Дополнительное образование
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/dopolnitelnoe-obrazovanie-85535.html
Антон Липовский: Нужно поговорить с экспертом. С нами на связь выходит Алексей Суханов, руководитель блока исследований и инноваций «СберУниверситета». Алексей, здравствуйте. У нас к вам много вопросов.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Алексей Суханов: Доброе утро.
Антон Липовский: Здравствуйте.
Дорогие телезрители, вы звоните, мы на прямой связи, у нас еще есть как минимум десять минут до конца эфира, можно как раз-таки узнать. Допобразование – это прекрасно.
Пока давайте к Алексею обратимся. Алексей, чему хотят все-таки чаще всего учиться? Что сейчас в топе запросов? И насколько все это эффективно?
Алексей Суханов: Вы знаете, Антон, мне очень нравится, что вы именно этот вопрос первым задали. Я почему-то вспомнил про времена своей молодости, которые на 1990-е пришлись. Вот тогда, я помню, исследования показывали, что мужчины поголовно хотят стать бандитами, а женщины, в общем, не хотят брать на себя социальную ответственность, как выразился наш президент.
Я хочу порадовать, есть хорошая новость: сейчас предпочтения изменились. Сейчас в топе, конечно, профессии, связанные прежде всего с цифровизацией, с информационными технологиями, что, в общем-то, и понятно. А второе, что показывают исследования, – это все, что связано с бизнесом в широком понимании этого слова, включая и финансы, и маркетинг. Я бы, наверное, это связывал с тем, что все-таки за последние годы очень неплохо продвинулось развитие среднего и малого бизнеса у нас в стране, поэтому запрос на вот эти вот навыки растет.
Анастасия Семенова: А люди готовы сами получать дополнительное образование, или большинство отправляет работодатель и отчасти требует повышения квалификации?
Алексей Суханов: Вы знаете, понятное дело, что если есть возможность обучиться за счет средств работодателя, то, конечно, грех отказываться, тем более что в компаниях, как правило, работодатель ведет разъяснительную работу о том, что «ребята, если вы не будете постоянно повышать свой профессиональный уровень, то, возможно, вы просто потеряете свою актуальность как специалисты».
И обычно, когда проводятся такие исследования, то, конечно, люди говорят о том в большинстве своем, обычно это около 80% респондентов, говорят, что «да, мы готовы за счет средств работодателя получать дополнительное образование, спасибо большое». И примерно каждый пятый говорит о том, что он готов обучаться за счет собственных средств. По тем исследованиям, которые я видел, обычно вот эта вот цифра колеблется в зависимости от региона, возраста и т. д., где-то от 15 до 30%.
Антон Липовский: Смотрите, Алексей, из Ленинградской области такое сообщение, видно, что крик души: «Вот так и живем, нигде нет толковых специалистов, потому что хорошей профессии надо учиться как минимум лет 10». Как вы относитесь вот в этом разрезе вообще к дополнительному образованию?
Алексей Суханов: Смотрите, отвечая на крик души, первое, что хочется сказать, – на мой взгляд, все в наших руках.
Антон Липовский: Вообще, да.
Алексей Суханов: Я думаю, что каждый из нас, кто будет как раз постоянно заботиться о том, чтобы не стоять на месте и повышать свой профессиональный уровень, наверное, это будет таким вкладом в то, чтобы у нас все-таки качественные кадры в стране были. Это с одной стороны.
С другой стороны, знаете, я, наверное, историю такую короткую расскажу. Недавно поделился знакомый, общался с электромонтером. В общем, не очень у них сложилось общение, когда они договаривались о работах, которые он должен сделать, и, значит, знакомый ему сказал: «Ну как-то вот у вас работа с клиентами не очень хорошо выстроена», на что тот ответил: «А я вас клиентом пока не считаю».
К чему эта история? К тому, что, видите, вот этот вот специалист таким образом не получил заказ, на который он мог бы, соответственно, рассчитывать, который он мог бы выполнить, потому что он не умеет работать с клиентом. Таким образом, даже если вы, например, являетесь специалистом, допустим, в какой-то производственной профессии или еще что-то, то надо повышать свой уровень квалификации не только по своей основной профессии, но и по смежным с ней областям, которые будут так или иначе помогать.
Антон Липовский: Скажите, на переквалификацию в итоге часто обращаются? Вот мы с Настей эту тему затрагивали сегодня. Вот когда человек действительно работал, как вы сказали, электромонтером, а решил стать, как сейчас модно говорить, психологом, ну и вообще, масса других примеров.
Алексей Суханов: Вы знаете, вот переквалификация, я бы сказал, что здесь, наверное, две тенденции, которые можно отметить.
Первая тенденция, когда человек понимает, что по его основной профессии у него что-то не заладилось. Чаще всего это бывает в том случае, когда, например, человек промахнулся с выбором специализации при поступлении в вуз. Он отучился, он понял, что это не совсем его, душа не лежит, и тогда он задумывается о переквалификации. Наверное, ситуация, например, которую рассказывала девушка, у которой брали интервью, что вот она стала психологом, – видимо, ей хотелось больше работать с людьми, она почувствовала, что именно там она принесет больше пользы. Это первая тенденция.
И тенденция вторая, когда есть прямо целое такое, наверное, отдельное явление, называется свитчинг, когда человек принимает решение осознанное о смене профессии. Он ищет либо более высокого дохода, либо понимает, что там он принесет больше пользы, и вот тогда он, например, переходит из какой-то менее оплачиваемой профессии в ту, которая, кажется ему, принесет больше денег. Очень часто это как раз связано с переходом в IT-область.
Анастасия Семенова: Как раз возвращаясь в школу, что сейчас профориентация очень популярна, как раз чтобы человек понял, кем он хочет быть, хоть как-то понять, куда ему идти, чтобы вот не было таких историй.
Алексей, спасибо вам большое! Алексей Суханов с нами был на связи, руководитель блока исследований и инноваций «СберУниверситета».