Домашние задания
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/domashnie-zadaniya-83470.html
Мария Карпова: Из Красноярского края хорошее сообщение: «Ребенок должен учиться самостоятельности, делать сам уроки с первого класса. Родителям можно проверять домашнее задание в начальной школе и иногда, по необходимости, помогать выполнять домашнее задание». Иногда при необходимости.
Руслан Арсланов: Узнаем, что об этом думают учителя.
Мария Карпова: Да.
Руслан Арсланов: Наверное, сейчас, потому что мы много уже времени уделили мнениям родителей, и хотелось бы узнать, как учителя относятся к домашнему заданию. Антон Юрьевич Низовцев с нами на связи, руководитель интеллектуального клуба «Сигма», учитель математики школы «Центр педагогического мастерства».
Мария Карпова: Здравствуйте!
Руслан Арсланов: Здравствуйте, Антон Юрьевич!
Антон Низовцев: Здравствуйте! Доброе утро!
Руслан Арсланов: Антон Юрьевич, что вы нам сегодня задали? Ну, ладно, скажите, сколько времени вообще должен тратить школьник на выполнение домашнего задания и как, и на ваш взгляд, вот, со стороны учителя, должны ли в этом участвовать родители или все-таки нет? Математика, ваш предмет.
Антон Низовцев: Ну, по поводу времени, во-первых, у нас есть методические рекомендации Министерства Просвещения федерального. И там есть рекомендательные такие как бы характеристики, что в первом классе не более часа, а в одиннадцатом классе не более трех с половиной часов, ну и в средней школе, соответственно, между этим. Не более трех с половиной часов в десятом-одиннадцатом классе суммарно на все предметы в день школьник не должен тратить.
И по поводу того, должны ли родители помогать или не должны, вот сказал уже у вас в интервью мужчина, я совершенно с ним согласен. В начальной школе, наверное, действительно хорошо, когда родители помогают. И в идеале должно случиться так, что после окончания начальной школы ребенок должен подходить только за какими-то вопросами, уточнениями, ну, собственно, такого, что родители сидят, в седьмом классе вместе делают домашнее задание с ребенком, мне кажется, это ситуация ненормальная, она вредная и для ребенка, и для родителя, который сам после работы устал, и такого быть не должно.
Другое дело, что, мне кажется, что есть несколько причин, по которым происходят такие вещи. Иногда, действительно, у нас есть такие учителя, я вижу таких учителей, к сожалению, которые задают не адекватный объем домашнего задания, даже, может быть, не только объем домашнего задания, а, например, тема недостаточно разобрана на уроке какая-то, недостаточно объяснена детям, они вообще не понимают, как самостоятельно выполнять по ней какие-либо задачи, а уже на дом задается какое-то домашнее задание по ней. И ребенок просто не может его сам выполнить, он должен это делать либо с репетитором, либо с родителями. Вот эта ситуация ненормальная. Но если такая ситуация есть, надо родителям общаться с другими родителями в классе, мне кажется, и, ну, я лично видел, как, вот, собственно, приходили, да, какой-нибудь инициативный комитет от класса к директору, к заместителям директора, и указывали на то, что ситуация неадекватная во всем классе. То, что домашнее задание не соответствует тому, что проходится на уроке. И с такими ситуациями просто надо разбираться, да, с учителем поговорят, он, наверное, пойдет навстречу или, если не пойдет, такого учителя могут попытаться заменить в этом конкретном классе. Вот.
Но чаще я вижу как бы недовольство, то, что недовольство есть у какого-то одного родителя в классе или у какой-то небольшой группы. Наверное, если большинство детей справляются сами с домашним заданием, а вот конкретно ваш ребенок не справляется сам с домашним заданием, то, наверное, это не только вопрос к учителю должен быть. Но и вопрос, как в семье к этому относятся, как родители, соответственно, понимают ли родители, мне кажется, очень важно, вообще, сами цель домашнего задания или они просто от ребенка требуют, чтобы он зубрил его или что-то.
Руслан Арсланов: Ну да, ну да, чтобы он был отличником, все выполнял.
Антон Низовцев: Соответственно, то есть здесь, наверное, надо обратиться к советам психологов каких-то и как-то ребенку, во-первых, объяснить, зачем нужно домашнее задание. Потому что есть, конечно, сейчас современные системы педагогики, где домашнее задание вообще отменяется, вот, в Москве, я знаю, есть школы, в том числе частные, платные, где вообще нет домашнего задания. Но лично я, здесь строгая моя позиция, я лично очень сильно против, я считаю, что домашнее задание нужно, оно должно быть в адекватном объеме, но самостоятельная работа дома, она необходима.
Я сам в 2020 году пошел изучать английский язык, вот, хотел там сдать какой-то из экзаменов международных, и в итоге сдал. И я думал, что, вот, я нанял себе репетитора. И я думал, что, круто, я плачу деньги, у меня будет репетитор, очень хороший по отзывам, и я, значит, плачу деньги, пришел на занятие, все будет хорошо. Так это не работало. Я чувствовал сам как учитель, что больше как бы, как это сказать, прокачиваю свой мозг, прокачиваю свои знания я тогда, когда я выполняю домашние задания, что, безусловно, и мне, взрослому человеку, было сложно сделать. Но тем не менее, я понимаю и понимал, что домашнее задание это важнейшая, наверное, часть обучения. Одна из самых важных точно.
Руслан Арсланов: Антон Юрьевич, ну, вы практически на все мои вопросы ответили. У меня в процессе, я вспомнил вот эту ситуацию, которую хотел бы сейчас с вами обсудить. Ну, наверняка, многие с этим сталкивались, когда ты заболел, когда ты пришел на первый урок в первой четверти, вы проходите натуральные числа, неделю проболел, вернулся, а весь класс решает квадратные уравнения, и ты вообще не понимаешь ничего из того, что происходит. Как быть в этом случае? Как идут учителя навстречу или же задают больше домашнего задания, например, чтобы наверстать это? Как решается вот эта проблема, которая часто была, по крайней мере, в моем детстве?
Антон Низовцев: Сейчас очень много доступных материалов есть бесплатных в интернете, хороших статей или чего-то такого. Вот я расскажу, как я это делаю, наверное, это не самый лучший способ, может быть, не самый педагогичный. Если у меня время есть, то я ребенку этому объясню, буквально десять минут, даже с ним сяду, на какой-то другой урок он придет, и я могу объяснить ему эту тему. Если у меня времени нет, то я просто скину ему статью хорошую, у меня на каждую тему есть отличные статьи из интернета или не обязательно там даже из учебника или видео какое-то короткое. Свои видео я там раньше записывал. Вот, тема сложная, посмотри, пожалуйста, краткое, если у тебя вопросы появятся. В основном, нормально работает, честно, у меня не возникало каких-то проблем с детьми по поводу именно вот их пропусков.
Конечно, когда ребенок серьезно, не дай бог, болеет, больше месяца или что-то такое, то здесь уже отдельно школа назначает, соответственно, консультации, должна назначать. Я хочу сказать родителям, что надо общаться со школой, надо общаться с учителем, адекватное общение, оно ведет к каким-то плюсам, да, в нашей жизни, и, соответственно, надо учителя спрашивать. Вот какие варианты вы предлагаете, у нас там ребенок много очень пропустил по какой-то уважительной причине. Если учитель не идет на контакт, общайтесь с администрацией школы, что они предлагают. Я думаю, что они что-то предложат вам, какой-то вариант адекватный, какие-то консультации, что-то такое.
Руслан Арсланов: Антон Юрьевич, спасибо вам большое, что подключились к нам.
Мария Карпова: Спасибо!
Руслан Арсланов: Спасибо за ваше мнение. Я думаю, что со стороны учителей все понятно. Антон Низовцев, руководитель интеллектуального клуба «Сигма», учитель математики школы «Центр педагогического мастерства».
Мария Карпова: «Дело не в том, что задают много, а в том, что бестолково, путано, непоследовательно и не по возрасту». Мнение из Краснодарского края такое интересное. Немного, что-то не то.
Руслан Арсланов: Что-то не то, что хотят, что-то не то, что мы знаем, родители, вот в этом проблема. Мы вот знаем одно, а задают что-то совершенно не то. И ребенку сложно, и нам сложно. Хороший совет быть в контакте с учителем или с администрацией школы, хороший совет, как мне кажется, вообще больше обращаться к учителю, если не понимаешь. И хороший совет, точнее, хорошая вот эта цифра, которую назвал Антон Юрьевич, про то, что есть определенный стандарт, сколько вообще ученик должен. Полтора часа в начальной школе, три с половиной уже в десятом-одиннадцатом классе.
Мы переходим к следующему эксперту. Теперь послушаем мнение родителей. Ольга Алексеевна Галузина с нами на связи, заместитель председателя экспертного совета родительской общественности в Департаменте Образования Москвы.
Мария Карпова: Ты так волнуешься, как будто бы на уроке отвечаешь по теме.
Руслан Арсланов: Так вот именно. При чем с учителем нет, а с родителями другая история. Ольга Алексеевна, доброе утро!
Ольга Галузина: Доброе утро!
Руслан Арсланов: Серьезная у вас такая должность. Я думаю, вы нам точно объясните и поможете, почему у родителей возникают проблемы с домашним заданием? Да-да, вы не ослышались, почему именно у родителей возникают проблемы? На ваш взгляд.
Ольга Галузина: Я бы сказала, что не у всех родителей возникают подобные проблемы. Только у тех родителей, которые решают для себя контролировать эти процессы. Но здесь очень важно в начальной школе доносить до родителей, что мы должны контролировать только, наверное, первый-второй год. Выстроить для ребенка систему выполнения домашних заданий, и он дальше должен делать это самостоятельно, обращаясь только тогда, когда он испытывает сложности. Каждый день сидеть необязательно.
Коллеги, у меня у самой трое детей. И я выстроила свою систему только таким образом благодаря психологам и благодаря работе со школой и с педагогами, которые рекомендовали отпустить в определенный момент ситуацию и перенести это в зону ответственности ребенка. Но когда есть проблема, мы, конечно же, включаемся и делаем все возможное, чтобы помочь ребенку, чтобы дальше он успешно шел вместе с выполнением домашнего задания.
Конечно же, когда мы видим проблемы, нужно, к кому первому подойти? Обязательно к педагогу-предметнику или к руководителю детского коллектива. Учителю начальной школы или к классному руководителю, чтобы было понятно, в чем эта проблема? В ребенке она или в педагоге? Вот здесь два пути, которые обязательно нужно рассмотреть и решить. Ну, обычно это же совокупность этих факторов. Когда ребенок, может быть, не столь дисциплинирован, медленно выполняет домашнее задание, а родителю отчитывается совершенно по-другому. Поэтому на эту ситуацию сложного выполнения домашнего задания, траты времени на него нужно посмотреть не только глазами ребенка, но и глазами взрослого, который задает эти домашние задания.
Руслан Арсланов: То есть вы согласны с тем, что нужно действительно быть в диалоге с учителями, с образовательным учреждением, в котором учится ваш ребенок, но.
Ольга Галузина: Обязательно доверять им, конечно, доверять обязательно.
Руслан Арсланов: Доверять здесь тоже такой важный момент. А вообще изменилась школьная программа? Или это нам просто так кажется, что десять лет назад задавали меньше, задания были проще? Вот про что говорили наши зрители, что сейчас педагоги задают не то, не тем, не в то время.
Ольга Галузина: Я думаю, мы все умеем лечить и учить, да. И всегда говорим, что все вокруг делают не так, как надо. Но, коллеги, когда мы приходим к врачу, мы же не учим их, правда?
Руслан Арсланов: Есть такие.
Ольга Галузина: Мы стараемся опереться на те знания, которые имеет профессионал-эксперт. Все-таки здесь надо понимать, что, конечно.
Мария Карпова: Ольга Алексеевна? Что-то у нас со связью, может быть, попробуем перенабрать нашего эксперта, а пока почитаем сообщения. Вот я хотела как раз прочитать, это не специально так вышло, я просто хотела прочитать. «Третий класс. Урок музыки. Задают написать биографию». На уроке музыки биографию Кутузова?
Руслан Арсланов: Кутузова? На уроке музыки?
Мария Карпова: Да, хорошо. Не знаю. «Биографию Кутузова задают написать, Суворова, посмотреть фильм «Александр Невский». Это по школьной программе так надо?»
Руслан Арсланов: На уроке музыки?
Мария Карпова: Ну, да.
Руслан Арсланов: Мне кажется, что это вопрос к преподавателю, который. Так, вообще, у меня потенциал учителя истории, говорит он. Потенциал учителя истории. Поэтому на уроках музыки мы будем учить даты, учить биографию.
Мария Карпова: А на физкультуре мы будем изучать сольфеджио, например.
Руслан Арсланов: Да, почему нет. Тут, мне кажется, вопрос тоже к педагогу. Мне кажется, что еще вот эта история. Пообщавшись с экспертами, я понял, что есть проблема действительно в коммуникации между учителями, школьниками и родителями, такой треугольник получается, в котором нужно как будто бы найти все стороны, всем друг с другом найти общий язык. И, наверное, родителям не писать сразу в чат свой вот этот школьный: «Вы решили эту математическую задачу или нет?», а написать учителю в первую очередь.
Мария Карпова: Из Москвы интересное сообщение: «Помогая детям, я понял, что некоторые предметы понимаю только в 28 лет».
Руслан Арсланов: Ну, это приятно осознавать. Мне кажется, это приятное ощущение, когда твой ребенок, условно говоря, не может решить задачу, а ты, уже взрослый человек, понимаешь, как это работает. Значит, ты в школе не зря учился, ну и какой-то опыт получил.
Мария Карпова: «Сын учится в одиннадцатом классе. На протяжении десятого-одиннадцатого класса проблема с учителем математики, урок начинается с того, что – зачем дети вообще пошли в старшие классы, они не нужны. Темы на уроке не рассматриваются, не объясняются, все дается на дом. Несколько раз родители пытались достучаться, но бесполезно. Нас, родителей и детей, не слышат. Каждый раз учитель обещает уволиться, но директор отправляет детей на дистант». Ничего себе. Это где? Это в Челябинске. Мне кажется, в этой проблеме уже должны не мы разбираться, это уже из вышестоящих.
Руслан Арсланов: Мне кажется, в Министерство Просвещения нужно донести эту историю и рассказать, что происходит. Мы же пока подведем итоги нашего опроса. Мы постарались сегодня эту тему раскрыть. И спасибо нашим экспертам, Ольге Алексеевне, которая так неожиданно отключилась, видимо, проблема была со связью.
Делаете ли вы домашнее задание с детьми? Да – отвечают 82 процента нашей телеаудитории, а нет – отвечают лишь 18.
Мария Карпова: Что и требовалось доказать. Да.