дело, что в России это история, которая сейчас уже отходит от тех стандартов, которые мы видели в советском времени, и детская площадка должна быть и украшением, и таким аттрактором для жителей новых ЖК. И, судя по опросам, вообще наличие детской площадки на территории комплекса не приоритетно, но очень важно при выборе проживания. Петр Кузнецов: Очень важно при выборе, да. Мари, вот скажите, в России многие муниципалитеты, скажем так, очень осторожно относятся к всяким там новаторским решениям, тем более что такие проекты обычно бюджеты не вмещают. Вот как быть? Или все-таки архитекторы уже научились создавать такую среду качественную абсолютно простым способом? Мари Чичагова: Интересный вопрос. Во-первых, есть механики, которые позволяют муниципалитетам привлекать экспертов более насмотренных, которые могут подняться как раз на уровень выше и обеспечить запросы, которые есть в городе, это с одной стороны, т. е. это и федеральные гранты, и инвестиции компаний присутствия в том или ином городе. То есть инструменты есть, главное – уметь их использовать и знать об их наличии. Одновременно с этим мы, естественно, с учетом импортозамещения, наши российские производители в т. ч. сделали шаг вперед и предлагают те решения, которые могут в принципе удовлетворить и муниципальных заказчиков, и девелоперов, и те компании, которые, в общем-то, спонсируют и внимательно относятся к качеству жизни в том или ином городе. Поэтому тут нельзя сказать, что если мы смотрим на муниципальные решения, они все простые и какие-то базовые. В этом плане как раз, например, конкурс «Малые города и исторические поселения», который таргетирует развитие малых городов, позволяет в т. ч. обеспечивать качественной игровой инфраструктурой города, которые могут подаваться на этот конкурс, а это города до 200 тысяч жителей. Анастасия Семенова: Тут, смотрите, есть фотография такая, Мытищи с нами на связи, вот так вот выглядит. Мы видим, что площадка находится среди машин. Петр Кузнецов: За автомобилями даже и не видно ее. Анастасия Семенова: Да, даже дети и не заметят. Какие-то ограждения должны быть? Кто это прорабатывает? Какие-то стандарты есть, или каждый город решает [сам], как он хочет видеть эту площадку? Мари Чичагова: Конечно же, есть стандарты, и безопасность и машины – это те вещи, которые не очень друг с другом совпадают корректно. Естественно, детская площадка не должна быть заставлена автомобилями, не должна находиться рядом с проезжей частью. В этом плане есть стандарты, которые в том числе, если мы смотрим шире, например, на школы, то определенным образом там ставится, например, забор, есть пропускная система определенная, которая, в общем-то, делает всю среду безопасной для детей. Понятно, что если стоят машины или едут машины, не дай бог, то это некорректное планирование. Вопрос дальше, кто конкретную площадку согласовывал и почему там машины, это уже, наверное, не ко мне... Петр Кузнецов: Это не к вам, безусловно. Спасибо, что ответили на такие вопросы профильные! Мари Чичагова, урбанист, консультант по вопросам городского и регионального развития, приглашенный преподаватель Высшей школы экономики. Спасибо. Анастасия Семенова: Спасибо большое. Вот детская площадка, вернее, отсутствие ее, Красноярск: «На всю площадку один ржавый турник и два канализационных люка», – вот так вот это выглядит, давайте покажем. Вы все присылайте фотографии, может быть, успеем показать... Петр Кузнецов: Ничего не вижу... А, понятно... А-а-а, это детская площадка, да? Анастасия Семенова: Там просто вот ржавое... Да, это детская площадка. Петр Кузнецов: Может быть... Выглядит так, как будто это то, что осталось от детской площадки, как будто бы она здесь была... Анастасия Семенова: Да, так и написали. Петр Кузнецов: Елена Бурьевая с нами на связи, детский психолог, еще и с этой стороны обсудим эту тему. Елена, доброе утро. Анастасия Семенова: Доброе утро. Главный вопрос – зачем обращаются к психологам перед созданием детских площадок? Чтобы больше удержать времени, внимания? Чтобы было понятно, что интересно сейчас детям? Елена Бурьевая: Всем здравствуйте. Смотрите, нам нужно четко понимать, под какой возраст что сейчас необходимо для развития, особенно когда мы строим детскую площадку. Поэтому, конечно же, к детским психологам обращаются, для того чтобы узнать, а что именно сделать, чтобы был спрос на эту площадку. Анастасия Семенова: Мы видим сейчас, что информационные вот эти таблички, о которых ранее эксперт говорил, вот я даже в парке обратила внимание, «Детская площадка от 1 до 16». И как такой разброс? Мне кажется, то, что интересно в 1 год, вряд ли интересно будет уже в 16 лет. Елена Бурьевая: Здесь дети просто идут у нас до 16 лет, поэтому очень часто бывает, кстати, конфликт, когда мамы годовалых детей просят отойти подростков с детской площадки, и подростки как раз-таки говорят: «Ну вот на табличке же есть мой возраст, я могу здесь находиться!» Мы не можем ущемлять права детей постарше, а территория дворов, к сожалению, не всегда позволяет сделать разные площадки для разных возрастов детей. Анастасия Семенова: Какой должна быть детская площадка? И что она развивает в детях? Может быть, нам нужно дополнительное оборудование приносить, мячи, обручи, скакалки? Или достаточно того, что есть, не знаю, в том или ином замке, например, как сейчас, самолеты, космические корабли? Елена Бурьевая: Каждому ребенку здорово с собой брать какие-то вещи, естественно, свои, с которыми он будет играть. Более того, уже начиная с 3–3,5 лет ребенок использует игрушку уже как инструмент, для того чтобы привлечь сверстников в игру. Поэтому там уже нет вопроса про жадничество – там есть уже «давай будем вместе играть» и т. д. Замки, корабли – все это может помогать детям в сюжетно-ролевой игре: «Я буду капитаном!», «Давайте, все на борт!», «Мы – пираты!» – и т. д. То есть детские площадки сейчас как раз-таки помогают... «Пол – это лава, мне же куда-то нужно прыгнуть, чтобы в этой лаве не оказаться!» И поэтому чем больше каких-то возвышенных есть на площадке мест, тем лучше для ребенка. Развивает это, конечно же, крупную моторику, которая очень важна, особенно в раннем детстве. Вообще, на детскую площадку, я говорю, выводите детей, как он уже пошел, потому что в песочнице точно будет интересно. Здорово, когда песочницу закрывают или родители, или предусмотрено проектировщиками, потому что есть дворовые собаки, дворовые кошки, которые могут использовать песочницу как лоток, для того чтобы делать какие-то дела. А также родителям важно, конечно, посмотреть, как в песочнице обстоят дела, перед тем как ребенка туда посадить... Анастасия Семенова: Просеять песочек с ним. Елена Бурьевая: Ну, как вариант. Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, как часто нужно отправлять детей на детскую площадку? Мы об этом сейчас, мне кажется, забываем, дети в основном делают уроки, сидят за компьютерами, книги читают, но об активностях на улице тоже не стоит забывать. Может быть, есть какие-то, не знаю, золотые 30 минут? Петр Кузнецов: Я думаю, что отношение к городской среде сейчас совсем другое ребенка, соответственно, и современных родителей тоже. Елена Бурьевая: Если родитель не вышел на улицу, то у ребенка нет возможности ни пообщаться со сверстниками, ни друзей себе как-то на будущую перспективу, собственно говоря, начать выстраивать коммуникацию, потому что родитель уставший на улицу не пошел, родителю не хочется одевать ребенка, ну и, получается, контакты не создаются, дружбы не создается. На улицу важно выходить, потому что это база. У нас, собственно говоря, природа не думала, что мы будем с вами комфортно все сидеть за пластиковыми окнами, не шевелясь, не двигаясь, за ноутбуками и т. д. Конечно же, очень важно, чтобы мы хорошо и много двигались, солнце нужно, свежий воздух, общение со сверстниками, а также питание и сон. Петр Кузнецов: Спасибо! Здорово, что этим завершили! Анастасия Семенова: Прекрасно! Елена Бурьевая с нами была на связи, детский психолог.