Анастасия Семенова: Прямо сейчас, как мы и обещали, поговорим с нашим экспертом. У нас на связи Анна Гончарова, детский писатель, руководитель Центра развития детского чтения, педагог. Анна, здравствуйте. Антон Липовский: Приветствуем вас. Анна Гончарова: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Анна, первый вопрос. Ваши персонажи ваших книг, Еня и Еля, – как они появились? Анна Гончарова: Началось все, как у многих детских писателей, с рассказывания сказок своим детям. Я рассказывала сыну истории про енотика Еню, любимую игрушку мягкую, с которым он в 3 года спал в обнимку. Сейчас сыну уже 19, а моя серия про Еню и Елю насчитывает около 30 книг и популярна, любима детьми и родителями. Поэтому я начала, как многие, писать или рассказывать истории детям, хотя имела педагогическое, филологическое образование, впоследствии получила психологическое и выросла сама в творческой семье. Поэтому сложилось все, в т. ч. детей у меня зовут Аленушка и Иванушка, как в сказке. Анастасия Семенова: Ой, как мило! Анна, еще у вас на книгах написано, что это сказки, которые помогают и детям, и родителям. А вот как они родителям помогают, ваши сказки? Антон Липовский: Занимать детей? Анна Гончарова: В них очень много, как в любой литературе хорошей, много подсказок, как действовать в жизни. Я в истории заворачиваю игры, в которые можно поиграть вместе с детьми, даю примеры выхода из ситуаций, например, как не бояться страшных снов, влюбиться в чтение, кушать правильно, договариваться друг с другом, замечать прекрасное, мечтать и познавать этот восхитительный мир. Антон Липовский: Я не могу не задать вопрос, меня восхищает сам процесс. Вы сказали о трех десятках книг – что вас вдохновляет каждый раз на новую историю? Анастасия Семенова: Кто вам подсказывает? Анна Гончарова: Конечно, дети. Анастасия Семенова: Дети. Антон Липовский: А как это происходит? Дети выросли... Анастасия Семенова: Уже 19. Антон Липовский: Другие дети вдохновляют или какой-то опыт? Анна Гончарова: 16 и 19. У моей дочки вчера был день рождения, 16-летие. Антон Липовский: Мы вас поздравляем. Анастасия Семенова: С наступившим! Анна Гончарова: Спасибо, в день рождения Максима Горького, и как раз в Неделю детской книги она родилась (как правило, она проходит в это время). Вдохновляют в принципе дети. Я очень много встречаюсь по всей стране, и в других странах я выступаю, участвую в фестивалях, конференциях и встречаюсь с детьми, которые, конечно, наполняют, заряжают энергией. Когда дети обнимаются после встречи, когда я вижу, как они с удовольствием начинают листать книги, пересказывать друг другу истории, когда просят рассказать и написать о чем-то еще, для меня как для писателя это, конечно, вдохновение, для того чтобы творить дальше. Анастасия Семенова: И о чем же они просят вас писать? Анна Гончарова: Очень часто, когда я приезжаю в города России, у меня есть книга «Еня и Еля в гостях у Москвы», и теперь в любом городе, в который я приезжаю, меня просят написать про их город, как Еня с Елей оказались в этом городе. И на самом деле это очень хочется сделать, но это такой огромный труд, писать такие познавательные истории... Анастасия Семенова: Путеводитель такой получится книжный по городам. Анна Гончарова: Завернутый в историю. Я никогда не пишу просто познавательную книжку – я пишу сказку, в которой, например, Еня и Еля встречаются с ожившей девушкой-городом и с ней уже путешествуют по современной Москве, раскрывая, какая столица прекрасная. Ну и любой город России, в который я приезжаю, про него мне как писателю действительно хочется написать истории, потому что везде есть что-то удивительное: и люди, и библиотеки, которые сейчас являются такими культурными площадками, увлекающими детей чтением, и замечательные достопримечательности, рассказывающие об истории... Например, в Астрахани прекрасный кремль, в Рязани, в Казани, абсолютно в разных, в Якутске – везде есть то, про что хочется сочинить целую историю и сложить целую книгу. Потому что книги – это окошки в мир: когда мы читаем, мы проживаем жизни, мы оказываемся вместе с героями там, где находятся они, мы становимся сильнее и мудрее, познаем этот мир. Вот замечательная детская государственная библиотека российская на кадрах у нас сейчас, в которой происходит постоянно что-то удивительное, прекрасное. Дети практически каждый день там могут попасть... Это показывали кадры из Нижнего Новгорода, из ..., я так буквально в декабре выступала, где вот действительно можно вот так открыть стеллажи... Анастасия Семенова: Здорово! Анна Гончарова: ...и оказаться внутри книжного мира в буквальном смысле слова. Антон Липовский: Анна, дети подходят к этим стеллажам – а к чему они стремятся, что они хотят читать сегодня? Какой запрос у них? Анна Гончарова: В зависимости, конечно, от возраста. Но прежде всего я могу сказать, что они хотят читать. И когда раскрываешь книгу и начинаешь читать сказку, ребенок замирает. Любые дети любого возраста с удовольствием слушают истории, которые им рассказывают, потому что это очень естественно: мир живет историями. Ну а в зависимости от возраста... Дошкольников и младших школьников интересуют сказки, это возраст сказок, младший дошкольный возраст. Когда они идут в школу, наступает познавательный период, и они очень любят познавательную литературу, т. е. книги, где есть какая-то интересная информация. Подростков уже интересуют отношения, романы, взаимоотношения, которые складываются у ребят друг с другом, и когда они читают истории про то, как дети общаются друг с другом, как их ровесники общаются, они этим очень увлечены, поскольку этот вопрос как раз общения, когда им важно проявить себя в социальном отношении. Антон Липовский: Спасибо. Анастасия Семенова: Анна, и вопрос: молодым родителям что вы посоветуете? С какого возраста читать детям? Вот человек родился, и ты начинаешь читать? Как привить эту привычку? Анна Гончарова: Я считаю, что прежде всего книга должна быть в доме, книга должна быть видима. Очень часто родители читающие, но берут в руки книгу, когда, например, ребенок лег спать, а до этого, а до этого он их видит с гаджетом. Это нормально, гаджеты – часть жизни, но обязательно должны присутствовать и книги, потому что это развитие воображения, мышления, это уникальный опыт, который они получают, эмоциональный прежде всего, художественная литература воспринимается как эмоциональный опыт. Поэтому, когда мы растим читателя, мы растим, не уча его читать буквы, складывать их в слоги, а затем в слова и в предложениях, а мы растим эмоцию. И когда мама открывает ребенку книгу или дает малышу совсем маленькому потрогать страничку пальчиком, в этот момент рождается эмоция. И если у вас есть традиция (если нет, обязательно заведите) в семье читать ребенку перед сном, буквально 5–10 минут. Когда он слушает, засыпая, сказку, он получает и контакт с вами, и привитие любви к чтению, потому что книга входит в его ежедневный ритуал, в обычную историю жизни и дарит ему море позитивных эмоций и удовольствия. Антон Липовский: Анна, у меня личный вопрос появился. У вас 30 изданий, вы сказали, – а случалось такое, что, может быть, получали какое-то пожелание, может быть, даже какая-то такая легкая критика была на какой-то предмет? Случалось такое? Анна Гончарова: Ну, критики, честно говорю, получаю мало, наверное, практически не получаю. У меня случалось, что люди говорят: «Я хочу...» Конечно, критики бывают, например, от редакторов, которые говорят: «Надо здесь заменить какое-то слово». Но в основном... Или, например, когда я писала про Вселенную, издательство говорит: «Замечательно, но мы пропустили главу про полеты в космос», – и я дописывала к этой книжке «Еня и Еля. Удивительная Вселенная» историю про то, как человек полетел в космос. Я знакомила героев с волшебной звездочкой и увлеклась тем, что рассказывала, почему планета голубая, какой танец волшебный происходит между Землей и Луной, а про то, как связать с людьми, немножко подзабыла. Вот такая может быть корректировка в процессе создания произведения. Антон Липовский: Интересно. Анна Гончарова: Ну а дети, конечно, очень часто я получаю, например, желание написать про моих героев самим. То есть дети пишут: «А я тоже сочинил историю про Еню и Елю!» Анастасия Семенова: Ой! Антон Липовский: Здорово! Интерактивный процесс получается. Анна Гончарова: Или родители говорят: «Нам тоже...» Это здорово! На самом деле если ваш ребенок сочиняет вот такие продолжения историй, это очень хороший способ начать сочинять истории, поскольку есть уже мир, есть уже герои и надо придумать сюжет, и это легче, чем создавать с нуля целую вселенную книжную. Антон Липовский: Спасибо огромное! Анастасия Семенова: Спасибо вам большое! Анна Гончарова с нами была на связи, детский писатель, руководитель Центра развития детского чтения, педагог. Антон Липовский: Ну вот мы сейчас с детским писателем-фантастом продолжим сразу, чего уж там раскачиваться, обсуждать нашу тему. Дмитрий Емец с нами на связи. Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий Емец: Здравствуйте. Очень рад. Анастасия Семенова: Доброе утро, здравствуйте. Мы тоже очень рады. Антон Липовский: Во-первых, мы вас за серию книг «Таня Гроттер» отдельно благодарим, это во-первых, горячо любимую многими детьми... Анастасия Семенова: У нас фанаты, уже взрослые фанаты. Антон Липовский: Да, просили вам благодарность выразить даже наши коллеги, которые в аппаратной работают, они выросли также на ваших книгах. Скажите, а как вы вообще пришли к тому, чтобы... Анастасия Семенова: ...писать для детей? Антон Липовский: ...написать первую книгу и вот для детей написать? Дмитрий Емец: История была такая. Я учился на филологическом факультете Московского университета им. М. В. Ломоносова на III курсе, у меня появился первый компьютер. У него не было жесткого диска, была гибкая дискетка на 1 мегабайт. Антон Липовский: Так. Дмитрий Емец: Там был текстовый редактор, который позволял печатать по 2,5 тысячи знаков в маленькие блоки текста. Там нужно было файл №1, файл №2, файл №3, много-много-много файликов, потом ты все их склеивал, получалась целостная книга. После печатной машинки это было здорово, настоящий компьютер, хотя там каждый пиксель был размером с кулак: когда в букве «о» погасала одна точка, буква «о» превращалась в букву «с». Я написал книжку «Дракончик Пыхалка», это такая, в общем, для старшего дошкольного, младшего школьного возраста повесть-сказка. Принес ее в издательство, она понравилась, книжки стали постепенно выходить. И потом я все время продолжал. Вначале я писал такие цветные большие повести-сказки, это вот «Властелин Пыли», «Дракончик Пыхалка», «Приключения Домовят». А потом в какой-то момент я пошел в издательство, которое издавало Кира Булычева, и они издавали кроме Кира Булычева еще разных молодых авторов российских. Я буквально переступил порог, мне сказали: «Надеюсь, у вас не повести и сказки?» А у меня вот были только повести и сказки». Я сказал: «Нет-нет, у меня есть самые разные книжки, я вам принесу». Побежал домой и одну такую не совсем законченную повесть-сказку сделал фантастикой. Это был мой самый первый материал, «Тайна «Звездного странника»», «Сердце пирата», «Возвращение космического пирата», «Охота на пирата». Там с одной стороны такие «Звездные войны», бластеры, мечи, космические базы, а с другой стороны принцессы, летающие ежики... В общем, такая какая-то получилась эклектика, но книжка получилась такая очень радостная, к ней хорошо отнеслись, и это вот стало моим первым фантастическим опытом. Потом я долго работал в этом издательстве, потом перешел в «Эксмо». И вот какая мысль меня волновала на тот момент. Я чувствовал, что как только человеку становится 14 лет, я помнил свои 14 лет, я все детские книжки, которые у меня были, вот так вот повернул корешками, чтобы не читались названия. Все, я уже решил, что я вырос, я читаю другие совсем книги. Я был запойным читателем, в неделю я прочитывал, не знаю, пять книг по 300 страниц, это была такая очень средняя норма. Анастасия Семенова: С ума сойти. Дмитрий Емец: И естественно, я перестал читать детские книжки и подумал, что сейчас читатель тоже меня перестанет читать. И это была настолько грустная мысль, что я решил паковать чемоданы и уходить в юмористическое фэнтези, во взрослую литературу, написал несколько книг взрослых юмористического фэнтези. А потом подумал, что нам чудовищно нужна семейная литература, т. е. та литература, которая объединяет все поколения, т. е. такие книжки, которые можно читать и ребенку, и мама будет не из-под палки это делать, и бабушка... Потому что еще ведь такой момент, что когда вы читаете ребенку какую-то книгу, вам хочется, чтобы вам самому было интересно. Можно просто голосом озвучивать, но если вам этот материал неинтересен... Анастасия Семенова: Если вы его не понимаете, то и ребенок не поймет. Дмитрий Емец: Ну вот просто из-под палки читаешь и все, желания нет. А если мама читает и ей нравится самой, она смеется, как-то эмоции передает... Мы же понимаем, что эмоции передаются: если маме нравится, то и ребенок маленький заинтересуется. И потом я всегда работал в нише семейной литературы, универсальной. Первой такой книжкой фантастической семейной стала вот именно «Таня Гроттер». Это, понятно, начиналось как пародия на «Гарри Поттера», но там 14 книг, я очень увлекся этим сериалом, это получилась целая вселенная. Я люблю Таньку, ею горжусь, по-моему, хорошо получилось. Анастасия Семенова: А как менялся персонаж Таньки (как вы ее сами так ласково называете)? Дмитрий Емец: Ну, у меня мама Таня, вообще люблю имя Таня, и Гроттер... Вначале она была Соня Гроттер, летала на скрипке... Анастасия Семенова: На виолончели. Дмитрий Емец: Но потом я пошел в музыкальную школу, посмотрел на скрипку, представил себе девочку Соню, которая села на скрипку, и мне стало жалко скрипки. А там стоял контрабас, он меня впечатлил, он был какого-то громадного размера, и если уж летать, то на контрабасе. И Таня Гроттер пересела на контрабас и дальше летела на контрабасе. Там у меня и на пылесосах летают, и на контрабасах, и на всяких... В общем, весело получилось в этом плане. Из «Тани Гроттер» вырос сериал «Мефодий Буслаев», это самый огромный мой фэнтезийный сериал. Если вы не читали «Мефодия Буслаева», сейчас он переиздается очень красиво, советую. В нем 19 книг, это целая вселенная. Обычно ко мне приходят через «Таню Гроттер», потом читают «Мефодия Буслаева», потом переходят к «Школе Ныряльщиков», это самый сложный мой сериал, к нему лучше уже как третья ступенька, лесенка. И еще у меня есть очень такая серия, которую я люблю, семейная, это: семейное «Бунт пупсиков», «День карапузов», «Таинственный Ктототам», «Золото скифов», «Похищение пуха»... В общем, такая семейная серия, многодетные веселые истории, очень вам советую, если найдете, прочитайте. Еще, кстати, вот про запуск чтения Анна очень интересно говорила. У меня есть разные лайфхаки, потому что я и сам люблю запускать чтение, и понимаю, как это работает. Анастасия Семенова: Давайте, делитесь. Дмитрий Емец: Понимаю, в чем сейчас главная проблема детского чтения, и стараюсь разобраться в ней, что можно сделать реально. Я помню, что, когда мы жили на Камчатке в детстве, мама сажала меня на колени, мне было 5–6 лет, и заставляла читать меня детские книги. Я читал плохо; когда мама отворачивалась, я перелистывал через 15 страниц, мне было абсолютно не интересно, чем все закончится. Но к 1-му классу у меня, видимо, сформировалась хорошая техника чтения, и в IV четверти 1-го класса мы пошли на день рождения к девочке Марине, и там родители 30 человек заперли в двухкомнатной квартире и сами пошли куда-то гулять. Девочки стали гоняться за мальчиками, бросаться в нас чем-то... Мы заперлись от них в дальней комнате, диваном подперли дверь; девочки стучали в дверь, и из шкафа упала белая книга Карла Коллоди «Пиноккио». Я эту книгу взял, и вот внезапно первый раз в жизни получил удовольствие. За 3 или 4 часа, пока там родители не открыли детей, я прочитал вот эти 300 страниц Коллоди. И вот потом уже читал много, жадно, ночью с фонариком... Помню, когда читаешь с фонариком под одеялом, заканчивается воздух, знаете, под одеялом мало пространства... Анастасия Семенова: Да, конечно. И зрение заканчивается. Дмитрий Емец: Бабушка говорила: «Выйдешь на пенсию, будешь читать». Тогда родители в то время боролись с детским чтением, т. е. как сейчас борются с курением, еще чем-то... Анастасия Семенова: С гаджетами. Дмитрий Емец: ...тогда, если ребенок читал, говорили: «Испортишь глаза!», «Выйдешь на пенсию – будешь читать!», «Учи лучше уроки, что ты читаешь?» То есть тогда чтение было настолько распространено, что вот даже как-то пытались родители его тормозить. Сейчас какая ситуация? Появился гаджет, и не вырабатывается очень долго техника чтения. Недавно я был в одной школе, выступал, там были старшие классы, 9-е или 10-е, и один мальчик там что-то ну очень себя плохо вел. Учительница ему сказала так полушепотом, условно: «Сидоров, если не прекратишь, я заставлю тебя сейчас перед всеми вслух прочитать один абзац». И Сидоров так сразу притих, т. е. у него, как я понял, в 9-м классе была такая техника чтения, что если бы он прочитал перед нами один абзац, то это был бы, в общем, полный залет. Соответственно, он притих и вел себя хорошо. То есть если мы сейчас в 9–10-м классе не имеем техники чтения, а программа школьная сложная, вот, собственно, вам весь и ответ. Мы должны в начальных классах вырабатывать любой ценой, любыми вариантами, любыми изменениями школьной программы, любыми добавлениями часов литературы вырабатывать технику чтения. Пока у человека нет определенной техники чтения, не знаю, 150 слов в минуту, или сколько нужно иметь, чтобы бегло, быстро читать, мы не будем иметь читателя. А пока есть телефон, он дома сам читать не будет. Очень немногие родители обладают достаточной силой воли, чтобы не покупать ребенку хотя бы лет до 12 смартфон. А смартфон – это минус 2 года к развитию, т. е. если у вас у ребенка смартфон... Антон Липовский: Дмитрий, у нас, к сожалению, не так много времени остается. Это, кстати, шикарная инициатива, с которой вы сейчас выступили, на самом деле правда, я полностью ее поддерживаю... Анастасия Семенова: И Анна об этом тоже сказала. Антон Липовский: Анна в принципе то же самое говорила. Я не могу не спросить. Во-первых, потрясающая история с началом вашего чтения, любви к чтению. Но я не могу не спросить – откуда у вас рождаются вот такие фантазии, такие безумные путешествия, герои? Если можно, у нас буквально минута. Дмитрий Емец: Я вначале зарисовываю... Я плохо рисую, но, в общем, беру условно лист бумаги... У меня новая серия «Ева Дедята», «Последний стожар», «Обещание гарпий» и «Сокровище Сивояры». В общем, «Последний стожар» где-нибудь вбейте, вы эту серию увидите, она как «Таня Гроттер», «Последний стожар», первая часть. Я взял лист бумаги, зарисовал мир. Там девочка лечит разных магических существ, у нее небольшой магический дар есть, еще чего-то... Я нарисовал этих существ, нарисовал девочку, описал внешность этой девочки для себя как шпаргалку, дал некую вводную, обыграл правила игры... Очень важно представлять себе локацию мира. Вы должны всегда использовать привычные вам локации. Если вы живете в городе Челябинске... Антон Липовский: Все-таки все через визуализацию. Анастасия Семенова: Да, Дмитрий, простите. Антон Липовский: Можно общаться с вами бесконечно! Анастасия Семенова: Бесконечно. Антон Липовский: Дмитрий Емец, детский писатель-фантаст. Спасибо большое! Сами читайте, детям давайте хорошие примеры, и все обязательно получится. Анастасия Семенова: С помощью книг мы растим эмоции. Увидимся, пока-пока!