Дмитрий Чебанов: С точки зрения биохимии, для эффективной тренировки мозга важны здоровый сон и физические нагрузки
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/dmitriy-chebanov-s-tochki-zreniya-biohimii-dlya-effektivnoy-trenirovki-mozga-vazhny-zdorovyy-son-i-fizicheskie-nagruzki-62748.html
Иван Князев: Как лучше запоминать информацию, какие подходы применять в обучении? Поговорим об этом с Дмитрием Чебановым, нейробиологом. Он на связи с нами.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Иван Князев: Дмитрий, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Дмитрий, здравствуйте еще раз.
Дмитрий Чебанов: Здравствуйте, Анастасия, здравствуйте, Иван.
Анастасия Семенова: Вот прямо SMS из Кемеровской области: «Раньше память у меня была отличная. А сейчас я в стрессовых ситуациях могу что-нибудь забыть. А мне всего 54 года». Таких очень много сообщений. Почему так происходит? Я даже вот вспоминаю, что когда в детстве мы учили стихотворение, как то ты прочитаешь и прямо стихотворение запоминаешь. Сейчас уже потруднее.
Дмитрий Чебанов: Ну действительно стрессовые ситуации ухудшают память, потому что активизируют другие процессы, которые ответственны за принятие быстрых решений. Такие механизмы у нас работают еще от животных эволюционно нам, так сказать, достались. Поэтому, конечно, да, тревожность, стресс – показано, что ухудшают долговременную память, ухудшают запоминаемость информации. Поэтому здесь важно поработать с первопричиной – что является причиной стресса, и тогда запоминание улучшится.
Иван Князев: Дмитрий, я как-то смотрел документальный фильм, где подробно рассказывалось о том, что в принципе любого человека можно научить запоминать большие объемы информации, главное просто применять какую-то специальную методику. Я ее сейчас передать не смогу. Ну то есть мозг можно этому научить.
Дмитрий Чебанов: Да, конечно, можно, это свойство мозга называется нейропластичность, когда создаются новые нейронные связи за счет запоминания информации.
Вот действительно много звучало сегодня полезных советов – тренировать память запоминанием каких-либо фактов. И это очень сильно развивает способности когнитивные, запоминающие. Поэтому да, такая возможность есть. Если целенаправленно заниматься, мозг можно рассматривать как мышцу в спорте – мы точно так же применяем систематические (что важно) усилия для того, чтобы ее развить.
Иван Князев: Дмитрий, а когда люди говорят: «У меня плохая память с детства», они врут, получается?
Анастасия Семенова: Либо ничего не предпринимали для того, чтобы ее развить?
Дмитрий Чебанов: Ну да, в какой-то степени. Наверно, они лукавят, потому что точно так же, как и со спортивной подготовкой. Мы видим, что люди, которые даже может быть в детстве не занимались спортом, но в более взрослом возрасте они могут нагрузками заниматься постепенно начать и даже достигать каких-то успехов, пусть в детстве и особо не соприкасались с этим. Поэтому да, конечно, можно это развить, можно развить и достичь определенных высот.
Иван Князев: А почему одни люди, ну я не знаю, гениальные люди, буквально, ну, например, обладающие фотографической памятью или какой-то… абсолютным слухом, почему у них мозг может это делать, а у другого человека нет? Что у них в голове отличается от обычного человека?
Дмитрий Чебанов: Ну может быть вначале, в детстве как раз, в раннем возрасте эти люди предпринимали какие-то активности, которые стимулируют мозговое развитие. Ну, в частности, это может быть занятие музыкой, это может быть какие-то книги, которые им были интересны вначале, и таким образом вот те предрасположенности, которые изначально у этих людей были в организме, у них получилось их развить.
Другие люди, которые может быть на первый взгляд такими возможностями не обладают, просто у них пока не было возможности развить свой потенциал. Обычно это так выглядит.
Анастасия Семенова: А вот нам еще написали из Чувашии: «Для мозга губительно однообразие. Необходимо всегда изучать что-то новое, да хотя бы заниматься вязанием». Вот действительно, если ты чему-то научился, я не знаю, вязать крючком, перейдите к другому? Или вот надо совершенствоваться, и все равно мозг будет работать? Понятно, что есть сложные там… ну вот вязание взять как пример.
Дмитрий Чебанов: Да, конечно, разнообразие, во-первых, очень важным является для развития мозга. Это как раз то самое создание новых нейронных связей. Что-то непривычное – мозг старается разобраться, и, так скажем, напрягает для этого силы, строит новые связи.
А вязание – тоже очень важный инструмент развития мозга, потому что включаются двигательные нейроны. Это то, чего нам сегодня не хватает. В основном у нас, конечно, сидячий образ жизни, и вот таких вещей, связанных с рукоделием, с задействованием двигательных нейронов их мало. И в то же время они очень полезны для развития нервной системы.
Иван Князев: Дмитрий, ну накидайте нам несколько советов, как тренировать мозг, чтобы это было эффективно.
Дмитрий Чебанов: Ну вот вы знаете, с точки зрения биохимии, то есть механизмов работы мозга такие есть очень важные условия. Во-первых, это здоровый сон, потому что во время сна мозг очищается от продуктов жизнедеятельности, накопленных за день. И вот именно по этой причине у людей невыспавшихся спутанность мыслей и сниженная работоспособность. Конечно, для всех разное время сна, но критерий – это когда вы чувствуете себя отдохнувшим.
А второй момент с точки зрения биохимии – это физические нагрузки. Ну это может быть даже ходьба в течение пары часов, как показали ученые, она очень полезна, она тоже активизирует процессы, которые наш мозг очищают от ненужных молекулярных соединений. Поэтому вот такие вещи они, конечно, как необходимое условие идут.
А что касается развития непосредственно мозга и его способностей – это необходимо его нагружать.
Анастасия Семенова: Работать и изучать что-то новое.
Иван Князев: Спасибо. Дмитрий Чебанов, нейробиолог был с нами на связи. «Занимаетесь самообразованием?» Да – 78% граждан, которых мы опросили.
Анастасия Семенова: Да? Молодцы.
Иван Князев: Это хорошо. Спасибо, что были с нами в этом часе. Скоро продолжим.
Дмитрий Чебанов: С точки зрения биохимии, для эффективной тренировки мозга важны здоровый сон и физические нагрузки