Иван Князев: Обсудим это с нашим экспертом, он у нас на связи. Дмитрий Володихин, заведующий кафедрой культурного наследия МГИК, Московский государственный институт культуры. Дмитрий Михайлович, приветствуем вас! Дмитрий Володихин: Здравствуйте! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Иван Князев: Вопрос, на который ищут ответы, мне кажется, любые писатели, любые литературоведы, литераторы. Как создать хорошего персонажа? Какие здесь есть критерии? Дмитрий Володихин: Предполагаю, что персонаж, любимый персонаж – это то, что человек приобретает в годы юности. И впоследствии в какой-то степени следует модели, которую в нем этот любимый персонаж заложил. Ну вот, скажем, для меня то, что было в юности и то, что повлияло на меня, на всю мою жизнь, это, скажем, дилогия Кира Булычева «Поселок Перевал». Ситуация чужого, опасного, гибельного мира, в котором происходит чрезвычайно тяжелый процесс передачи знаний от старшего поколения к молодому. Старшее поколение знает больше, молодое поколение к этому миру приспособлено лучше, для него этот мир родной. Собственно, «Перевал» – это повесть, посвященная экспедиции, когда выживают в этой экспедиции только молодые. Но в конце надо решить некую интеллектуальную задачу. И получается так, что взрослых нет. На проверку молодые должны сами решить эту задачу. Ну что ж, в итоге получается вот что. Самые сильные, самые приспособленные, те, кто в этом мире, как рыба в воде, ничего не могут сделать. Находится, условно говоря, просто умник, который задачу все-таки решает. И это решение задачи спасительно для всего поселка людей, которые находятся в этом мире. Так вот, в принципе, Булычев говорит, с одной стороны, о том, что процесс передачи знаний в новом, наступающем из будущего мире достаточно затруднен. А с другой стороны, он дарит определенную надежду. Некоторые лучшие смогут получить знания от старших и развить их. Вот этот мальчик-умник, пожалуй, был довольно долго моим кумиром. Ну, а если говорить из зарубежной литературы, из классики приключенческого жанра, то это, наверное, книги Стивенсона «Черная стрела» и Конан Дойла «Белый отряд». Понимаете, англичане очень хорошо умеют рисовать молодого джентльмена, который благороден по своему воспитанию, по своим устремлениям. И вместе с тем, если он попадает в сложную ситуацию, он, условно говоря, может дать сдачи, побороться за себя. Иван Князев: Вот, вот. Может быть, вот это, Дмитрий Михайлович? Я как раз об этом хотел спросить. Может быть, вот это – ключ к успеху создания хорошего персонажа? Потому что, ну, нельзя же, например, всем угодить, каждому читателю. Но могут быть какие-то качества, во внешности, какие-то способности, которые этого персонажа делают интересным для читателя. Даже несмотря на то, что произведение-то может быть не всегда хорошим, не всегда интересным и так далее. Вот какие здесь есть универсальные приемы? Дмитрий Володихин: Не скажу, наверное, ничего нового, но в очень незначительной степени, то вот персонаж хорош, с которым читатель может ассоциировать себя. Тот, за которого он может погибнуть. Тот, которого раздирают противоречивые чувства, которые мучают огромную массовую аудиторию. И вместе с тем тот, который находит способы выйти из сложных ситуаций. Понимаете, в огромной мировой литературе очень мало произведений, в которых есть слабый герой, герой, потерпевший поражение, и вместе с тем, вызывающий сочувствие. Это исключение. Если этот герой мужчина, то, как в старину, так и сейчас, любят сильного мужчину. Иван Князев: Да, понятно. Да, спасибо вам большое! Дмитрий Володихин, заведующий кафедрой культурного наследия МГИКа был с нами на связи.