Дмитрий Смыслов: «Почерк – это возможность внутреннего диалога с собой, понимания себя»
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/dmitriy-smyslov-pocherk-eto-vozmozhnost-vnutrennego-dialoga-s-soboy-ponimaniya-sebya-63990.html
Антон Липовский: Сейчас у нас на связи наш эксперт Дмитрий Анатольевич Смыслов, графолог, психолог-консультант, директор Центра психологических инноваций Московского регионального социально-экономического института.
Анастасия Семенова: Здравствуйте!
Дмитрий Смыслов: Здравствуйте!
Антон Липовский: Здравствуйте! Ну, сегодня у нас достаточно сложная тема. Сложная потому, что мы понимаем, что век технологий активно развивающихся, и одно вытесняет другое. Давайте прямо сразу начнем, наверное, с глобальных вопросов. Вот это нормально, то, что происходит?
Это естественный ход дела? Или все-таки нельзя допустить того, чтобы гаджеты полностью, как в некоторых школах Европы, как было в одном из репортажей, вытеснили написание от руки?
Дмитрий Смыслов: Написание от руки необходимо, я бы даже больше сказал, что, наверное, для почерка, для хорошего почерка необходимо возвращаться в школах к перьевым ручкам, как раньше было, допустим, уроки чистописания.
Люди, которые прошли хорошую школу именно чистописания перьевыми ручками, они и сейчас уже в своем некотором возрасте пишут достаточно отчетливо и хорошо. А почерк – это все-таки, в первую очередь, умение правильно излагать мысли, это хорошая социализация, это понятность для себя и понятность для других.
То есть почерк – это первый показатель социализации, поэтому на это я прошу особое внимание обратить. А когда человек переходит от написания от руки непосредственно на гаджеты, то, в принципе, теряются очень многие особенности восприятия мира. И прежде всего мы получаем некое клиповое мышление, которое свойственно современным аппаратам.
Но проблема заключается в следующем. Почерк – это возможность внутреннего диалога с собой, понимание себя. И вот когда мне приходится работать с людьми, допустим, обучавшимися или проживающими где-то в других странах, особенно, конечно, это бывает жутковато смотреть, что происходит сейчас с почерком в Соединенных Американских Штатах.
Когда они пишут раздельными буквами часто, печатными буквами, не умеют держать ручку. Ну, я даже и на моих студентов смотрю периодически, ручки они уже не умеют держать. То есть очень необычная манера держания ручек пошла. Это уже показатель очень такой настораживающий.
Антон Липовский: Дмитрий Анатольевич, прямо сразу вопрос по ходу. А, собственно, что мы, давайте прямо по пунктам, что мы теряем, когда начинаем меньше писать? Давайте, пока не просто отказываемся, а просто меньше писать. Переходим за ноутбук, ну а зачем? Мы же и так читаем, мы же и так неглупые.
Дмитрий Смыслов: Смотрите, почерк, в первую очередь, – это возможность структурировать свои мысли, понимать. Даже когда мы печатаем, допустим, когда человек печатает какой-то документ, книгу и так далее, когда он ее печатает, он видит ее, воспринимает не так, как, допустим, пишет от руки.
Почерк – это, в первую очередь, общение с собой, это мышление, собственное мышление, собственное понимание себя. А вот переход на технические средства, к сожалению, этого нас лишает. И поэтому, в первую очередь, мышление несколько отменяется, становится немного другим. И часто кажется, что мы это знаем, поэтому мы это проговаривать не будем.
Иногда имеет смысл это прописывать. В свою бытность я когда-то учил: «Не тратьте лишнее время на лишние вопросы, когда, допустим, принимаете экзамен у студентов. Внимательно посмотрите на то, что они пишут и на то, что они обводят. Вот те термины, которые они обвели, вы и спросите, это то, что они знают. А лишние вопросы задавать бессмысленно».
То есть здесь иногда бывает очень быстро возможно увидеть некоторые нюансы, которые важны. То, что нас тревожит в письме, мы обводим, мы подчеркиваем, иногда начинаем заштриховывать. То есть это то, что называют у нас напряжением. И часто я учу: для того, чтобы менять себя или учиться понимать себя, нужно научиться читать свой собственный почерк.
То есть знать, каким образом и что меняется. Разумеется, графология здесь может неплохо помочь. Это все-таки проективный метод психодиагностики именно с точки зрения прочтения своего почерка, изменения, которые могут с человеком произойти незаметно, менять его незаметно, можно эти моменты увидеть.
Второе, что мы теряем, и теряем очень сильно – это социализация. Почерк – это социализация. Вот смотрите, почерк – это передача информации во времени либо себе, либо другому. А сейчас мы часто наблюдаем: что хочу, то и делаю. Где хочу, там и паркуюсь, да? Вот это очень важный момент. То же самое: как хочу, так и пишу.
Даже подписи стали меняться. Сейчас постепенно подпись заменяется на пиктограмму: котенок, рыбка. Это жутковато выглядит, но тенденция такая пошла. Это не инфантилизация, просто общество наше начинает немножко меняться благодаря гаджетам. Я не говорю, что гаджеты – это плохо, но обязательно ручка должна быть.
И социализация эта проходит именно через ручку. Я всегда говорю, что писать перьевой ручкой с открытым пером нужно обязательно, потому что перьевая ручка с открытым пером не терпит неуважительного отношения к себе. И заставляет более внимательно отслеживать свой почерк и писать правильно.
Кстати, современные студенты не умеют писать перьевыми ручками совершенно и по-разному их держат.
Антон Липовский: Дмитрий Анатольевич, то есть вы даже, я правильно понимаю, рекомендуете это, как отдельное упражнение? Прямо вот внести в свой график, и если вы не пишете, потому что на работе компьютеры, дома тоже незачем, все равно этим заниматься, да, периодически?
Дмитрий Смыслов: Ну, дневниковые записи могут быть. Можно учиться, у нас многие учатся благодаря интернету.
Антон Липовский: Можно план на день составить.
Дмитрий Смыслов: Можно план составить, но это нужно обязательно. Так, как раньше, допустим, в XVIII-XIX-м веке назывался «психоториум», то есть это вот дневник, ведение личного дневника, так и сейчас в целом ведение дневника именно от руки я б рекомендовал всем.
Анастасия Семенова: Дмитрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, вы сказали, что ваши студенты, вы замечаете, что часто пишут отдельные буквы, как в Соединенных Штатах Америки. А большинство все-таки студентов пишут ручкой или приходят на лекции с планшетами? Или с телефонами?
Дмитрий Смыслов: Некоторые ведут конспекты уже в мобильных телефонах, есть и такое, некоторые в планшетах. Но большинство пока пишут ручкой. Но то, как они пишут, конечно, вызывает у меня вопросы. Хотя мои ученики пишут обычно, мои студенты пишут обычно перьевыми ручками. Это уже мое влияние.
Антон Липовский: Ничего себе!
Анастасия Семенова: Мне тоже захотелось достать перо.
Антон Липовский: А кто-то вообще эти лекции снимает на видео или записывает на аудио, что еще печальнее, да? Скажите, давайте теперь разберемся с самим почерком, собственно. О чем нам говорит почерк? Что это за графологический такой момент?
И, соответственно, стоит ли его, вот как наши телезрители сегодня звонили, говорили, стоит ли его подтягивать, соответственно, менять? Говорили, что был небрежный, хочу красивый.
Дмитрий Смыслов: Смотрите, почерк мы можем разделить на три больших блока. Это подпись, подпись – это метафорическое видение себя, кто я такой в своих глазах, что я представляю в своих глазах в отношении других людей и в отношении мира. То есть подпись – это слишком серьезно.
В русских подписях часто наличествуют отчество – это отношение с отцом, и фамилия – это отношение к роду. Поэтому здесь детско-родительские отношения тоже часто очень хорошо диагностируются. К подписи нужно относиться предельно внимательно.
И вот однажды у меня одна слушательница спросила, говорит: «Дмитрий Анатольевич, расскажите, пожалуйста, обо мне что-нибудь». Я говорю: «Распишитесь». Она расписалась. Я бросил взгляд на безымянный палец ее правой руки, там обручальное кольцо. Я говорю: «Вы закорючка».
Она говорит: «Кто закорючка?». Я говорю: «А скажите, а до замужества у вас была другая подпись?». Она говорит: «Да». Я говорю: «Распишитесь». Вот когда она расписалась, я сказал: «До замужества вы были человеком, у вас было имя»…
Антон Липовский: Ну, вот по почерку, да, вы смотрите почерк своих студентов, почерк просто людей и проводите анализ, да? И вот исходя из этого?
Дмитрий Смыслов: Вы знаете, вообще благодаря почерку можно очень быстро получить информацию о человеке, о его состоянии эмоциональном, о его напряжении, о его динамическом стереотипе. То есть то, как он распределяет свою энергию в процессе определенного какого-то временного участка. То есть начало, середина, конец часа, дня, недели и так далее.
Они универсальны, на самом деле, и здесь очень просто эти моменты фиксируются. Следующий момент, который в почерке очень хорошо отслеживают. Да, что не сказал, подпись – это заглавные буквы, это отношение к базовым вещам.
Заглавные буквы очень консервативны и очень часто их не меняют на протяжении большего времени, нежели чем остальные прописные буквы. Кстати, почерк меняется очень постепенно. И вот третье, что оказывается более существенным, – это прописные буквы.
По ним мы можем очень хорошо, по всем трем элементам просмотреть: а) социализацию человека; б) его опасность, допустим, конфликтность, неуверенность, некоторая проблемность с точки зрения взаимодействия с людьми. И это тоже очень хорошо фиксируется.
Антон Липовский: Понятно, здесь уже надо обращаться к психологу, графологу, настоящему профессионалу. Дмитрий, спасибо большое!
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое!
Антон Липовский: Дмитрий Смыслов у нас был сейчас на связи.
Дмитрий Смыслов: «Почерк – это возможность внутреннего диалога с собой, понимания себя»