Дмитрий Смыслов: Почерк атрофируется, и подпись во многом начинает атрофироваться
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/dmitriy-smyslov-pocherk-atrofiruetsya-i-podpis-vo-mnogom-nachinaet-atrofirovatsya-66148.html
Мария Карпова: С нами на связи Дмитрий Смыслов.
Петр Кузнецов: Хотя бы поэтому.
Мария Карпова: Дмитрий – он графолог.
Петр Кузнецов: Мы вам обещали?
Мария Карпова: Да, пожалуйста.
Петр Кузнецов: Рассмотреть несколько ваших произведений.
Мария Карпова: Дмитрий, здравствуйте!
Дмитрий Смыслов: Здравствуйте!
Петр Кузнецов: Здравствуйте!
Мария Карпова: Дмитрий, вот у нас на столе книга, если не ошибаюсь, да, 1903-го года. «Наука об определении внутреннего мира человека по его почерку. Психографология». То есть сколько, уже больше, ну, почти 150 лет назад, ладно, больше 100 лет назад люди интересовались этим предметом.
А вообще, что это такое – психографология, графология? Чем занимается графолог? И кто ваши клиенты? Кто к вам обращается за услугами?
Дмитрий Смыслов: Ну вообще графология сейчас – это одно из направлений психодиагностики. Это проективный метод психодиагностики, но историю изучения почерков, в принципе, можно брать даже с античности. А если берем более-менее последние века, то вообще XVIII-й, начало XIX-го века – это было увлечение священников.
Приходилось в ряде случаев делать выводы, наблюдать, смотреть, в частности, Иоганн Каспар Лафатер тот же самый, который этим занимался вполне серьезно, и довольно точно проводил диагностику.
Мария Карпова: Ну а все-таки, все-таки сегодня, если больше в современность уйти, можно ли сравнить вашу работу с работой психолога?
Дмитрий Смыслов: Да, безусловно, потому что по почерку мы выходим на личность, на особенности человека, мы понимаем его специфику взаимоотношений с внешним миром, с социумом, с характеристиками в отношении себя, в отношении дела, в отношении других людей.
Мы смотрим уровень его социализации. В ряде случаев мы видим некоторые нюансы, которые могут быть определенными звоночками с точки зрения каких-то особенностей или нюансов. Особенно, кстати, это актуально бывает при приеме на работу. Но, к сожалению, сейчас чаще только начинают расписываться, много печатают в резюме. Но по факту это очень важный момент.
Просто обращу внимание на то, что, допустим, в Америке сейчас большинство современных людей пишет раздельными буквами. Это уже такой показатель, очень печальный. Буквы раздельные.
Мария Карпова: А вот я тоже пишу крупными раздельными буквами.
Петр Кузнецов: Печатными, получается, да? Как в кроссворде?
Дмитрий Смыслов: Да, то есть почерк атрофируется. И подпись уже во многом начинает атрофироваться. И у меня большая коллекция странных почерков, таких, как смайлики, рыбки, зайчики, птички или неприличные высказывания на английском языке в виде подписи в паспорте.
То есть это – весьма специфическое отношение к происходящему. Но, к сожалению, это данность. И это четко показывает, что мир у нас меняется довольно серьезно. Хотя главная задача почерка, первоначальная, начиная со школы, это социализация. Если человек адекватно социализируется, почерк у него понятен.
И вот я всегда говорю, что уместнее всего ввести в школы уроки чистописания по-прежнему, это было бы очень важно. Как раньше писали ручками-макалками в школе, я на всякий случай, не знаю, видно сейчас или нет?
Петр Кузнецов: Да.
Мария Карпова: Да.
Дмитрий Смыслов: Вот обычная ручка-макалка, которой еще в 1970-е годы писали, ну, или вот еще один вариант. Ну их было довольно много. Вот. И люди, которые проходили уроки чистописания, самое интересное, в большинстве своем у них и сейчас почерки достаточно стабильные, достаточно красивые.
А те, кто проходил обучение уже посредством шариковой ручки, имеют некоторые нюансы, особенности, и почерки стали ухудшаться. Но самое страшное, когда мы постепенно перешли на печатный текст, когда мы стали больше печатать и меньше писать от руки. Ведь почерк – это, в первую очередь, общение с собой, почерк – это индикатор своего внутреннего состояния.
И на самом деле, когда мы перестаем видеть свой почерк, в определенной степени мы блокируем некоторые свои характеристики. То есть это уже несколько абстрактное общение с собой получается. Хотя по почерку всегда видно, в каком состоянии человек находится. Вот, допустим, когда приходится анализировать прощальные письма, или отдельный момент, часто это почерковедение также этим занимается, но некоторым психологам приходится также анализировать прощальные письма и дневниковые отдельные записи, когда это необходимо.
И там очевидно совершенно видны отдельные нюансы и особенности, которые для человека важны. Почерк это очень хорошо показывает.
Мария Карпова: Дмитрий, извините, что я вас перебиваю. Мы обещали нашим телезрителям, что покажем вам некоторые примеры их почерков. Вот хочу это сделать прямо сейчас. Я самые, как мне кажется, необычные покажу.
Петр Кузнецов: Да, они очень ждут начала этой игры.
Мария Карпова: Да. Вот письмо от нашего телезрителя, но, к сожалению, он не написал, откуда. Вот что можете сказать? Если видно вам хорошо. Вот как раз вы говорили про то, что буквы не соединяются или как-то? Мне кажется, яркий пример.
Дмитрий Смыслов: Ну смотрите, пишущий довольно напряжен. Базовая функция данного документа – это потребность быть понятым другими, может быть, и понятым себе. Судя по всему, здесь идет какой-то алгоритм определенный, который нужно зафиксировать, поэтому для него очень важно быть понятым сначала для себя, потом для других в плане этого почерка.
Просто почерк несет несколько функций: передача информации во времени либо другим людям, либо себе. Вот в данном случае и для других людей во времени эта информация передается, почерк читаем. Это важный момент. Но учитывая то, что человек пишет практически печатными буквами, вот это наводит на определенные мысли.
Первая, может быть, он пишет, у него есть второй почерк, у некоторых их несколько, где он пишет более невнятно. А это просто официальный почерк. А объясняется просто: другой не поймет, поэтому может писать этим.
Либо второй вариант – если он всегда так пишет. Ну, соответственно, это определенные личностные характеристики с точки зрения как раз отношения к делу, к каким-то моментам. То есть это уже более связано с акцентуированными чертами характера. То есть с некоторыми точностями. Но в то же время нивелирование личности будет присутствовать.
Мария Карпова: Дмитрий, скажите, пожалуйста, а почерк может измениться в течение жизни? И что на это влияет – какие-то события? Или что? Потрясения?
Дмитрий Смыслов: Ну вообще, выделяют детский почерк, подростковый, юношеский, взрослый и старческий. Они меняются постепенно, и много экспериментов, когда мы проводили, допустим, с гипнозом, когда внушается возраст определенный, человек начинает под гипнозом писать немного другим почерком.
Мария Карпова: Ничего себе!
Дмитрий Смыслов: Особенно мне интересно, когда, допустим, человеку 20 или 30 лет внушают, что ему 70. Почерк становится немножко резким, вот это мне всегда очень интересно. То есть по логике вроде бы это не заложено полностью изначально, то есть человек пока так не может писать, да? Но он, может быть, видит какие-то образцы подсознательно, и рука действительно становится менее послушной, почерк становится более резким.
И кстати говоря, сегодня вы говорили в отношении почерков врачей. Это очень, да, специфическая особенность. Есть даже такая карикатура: забастовка врачей, где они выходят с плакатами, на которых что-то написано. Но по факту, кстати, тоже шутка одна есть, что тексты для объявлений на вокзалах пишут врачи.
Петр Кузнецов: Дмитрий, они и так уже на нас обиделись, там уже. А у нас, кстати, Дмитрий, простите, как раз Ольга, я так понимаю, она врач.
Мария Карпова: Давайте выслушаем!
Петр Кузнецов: А вот скажите-ка ей все.
Мария Карпова: Сейчас Дмитрий отключится.
Петр Кузнецов: Ольга, слушаем вас, здравствуйте! Ну это мы шутим, Ольга, здравствуйте!
Зритель: Я из Петербурга, здравствуйте! Я тоже врач, и хотела бы сказать, что на самом деле почерк у врачей, безусловно, он быстрый.
Мария Карпова: Так.
Зритель: И понятный для пациента. Потому что для пациента всегда пишешь аккуратно, чтоб он понимал. А вот для карты, для проверяющих, там невозможно за те 12, 15, ну, последнее время было 20 минут на пациента. Нужно его посмотреть, записать, раздеть, дать рекомендации.
Красивый почерк – это очень важно, потому что я смотрю на своих внуков. Если в 1 классе внук писал прекрасно, и учительница говорила: «У вас почерк, как у художника», то во 2, 3 классе эта программа убыстряется, он начинает писать так, что разобрать очень сложно.
И последнее, что хочу сказать. По поводу, снижается ли оценка. Вот у нас была учительница, которая не снижала оценку за то, что почерк плохой. Грамотно – это хорошо, а то, что почерк плохой – это быстрые программы в школах. Так что вот так.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Мария Карпова: Спасибо большое, Ольга, да.
Петр Кузнецов: Дмитрий, вот закрепим. А быстро и максимально разборчиво можно писать? Или действительно, если ты торопишься, то ничего хорошего из этого не выйдет? То есть автоматически почерк портится?
Дмитрий Смыслов: Появляется скоропись, появляются отдельные сокращения, допустим, вы мне ваши почерки выслали, я их немножко проанализировал. У вас, допустим, в почерке наличествуют некоторые элементы уже перехода в скоропись.
Петр Кузнецов: Да, давайте как раз проанализируем, покажем их, да. Мы прислали Дмитрию заранее наше письмо.
Дмитрий Смыслов: Сейчас я буквально несколько слов хочу по поводу врачей сказать.
Мария Карпова: Да.
Дмитрий Смыслов: Во-первых, процитировать Стефана Цвейга, который когда-то в романе «Нетерпение сердца» в уста доктора Кондора вложил следующие фразы: «От врача зависит слишком многое, чтобы он всю информацию по состоянию пациента передавал самому пациенту. Иногда что-то нужно и утаивать».
С другой стороны, я всегда объясняю, человек, который понятно думает, понятно пишет. И это тоже очень важный показатель, потому что иногда почерк современный можно сравнить с речью, которая невнятна, неочевидна, и не всегда полностью необходима. То есть это вот тоже очень интересный показатель.
Поэтому естественно, если есть несколько вариантов почерка, да, но желательно, чтобы почерк в той или иной степени был более понятным. В отношении врачей, допустим, и фармакологов, фармацевтов, как они как раз фиксируют чаще всего латинские сокращения. Это я уже проверял.
Мария Карпова: Дмитрий, у нас, к сожалению, совсем мало времени остается. Давайте, я хочу показать…
Петр Кузнецов: А мы уже заявили.
Мария Карпова: Мы уже заявили, что касается наших почерков, можно показать. Вот мой, ну понятно.
Петр Кузнецов: Крупнее.
Дмитрий Смыслов: Хорошо.
Мария Карпова: Если что, это цитата из Булгакова. А дальше вот почерк Петра. Ну, собственно, все понятно. Я шучу, я шучу. Ну, если коротко, максимально коротко.
Петр Кузнецов: Это тоже из Булгакова.
Дмитрий Смыслов: С почерка Петра, да, начнем?
Мария Карпова: Да. Давайте с почерка Петра начнем, да.
Дмитрий Смыслов: Хорошо. Во-первых, склонность оценивать ситуацию, события, поступки людей в соответствии с собственным внутренним кодексом поведения, некоторые правила и нормы. Памятливость, именно памятливость, не злопамятность, а памятливость на события, высказывания, поступки других людей.
При этом если, допустим, вы против точки зрения Петра, то он может противодействовать, это важно. Но периодически начинает волноваться, накручивать свое эмоциональное состояние. Второй момент, еще один момент очень важный – это потребность в сохранении дистанции при общении, это весьма отчетливо проявляется.
И обычно это указывает на то, что в детском и подростковом возрасте, возможно, не было своей территории, где можно было почувствовать себя собой, может быть, своей комнаты не было, может быть, приходилось ее с кем-то делить, может быть как-то интересовались слишком.
Петр Кузнецов: В точку, Дмитрий. На Машу уделим время, да?
Мария Карпова: Да. Если успеем.
Петр Кузнецов: 30 секунд на Машу. Покажем.
Дмитрий Смыслов: Так, Мария, по поводу вашего почерка. Ну, во-первых, эмоциональность, некоторый элемент, конечно, эгоцентризма, есть такое, потребность привлекать к себе внимание. Сильное противодействие, если идут против вашей точки зрения, также очевидно.
А вот по поводу гипнабельности я бы сказал следующее. Это склонность накручивать себя, внушать себе какие-то определенные состояния, но также склонность и другим людям внушать некоторые перемены, некоторые состояния.
Петр Кузнецов: Ну, пошли переваривать.
Мария Карпова: Спасибо большое! Дмитрий Смыслов был с нами на связи графолог, психолог-консультант, директор центра психологических инноваций Московского регионального социально-экономического института. Так мало времени на такую интересную тему. «Красивый почерк – это важно?». «Да» – 75% высказались за это мнение, «нет» – 25.
Петр Кузнецов: «Да» говорим второму часу через пять минут.