Анастасия Семенова: Давайте к эксперту, как обещали. Татьяна Мощагина у нас в гостях, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса Rabota.ru. Татьяна, доброе утро, здравствуйте. Руслан Арсланов: Здравствуйте, Татьяна. Слышите ли вы нас? Татьяна Мощагина: Доброе утро, Анастасия. Руслан, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Руслан Арсланов: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Возвращаюсь к опросу. Работодатели – 20% респондентов – просят все-таки получить дополнительное образование, но при этом не возвращают деньги. И тогда вопрос за обучение: насколько вообще работодателю важно, чтобы у человека не второе высшее образование было, а именно вот то самое дополнительное? Татьяна Мощагина: На самом деле обязательное дополнительное образование, либо повышение квалификации, либо какая-то переквалификация требуется только в ряде профессий, не во всех. Это все, что связано с фармакологией и медициной. Это врачи, учителя. И это еще такие, например, сферы, как закупки, где тоже есть определенные требования и законодательство, которое нужно знать. Ряд профессий действительно обязательны для обучения. И в этом случае работодатель отправляет своих сотрудников обучаться. А все остальное – это больше повышение квалификации, и здесь все на стороне самого работодателя. Он может отправлять и оплачивать, а может не отправлять и не оплачивать. И так же, как и сотрудник: он может сам пойти на курсы и сам оплатить, либо получить это обучение от работодателя. Анастасия Семенова: Татьяна, прошу прощения, а бухгалтерия, тоже сфера услуг? Тоже какие-то новые программы выходят. Или это не считается дополнительным образованием? Это вебинар, курс? Или это тоже? Как бы ты же получаешь какую-то бумажку, диплом все-таки, что ты окончил. Татьяна Мощагина: Да, поняла ваш вопрос. Как правило, для бухгалтерии есть специальные системы и платформы дистанционного обучения, на которые дают подписку всем сотрудникам, и через нее они изучают новое, может быть, какое-то законодательство налоговое или какие-то новые отчеты и прочее, через вот такие платформы. Анастасия Семенова: А насколько важно при приеме на работу, дает ли тебе какой-то… Руслан Арсланов: Преимущество? Анастасия Семенова: Преимущество, да. Если у тебя есть много таких мини-дипломчиков (так их назовем), то для работодателя это важно? Руслан Арсланов: И жнец, и… Как там? Анастасия Семенова: И на дуде игрец. Руслан Арсланов: Когда вот это все у тебя. Анастасия Семенова: Дает ли это какие-то плюсы? Или все-таки как работодатели на это сейчас смотрят? Татьяна Мощагина: Ну смотрите. Мы проводили исследования на самом деле. Что они показали? Действительно, 77% российских компаний готовы принять выпускников онлайн-курсов. Но есть «но»: эти 77% делятся на три части. Например, 38% из них сказали, что они примут такого человека на работу, если он хорошо проявит себя на собеседовании. 23% сказали, что примут, если пройдет тест правильно, тестовое задание на собеседовании. Ну и 16% готовые принять только на стажировку. Но в целом, да, смотрите, 77% работодателей вообще заинтересованы в сотрудниках, которые постоянно себя как-то развивают, получают новое образование. Анастасия Семенова: Мотивируют, грубо говоря. Татьяна Мощагина: Потому что очень сильно меняется любая отрасль сейчас, динамика высокая, и поэтому люди стараются быть на волне. Руслан Арсланов: А почему же тогда не готовы они оплачивать эту историю? Вот мы делились статистикой, что только 2% работодателей… Анастасия Семенова: Из двадцати, да. Руслан Арсланов: Из двадцати. Или, может быть, у вас есть другая статистика? Анастасия Семенова: У вас другой срез? Руслан Арсланов: Это как-то по-другому работает? Татьяна Мощагина: Да, вы знаете, мы проводили исследование как раз работодателей и увидели, что 47% готовы оплачивать, но из них 16% обеспечивают обучение вообще всех сотрудников. Руслан Арсланов: Ничего себе! Татьяна Мощагина: Есть такие компании, которые просто всех отправляют на обучение. Вот таких 16% из 47%. А остальные – выборочно. То есть они понимают, например, что нужно разработчиков отправить на повышение квалификации, вот они отправляют. Или, например, финансистов. Или менеджеров по продажам, подтянуть знания в переговорах. То есть это выборочно идет. Они смотрят от потребностей бизнеса. Но вообще сейчас я могу сказать, что очень многие работодатели последние два года активно внедряют в свой социальный пакет при трудоустройстве обучение для сотрудников, потому что в этом сейчас очень высокая потребность. И мы знаем, что сейчас рынок все-таки соискателя, а не работодателя. Соответственно, конкуренция очень высокая. И все стараются какие-то дополнительные преимущества сотрудникам предоставить, чтобы именно к ним пришли на работу. Анастасия Семенова: Ну да, маночек такой. Скажите, пожалуйста, Татьяна, а если человек готов пойти учиться, то это в нерабочее время? Или все-таки человек освобождается от работы, если это какие-то, не знаю, двух-трехдневные курсы? Или ты должен это делать дома, включая какую-то онлайн-платформу, и ознакомиться с новой тенденцией, с новыми технологиями? Как чаще происходит? Татьяна Мощагина: Ну смотрите. Если это индивидуальный план развития сотрудника или его вообще задача в повышение квалификации от работодателя, то это все проходит, как правило, во время рабочего времени. И это нормально, потому что это часть рабочего процесса – получить новые знания и дальше применять их в работе. Это на благо вообще работодателя происходит. Если же это личная инициатива самого сотрудника, то здесь он уже договаривается с работодателем о том, как, может быть, взять два дня отпуска или еще что-то, чтобы пойти на обучение. То есть все зависит от контекста. Анастасия Семенова: Отлично! Спасибо большое. Татьяна Мощагина у нас была в гостях, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса Rabota.ru.