Анастасия Семенова: Светлана Скакун с нами на связи, HR-специалист. Светлана, доброе утро! Здравствуйте! Руслан Арсланов: Здравствуйте, Светлана! Светлана Скакун: Доброе утро, Анастасия, Руслан! Анастасия Семенова: Ну, много разных мнений: кто-то готов отказаться, кто-то понимает, что наживет себе врагов. Можно ли вообще выполнять по Трудовому кодексу не свою работу? Ведь ты же можешь и накосячить. Светлана Скакун: Ну, смотрите: если работа не предусматривает каких-то особенных требований, каких-то дополнительных, какой-то квалификации жесткой, допустим, регламентированной, то, конечно, можно. Но если это работа, которая фактически может навредить, например, если вы выполняете, например, какие-то работы по электрике, не имея допуска, например, то, конечно же, тут не то что можно, тут просто ваша обязанность отказаться от выполнения такой работы. Анастасия Семенова: Как правильно и грамотно отказать руководителю? Все этого боятся. Действительно, что думают, что... Светлана Скакун: Я думаю, что страшно. Да, страшно отказываться, потому что боятся потерять расположение руководства. Но здесь нужно взвешивать действительно риски и понимать: ваш отказ – это потому, что просто не хочется делать что-то, что не нравится, или потому, что это действительно может противоречить, например, трудовому законодательству, либо это может кому-то навредить. Я бы назвала, наверное, два основных способа отказаться: это устный и письменный. Если мы говорим о каких-то серьезных задачах, которые требуют повышенной ответственности, которые могут привести к каким-то сложным серьезным последствиям, то, конечно, имеет смысл отказаться. Прям буквально заявлением в письменной форме: прописать в заявлении на имя руководителя, что я такой-то, такой-то, отказываюсь от выполнения таких-то задач в связи с недостаточностью квалификации, отсутствием дополнительных каких-то допусков и так далее, и тому подобное. Этот документ может вас в случае чего подстраховать. Ну, например, при обращении в Трудовую инспекцию в дальнейшем. Анастасия Семенова: Хорошо. А если ты согласился все-таки сделать какую-то дополнительную работу. Ты пошел навстречу. И руководитель тебе сказал, что он заплатит, ну, может быть, премию выпишет. Неважно как. Как-то это должно быть подкреплено? Слова словами, а на бумаге-то все-таки четче. Руслан Арсланов: Да. Должны быть какие-то, юридически как-то? Анастасия Семенова: Гарантии. Руслан Арсланов: Гарантировано, да. Светлана Скакун: Юридически, конечно. Если мы говорим, например, вот один из самых частых случаев, когда мы замещаем сотрудника, который, например, в отпуске, и часть его обязанностей уходит к нам. В таком случае издается буквально приказ по организации, в котором прописано, что возложение обязанностей (либо частичное возложение обязанностей) с таким-то процентом оклада на такого-то человека. И тогда вам прямо прописано в бумаге официально: что, за кого и в каком объеме вы выполняете и в каком объеме вам это будет оплачено. И тогда дополнительные обязанности, они как будто бы входят, допустим, в вашу должностную инструкцию, но при этом выходят за рамки времени. И мы тогда начинаем говорить о ненормированном рабочем графике. И это тоже обычно прописывается и тоже вознаграждается. Ну, например, дополнительными днями к отпуску это может вознаграждаться. Либо дополнительной оплатой. Но обычно прописывается. Анастасия Семенова: Это решает руководитель, как вознаградить: днями или деньгами? Кто решает? Начальник? Или ты можешь договориться? Мне вот все-таки лучше дни. Светлана Скакун: Ну, если говорить о Трудовом кодексе, то там прописаны оба варианта. И можно договориться с руководителем. Руслан Арсланов: Интересно. У меня вот такой вопрос: часто ли вы встречаетесь вообще с этими историями? Часто ли работодатели просят сотрудников делать какую-то дополнительную работу? Но ведь есть обратная сторона этой истории. Иногда сотрудники сами хотят делать дополнительную работу. Например, чтобы перейти на следующую должность, то есть на ступеньку выше. Анастасия Семенова: Ну, для карьерной лестницы. Руслан Арсланов: То есть я сейчас буду работать, покажу себя. Беру на себя дополнительную работу... Анастасия Семенова: Что я такой молодец! Руслан Арсланов: И в дальнейшем меня заметят. Ну, вот эта знаменитая история: меня заметят и повысят. Вот эти две истории, часто ли вы с ними сталкиваетесь? Вообще, много таких историй в России сейчас? Ну, в Санкт-Петербурге? Светлана Скакун: Да, таких историй действительно много. Потому что вот этот вот ощущение, что надо больше работать, чтобы тебя заметили и повысили, достаточно прочно сидит в головах. Но знаете, есть такой момент, как известная поговорка: «больше всех в совхозе работала лошадь, но председателем так и не стала». Надо работать не просто больше – надо работать головой. И надо выполнять, если уж хочется выполнять какие-то обязанности за рамками своих должностных инструкций, то нужно подходить к этому с умом, выбирать те компетенции для роста, которые могут понадобиться, например, на последующей должности. И грамотные руководители очень часто дают как раз вот эту самую дополнительную работу сотрудникам таким образом, чтоб сотрудники могли себя проявить, показать, что «я вот это тоже могу». И здесь мы говорим не о том, чтоб сотрудник на постоянной основе выполнял регулярно какую-то дополнительную работу, а скорее о каких-то разовых таких проверочных заданиях, когда руководитель так аккуратно дает сотруднику попробовать какую-то новую сферу. Вот это очень частая история. Ну а в ситуации, когда работник по собственной инициативе начинает впахивать и делать... Анастасия Семенова: Делать за всех. Светлана Скакун: [Делать] то, о чем его не просили, бывает иногда не очень на самом деле. Потому что иногда он как это: «хуже дурака может быть только дурак с инициативой». Иногда перестарается и, в общем, за ним приходится много переделывать. В общем, аккуратней надо с этим. Анастасия Семенова: Вот смотрите. Такое сообщение: «Например, директор весь день «спит» и просыпается после 15 часов и вдруг вспоминает, что нужно срочно решить несколько вопросов. Он срочно вызывает специалиста и дает ему задание. И этот бедный специалист сидит до 21 часа по вине директора. Доплату не дождешься». Вот как тут быть? Или ты встаешь в свои там (не знаю) в шесть – семь часов и говоришь: «Все!» Ну, так же ты не можешь ответить руководителю? Или можешь? Светлана Скакун: Почему? На самом деле крепостное право у нас отменили достаточно давно. И я считаю, что любой человек может бороться за свои трудовые права. И если в трудовом договоре прописано, что ваш трудовой день заканчивается в 18:00, то вы имеете право в 18:00 встать и уйти. Другое дело, что если мы говорим о какой-то разовой истории, когда надо там буквально спасти компанию, спасти директора здесь и сейчас, то тогда, конечно, можно пойти навстречу, помочь, остаться там, поработать побольше. Но если это на регулярной основе, я бы на месте такого сотрудника задумалась либо о смене работы, либо о серьезном разговоре. Анастасия Семенова: О переходе. Руслан Арсланов: Разовая акция, да, вот мне кажется... Анастасия Семенова: У меня про отпуск. Можно вопрос задать? Руслан Арсланов: Конечно. Конечно. Анастасия Семенова: Если... Вот вы сказали, что часто замещаешь сотрудника, если тот уходит в отпуск. А если вот ты понимаешь, что ты не готов взять на себя его работу? Ты можешь отказать или нет? Потому что тебе скажут: «Ты же тоже пойдешь в отпуск, и тот за тебя сотрудник будет работать». Светлана Скакун: Ну, давайте так: чисто теоретически отказать, конечно, можешь. Потому что, когда мы подписываем вот этот самый приказ о замещении обязанностей, там должна стоять в том числе и подпись сотрудника, что «я согласен» с этой историей. Сотрудник может не подписать и отказаться. А 100%-но можно отказаться, если требуют замещать сотрудника, с которым у вас, например, не совпадает зона ответственности, не совпадает компетенция, не совпадает глобально какая-то там (не знаю) часть по вашему образованию, по навыкам, допускам и так далее. Ну вот то, о чем мы уже говорили. Тогда, конечно, 100%-но можно отказаться. Анастасия Семенова: Вот прекрасное сообщение из Омской области: «Мой начальник любит повторять: «Я свою работу за тебя делать не буду»». Руслан Арсланов: Начальник говорит? Анастасия Семенова: Начальник, да. Руслан Арсланов: Удобно очень. Анастасия Семенова: Удобно. Руслан Арсланов: Да. Светлана, у нас осталась буквально минутка. Такой финальный вопрос: а почему люди соглашаются все-таки в первую очередь? Анастасия Семенова: И боятся отказать. Руслан Арсланов: Да. Они боятся отказать. Это неуверенность в себе? Неуверенность в своих компетенциях, в своих знаниях? В чем причина? На ваш взгляд. Анастасия Семенова: Или неуверенность, что «я не найду такую работу»? Руслан Арсланов: Над чем нужно работать, чтобы, собственно, не отказывать? В себе. Светлана Скакун: Чаще всего над собственными компетенциями, над собственным профессионализмом. Чтобы понимать, что: я действительно достоин той зарплаты, достоин большего и что я могу делать то, что делаю. Когда человек уверен в себе как в специалисте, он не боится спорить с руководителем. Он не боится ему отказывать. Поэтому да, над уверенностью в себе работать. Руслан Арсланов: Над уверенностью в себе. Развивать свои компетенции и навыки. Спасибо вам большое за такие хорошие ответы. Спасибо! Анастасия Семенова: Спасибо, что нас учите! Спасибо большое! Руслан Арсланов: Светлана Скакун, HR-специалист из Санкт-Петербурга, была с нами. Спасибо, Светлана!