Дорога на работу
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/doroga-na-rabotu-76752.html
Мария Карпова: Зулия Лоикова с нами на связи, независимый HR-эксперт. Зулия, здравствуйте.
Зулия Лоикова: Да, здравствуйте.
Мария Карпова: Зулия, скажите, доступность работы – это вообще насколько важный фактор для соискателей? То есть что скорее выберет соискатель, высокую зарплату и путь до работы 1,5–2 часа, а то и больше, или зарплату ниже, но до работы, например, всего лишь 10 минут пешком?
Зулия Лоикова: Это зависит от самой вакансии, на которую претендует работник, и, соответственно, от условий труда. То есть есть, например, загруженность с повышенной ответственностью, с повышенной концентрацией, и люди не хотят, например, растрачивать свою энергию до начала работы. Потому что многие, сев за руль, очень сильный испытывают стресс и нервничают, и уже приступая к рабочим обязанностям, находятся не в лучшей концентрации, не в лучшем состоянии. От этого страдает и выполнение функций. Поэтому...
Мария Карпова: Зулия?..
Зулия Лоикова: ...чтобы сделать этот процесс более [комфортным] для сотрудников.
Петр Кузнецов: Не совсем все услышали. Зулия, нам подсказывают, что редакторы сейчас вас перенаберут, вы снова появитесь в эфире буквально через минуту, потому что не очень хорошая связь, а хотелось бы слышать каждое слово.
Пока почитаем сообщения, их очень много. «Надо развивать общественный транспорт», – это пожелание из Москвы, чего-то все-таки в столице в этом плане до сих пор не хватает... «Иногда приходилось ходить на работу пешком, когда денег не оставалось на трамвай, это 2 часа быстрого шага, и обратно тоже шел пешком, но это уже как прогулка», – естественно, после работы.
Мария Карпова: На электробусе добирается наш телезритель из Москвы 30 минут. Для Москвы 30 минут, по-моему, это отлично, не много и не мало.
Петр Кузнецов: Это хорошее время.
Мария Карпова: Очень.
Петр Кузнецов: Когда 30 минут до работы, это рассматривается в Москве, как мне кажется, как плюс.
Мария Карпова: «А мне до работы всего 2 метра, 2 метра кровати, главное – доползти. Супруге идти чуть дольше, до соседней комнаты. Оба работаем удаленно», – это из Казани сообщение. Ну да...
Петр Кузнецов: Телезритель из Ленинградской области очень ответственно подошел к нашему опросу, он даже пишет, на номере какого автобуса он добирается, вдруг кому-то поможет: автобус 114-й, а троллейбус 29-й.
Мария Карпова: Есть звонок в прямой эфир.
Петр Кузнецов: Марина из Пензы дозвонилась. Марина, мы слушаем вас. Здравствуйте. Как вы добираетесь, сегодня добирались или только собираетесь?
Мария Карпова: Или в процессе находитесь?
Петр Кузнецов: Мы сейчас по звуку поймем.
Зритель: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Нет, уже на работе или дома. Рассказывайте.
Зритель: Я хотела рассказать, что около 15 лет я добиралась на свою любимую работу в течение, допустим, полутора часов, туда и обратно у меня на дорогу уходило.
Мария Карпова: Много, да?
Зритель: Очень много, да.
Мария Карпова: Тяжело...
Зритель: Десять лет назад я уже в таком возрасте сдала на права и сейчас уже 10 лет езжу всего за 15 минут туда и обратно, 15 минут туда, 15 минут обратно.
Мария Карпова: Отлично! То есть, когда 1,5 часа добирались, Марина, на работу, не было мысли поискать работу поближе или, например, попробовать переехать ближе к работе? Таких вариантов не рассматривали?
Зритель: Нет, не рассматривала даже. Работа была любимой, и место жительства тоже меня очень устраивало.
Мария Карпова: Поэтому нашли способ, чтобы добираться быстро. Отлично! Спасибо большое, Марина, за ваш звонок!
Нам подсказывают, что можем связаться уже с нашим экспертом. Зулия Лоикова, напомню, с нами на связи, независимый HR-эксперт.
Петр Кузнецов: Зулия, вы на связи, да? Все слышно? Да, мы вас видим и слышим.
Зулия Лоикова: Да, я на связи, все прекрасно.
Петр Кузнецов: Продолжим.
Мария Карпова: Зулия, а есть какое-то оптимальное время, за которое сотрудник должен добираться на работу? Не должен, а оптимальное время для удобства, скажем так, чтобы он был максимально продуктивен.
Зулия Лоикова: Я сейчас, наверное, приведу такой пример, это исходя из крупного мегаполиса, такого как Москва, – это где-то 1,5 часа. Вот все, что свыше, как правило, сотрудники устают к началу рабочего дня, они испытывают стресс, потому что не все добираются, например, каким-то комфортным образом, кто-то едет в час пик в метро, в автобусах и т. д., и это тоже вызывает стрессовое такое состояние к началу рабочего дня.
Поэтому часть компаний, работодателей идут на то, чтобы сделать удобство, для того чтобы максимально эффективно человек, находясь на рабочем месте, выполнял свои обязанности. А именно они делают доставку, например, служебный автобус, их забирают от метро, если от метро нужно еще идти либо добираться, чтобы было более комфортно. Либо компенсацию ГСМ предоставляют компании, либо доставляют служебным транспортом. Это опять же зависит от характера работы, сложности и стресса, который испытывает на той или иной должности человек.
Мария Карпова: Раньше особенно, естественно, в советское время, многие крупные предприятия отстраивали целые районы для своих сотрудников, многие нам достались, так скажем, в наследство. Сейчас такая практика существует? Нужна ли она?
Зулия Лоикова: Скорее эта практика, например, присутствует в девелопменто-строительных компаниях, для того чтобы сотрудники приходили вдолгую.
Я знаю часть производственных предприятий, которые испытывают большой дефицит и нехватку кадров квалифицированных, они точно так же их выращивают. И если приходят выпускники, к примеру, при отработке более 5 лет у них уже гарантированная льготная ипотека, это выкупленные квартиры от работодателя, которые в случае длительного контракта, работы более 10 лет могут переходить уже непосредственно сотруднику на достаточно льготных и приемлемых, хороших условиях.
Поэтому да, практика есть, но она больше носит такую, знаете, личностную характеристику собственников компании, которые таким образом выстраивают ядро управления, лояльных сотрудников и предотвращают текучесть кадров.
Мария Карпова: Мы поговорили в начале немного о важности для соискателей вот этого пути до работы, каким он будет. А для работодателей? Например, работодатель может принципиально рассматривать тех, кто живет рядом, потому что эти люди будут меньше уставать и лучше работать?
Зулия Лоикова: Здесь, наверное, в большей степени совокупность факторов влияет. Я опять же приведу такую пресловутую историю, что у нас сейчас на рынке огромный дефицит кадров, просто глобальнейший: в какую отрасль ни зайди, людей просто нет.
Это связано с тем, что к 2025 году, к следующему, у нас будет еще более сильный кадровый голод и кадровая яма. Это связано и с демографической ситуацией, с ситуацией автоматизации и трансформации экономики. То есть у нас уже те компетенции, которые есть, не совсем соответствуют действительности рынка: 87% находящихся на текущий момент сотрудников не соответствуют заявленным стандартам и новым вызовам экономики, которые перед нами стоят.
Плюс идет очень быстрое устаревание навыков и умирание целых сфер деятельности, рождаются новые сферы и новые профессии, исходя из чего сейчас работодатели уже не ставят на первое место, например, близость к дому, отнюдь нет – они смотрят на мобильность людей, на готовность к обучению.
Достаточно часто даже регионы перевозят из других регионов сотрудников, для того чтобы заполнить вот эти вот кадровые дыры и растить внутри уже качественный персонал.
Мария Карпова: Я как раз хотела тоже об этом поговорить. Ну действительно, сейчас модно быть мобильным, менять работу каждые 5 лет... То есть получается, что, может быть, даже переезжают за работой, даже в рамках города, – это тоже модно и актуально, скажем так?
Зулия Лоикова: Это очень востребовано.
Более того, я могу сказать, что регионы сейчас в большинстве своем обгоняют Москву по зарплатам, если мы говорим о квалифицированном персонале. То есть они перекупают кадры, поскольку в Москве таких профессионалов больше, чем, например, в небольшом городке, и предоставляют при этом проживание, оплачивают и компенсируют различные услуги медицины, помогают перевезти семью, устроить вторую половинку на работу, устроить детей в школы, в сады. То есть они берут на себя еще такую социальную роль, для того чтобы качественно выполнялись функции.
Поэтому не только можно зарабатывать в Москве: я бы рекомендовала смотреть и кластеры промышленные в регионах, в торгово-промышленной компании, в инновационной компании.
Петр Кузнецов: Зулия, спасибо за ваш комментарий!
Зулия Лоикова, независимый HR-эксперт.