Антон Липовский: «Такси нужна плотная конкуренция, монополисты никогда не снизят цены», – Сахалин. Сейчас мы в этом разберемся – Дмитрий Коваленко, управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф», с нами на связи. Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий Коваленко: Доброе утро. Антон Липовский: Дмитрий, тема животрепещущая, давайте разбираться. Во-первых, давайте поймем, сильно ли действительно выросли цены на такси в среднем, если можно какой-то срез провести? Дмитрий Коваленко: Цены действительно выросли. Да, я слышу ваш эфир, цены действительно выросли, и это только начало, поскольку цены никогда не росли ранее, а автомобили выросли в 2 раза, обслуживание автомобилей, запчасти выросли в 3 раза, много брендов ушло, и текущие автомобили требуют повышенных затрат на обслуживание. Поэтому мы регулярно говорим о том, что это только начало повышения цен. В ближайшее время такси станет роскошью. Антон Липовский: Может быть, вы какой-то прогноз тогда сделаете? Потому что сейчас все волнуются, я думаю, кто смотрит наш эфир и пользуется такси. Дмитрий Коваленко: Ну, честное слово, прогноз делать сложно по той простой причине, что после введения 580-го федерального закона в действие с 1 сентября ни для кого не секрет, что он сейчас полномасштабно еще не введен по причине того, что многие регионы не готовы, их инфраструктура не готова к реализации этого закона. Но мы как агрегатор уже столкнулись с существенным оттоком водителей, с нежеланием тех людей, которых очень долго, начиная с 2013–2014-х гг., привлекали к работе все агрегаторы, мы и остальные агрегаторы, остальные участники рынка, с их нежеланием выходить на работу. Потому что подготовка автомобиля к эксплуатации и к услугам перевозки такси – она существенная, она очень дорогая. То есть то, что вы сказали, страховка, ОСАГО для такси стало существенно дороже, – все верно, она всегда была очень дорогая. Просто застраховать автомобиль – это уже большая проблема: страховые компании отказывают в страховании автомобилей для такси, потому что такси считается источником повышенной опасности, хотя это далеко не так. В Санкт-Петербурге в 10 раз выросло количество полученных лицензий до момента введения этого закона, раньше их просто никто, к сожалению, не получал. В России не существует, практически не осталось классических таксопарков, которые были в 1980–1990-х гг., есть только большое количество арендных компаний, т. е. бизнесмены, которые берут автомобили в лизинг, покупают их за собственные средства и передают автомобиль в аренду. Поэтому... Антон Липовский: Сейчас же и эту работу тоже собираются упорядочить, насколько я понимаю, и сделать ее максимально прозрачной, в этом тоже определенная сложность. Давайте исходя из этого вот так грубо, скажем так, объясним телезрителям, из чего же формируется сегодня цена, что на нее так сильно влияет, что вот, я себе зафиксировал, в Самаре в 1,5–2 раза выросли цены, в Ленинградской области в 1,5 раза, на Алтайском крае на 30%, в Перми в 2 раза... Дмитрий Коваленко: Я могу сказать, что вот эти данные, которые вы зафиксировали, не совсем корректны по причине того, что у каждого агрегатора динамическое ценообразование. Что такое динамическое ценообразование? В одном определенном квадрате, гексагоне, сравнивается количество заказов и количество желающих исполнить этот заказ. Вот если в Ленинградской области ушло большое количество людей, готовых выполнять эти поездки, то цены там могут вырасти значительно. Мы прогнозируем, что цены вырастут в 2 раза относительно того, что есть сейчас, и такси станет действительно недоступным... Анна Белоглазкина: Еще в 2 раза. Антон Липовский: То есть еще в 2 раза относительно сегодняшнего дня, правильно мы поняли? Дмитрий Коваленко: Мы прогнозируем, что да. Антон Липовский: Ничего себе... Скажите, а вот по поводу ФАС, Федеральная антимонопольная служба, и вот правительство просило разобраться с ценами соответствующие службы, просили мониторинги проводить... Вообще как-то регламентируется сегодня рынок такси? Потому что известные онлайн-сервисы, мы вот с Аней сидели перечисляли, «Яндекс», Uber, Gett и многие другие, ну как-то они законодательно оформлены таким образом, что на них очень сложно было повлиять, т. е. ответственность на них не лежала. Сейчас вообще как-то можно контролировать хоть что-либо законодательно? Дмитрий Коваленко: Смотрите, на самом деле недавно к нам, не помню сколько, наверное, недели две назад, обратилась ФАС как раз с запросом о предоставлении данных по обращению инициативной группы депутатов Государственной Думы. Мы предоставили все данные. Но при любом детальном малейшем анализе очень просто разобраться с тем, что экономическое ценообразование поездки построено просто неверно. Вот то, к чему мы привыкли, эта цена была только потому, что вас перевозили люди на собственных машинах, подработчики, которые ехали домой, которые ехали на работу, которые в выходные подрабатывали, чтобы прокормить свою семью. То есть любому классическому таксопарку, в нашей компании у нас есть свой таксопарк, мы развиваемся по модели своих таксопарков, поэтому я очень детально понимаю все необходимые расходы, для того чтобы осуществлять перевозки безопасно на брендированных автомобилях, которые я буду менять каждые 3 года. Вот экономическое ценообразование поездки построено неверно, поэтому мы и прогнозируем этот рост. При обращении ФАС, там коллеги точно разберутся и поймут, что никакого завышения нет. Антон Липовский: А, никакого завышения нет, но, соответственно, все-таки как-то вопрос пытаются регламентировать. Слушайте, нам здесь написали уже много раз за два дня по поводу социального такси, вопросы задавали. Я понимаю, что, может быть, не совсем к вам вопрос, но вообще, о социальном такси как-то вопрос у нас продвигается, решается? Анна Белоглазкина: Есть ли у вас в вашем сервисе какие-то льготы для определенных групп людей? Дмитрий Коваленко: Социальное такси – это, насколько мне известно, во многих регионах, в ряде регионов Российской Федерации выделен бюджет и есть компании, оказывающие услуги социального такси по прямому договору с государством: по 214-му федеральному закону осуществляется конкурс, выбирается подрядчик, и эти услуги есть. Мы на данный момент активно не участвуем в таких конкурсах ввиду того, что это довольно большая операционка и мы сейчас сосредоточены именно на развитии агрегаторской деятельности. Антон Липовский: Хорошо. Дмитрий, спасибо вам огромное! У нас здесь просто много сообщений, у нас меньше минуты остается, еще несколько прочитаем. Дмитрий Коваленко, управляющий директор «Ситимобил» и «Таксовичкоф», с нами был на связи.