Дорога на работу
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/doroga-na-rabotu-86879.html
Руслан Арсланов: Мне понравилось сообщение из Нижегородской области: «Дорога на работу у меня занимает 20 минут, успеваю вполне проснуться», – и это здорово.
Мария Карпова: Из Самарской области сообщение, из Тольятти: «По дороге на работу я слушаю музыку и сплю, еду 1 час 10 минут».
Руслан Арсланов: Ого.
Мария Карпова: Достаточно далеко для Тольятти.
Руслан Арсланов: Прилично. Может быть, вы едете в другой город? Из Самары в Тольятти, может быть, вот так? Там же сколько примерно, столько ехать, да?
Мария Карпова: Хотя нет, Тольятти вообще большой город, конечно... Ничего себе.
Руслан Арсланов: Может быть, мы с тобой не знаем, на каком транспорте.
Мария Карпова: Вообще, считается, что даже для Москвы это много, больше часа.
Руслан Арсланов: Час десять – да, это такое большое время. Надеюсь, вы с пользой проводите это время.
О пользе вот сейчас мы как раз поговорим. С нами на связи Гюзель Гараева, консультант в области управления персоналом, основатель и управляющий партнер онлайн-школы «HR компас». Гюзель, здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Гюзель Гараева: Здравствуйте, коллеги.
Руслан Арсланов: Скажите, пожалуйста, вот как вы считаете, что люди должны делать по дороге на работу, как-то настраиваться или же проводить время праздно?
Гюзель Гараева: Вы знаете, Руслан, мне кажется, это личное дело каждого человека. Кто-то может слушать музыку, кто-то может читать книги либо и вправду просматривать рабочие чаты и уже настраиваться на работу.
Мария Карпова: Гюзель, я вот подозреваю, что для соискателей работы то время, которое тратится на путь до рабочего места, конечно, имеет значение, да.
Руслан Арсланов: Ага.
Мария Карпова: А для работодателей важно ли, сколько сотрудник проводит времени по дороге на работу?
Гюзель Гараева: Опытный специалист в области управления персоналом, или, как нас сегодня назвали, кадровики, кадровики всегда обращают внимание, сколько будет ехать человек до работы. Потому что если это время больше часа, независимо от того, в каком городе он живет, то очень высок шанс, что человек недолго будет работать у вас. На этапе поиска работы многие кандидаты говорят: «Я на все согласен!»
Мария Карпова: Да.
Гюзель Гараева: «Да, 2 часа в один конец – нормально, я это смогу выдержать!» Но спустя полгода уже сотрудник говорит: «Вы знаете, мне очень тяжело, я не высыпаюсь, я не успеваю ничего делать из своих личных задач, поэтому, скорее всего, я буду искать место поближе к своему дому».
Руслан Арсланов: То есть это единственный вариант? Или же, если не получается вот найти, например, работу где-то поблизости от дома, как быть? Как настроить себя сотруднику так, чтобы приезжать на работу, все-таки не испытав вот эту историю, что устал еще до того, как приехал на работу?
Гюзель Гараева: Руслан, смотрите, после пандемии наш ландшафт очень сильно поменялся, можно найти себе удаленную работу.
Руслан Арсланов: О, удобно.
Гюзель Гараева: И многие компании сейчас активно используют гибридный формат, когда ты 2 дня должен приехать в офис, должен приезжать и работать в офисе, а остальные 3 дня ты работаешь из дома, и таким образом соблюдается некий баланс работы и личной жизни. Поэтому первый вариант – найти себе компанию, где есть гибридный формат работы либо полностью удаленный формат работы.
Если же все-таки ты хочешь работать именно в этом офисе, в этой компании и у тебя много времени уходит на работу, тогда ты просто должен вовремя ложиться спать, все очень банально. Либо, если ты молодой, ты можешь мало спать, ты пока можешь себе это позволить, но с возрастом это проходит: чем взрослее ты становишься, тем больше тебе надо высыпаться.
Руслан Арсланов: А если говорить о том, что человек... Вот, например, на собеседовании выясняется, что ему долго ехать, и он говорит, что он будет работать, пока будет ехать, т. е. посвящать время в дороге работе, как к этому бы вы отнеслись? Ведь это не всегда хороший показатель.
Гюзель Гараева: Трудоголизм вообще не очень хорошая штука, от этой болезни умирает даже больше людей, чем от алкоголизма. Но это вроде как социально одобряемое поведение, когда ты очень много работаешь.
Поэтому здесь надо смотреть на некоторые аспекты. Во-первых, вы не можете проверить, работает человек, когда он едет, когда он находится в дороге, или не работает. То есть это такой очень тонкий момент. Ты оцениваешь сотрудника скорее по результатам его работы, поэтому когда он работает – это такой уже, другой вопрос.
И в современном мире ты и вправду не можешь всех отследить, проконтролировать, и вообще, это не очень здорово, когда вся культура компании пронизана только тотальным контролем: все-таки должно быть доверие и уважение друг к другу.
Мария Карпова: Вы знаете, тоже вспоминается сообщение из Тольятти, час десять добирается наш телезритель до работы, и вот тут хочется спросить, почему такое общее правило, что время до работы не входит в рабочее время в большинстве случаев.
Гюзель Гараева: Ну потому что человек в это время может и не работать, он может отдыхать, поэтому это личное дело каждого человека, как далеко от живет от офиса.
Мария Карпова: Но есть компании, которые все-таки устанавливают свои правила, как-то сами регулируют эти правила и все-таки включают это время в рабочее, оно входит в эти 8 часов?
Гюзель Гараева: Мария, я не слышала никогда о такой практике, очень интересно, потому что по Трудовому кодексу дорога на работу не является рабочим временем.
Руслан Арсланов: Про это иногда есть разговоры, кто-то даже говорит, что хотел бы, чтобы дорога, из-за того, что человек вроде как далеко до работы живет, ему долго добираться, давайте-ка включим это тоже в его историю, «я параллельно, пока еду в электричке, буду еще что-то работать». Какие-то ходили по крайней мере в интернете слухи, но не знаю, насколько они реальны. Как я понимаю, нет, да?
Гюзель Гараева: Слухи слухами, есть разные желания у людей, у сотрудников, у работодателей, но у нас с вами есть Трудовой кодекс, это закон о труде, который регулирует трудовые отношения в нашей стране. Это как раз очень помогает, когда появляются разные странные желания с обеих сторон, потому что иногда работодатели какие-то пытаются выдвигать странные требования к сотрудникам, иногда у сотрудников какие-то появляются фантазии... Поэтому у нас есть Трудовой кодекс, и он регулирует наши трудовые отношения.
Руслан Арсланов: Гюзель, спасибо вам большое! Гюзель Гараева, консультант в области управления персоналом, основатель и управляющий партнер онлайн-школы «HR компас», была с нами на связи.
Мне кажется, здесь какой важный момент нужно понять? Чтобы не было все-таки вот этого эмоционального и вообще рабочего выгорания, когда ты долгое время проводишь в транспорте и никак им не пользуешься. Вот просто стараться не уставать, находить какие-то действительно для себя, может быть, интересные вещи. Пусть вы будете считать столбы, не знаю, считать людей (сейчас картинка) в метро, которые сегодня в кроссовках.
Мария Карпова: Еще один вариант, который не прозвучал: «По дороге на работу ищу способы дополнительного заработка, просматриваю другую работу с меньшим количеством рабочих часов и занятости на работе».
Руслан Арсланов: Удобно: пока едешь на работу, работаешь на другой работе – тоже как вариант.