Петр Кузнецов: Максим Кадаков с нами на связи, главный редактор журнала «За рулем». Максим, доброе утро. Вера Круглова: Доброе утро, Максим. Петр Кузнецов: Спасибо, что вы с нами. Максим Кадаков: Доброе утро, доброе утро. Петр Кузнецов: Максим, повышение штрафа серьезное, тут мы с этого начали, в разы. Просто когда такое повышение происходит, мы понимаем, что есть проблема. В чем эта проблема заключается? Максим Кадаков: Я совсем коротко сначала пару ремарок, вы как-то все в одну кучу смешали. Во-первых, нет возможности 50% оплатить штрафа за неоплату парковки в Москве, это вы ошиблись. Вера Круглова: Нет, не ошиблась. Максим Кадаков: Это точно нет. Этого не может быть. Вера Круглова: Я вам давайте расскажу случай, чтобы мы проверили. Я была в ГАИ, и сам инспектор мне об этом сказал, сказал, что «у вас есть время оплатить половину». Я оплатила ровно половину. То есть это не придуманная история. Максим Кадаков: Нет, это какая-то ошибка. В Москве за неоплату парковки штраф 5 тысяч рублей безо всяких скидок. Я не знаю, может быть, за красивые глазки вам инспектор это сказал, это первое. Петр Кузнецов: Максим, можно я адресую Вере вопрос? Инспектор ГИБДД, когда просил половину, он не попросил лично ему дать? Вера Круглова: Нет, не попросил, нет. У меня эвакуировали автомобиль, я приехала оплачивать штраф, и мне сказали, что «у вас есть возможность, если сейчас вы в течение 10 дней оплатите, то вы можете оплатить половину». Максим Кадаков: Подождите, у вас эвакуировали автомобиль? С платных парковок автомобили не эвакуируют. Вы стояли в запрещенном месте. Вера Круглова: Я стояла в запрещенном месте. Максим Кадаков: А почему у вас эвакуировали автомобиль? Вера Круглова: Потому что у меня не было соответствующего знака установлено на автомобиле. Давайте не будем разбирать мою личную ситуацию, у нас немножко другая тема сегодня. Максим Кадаков: Хорошо, у вас другой штраф. Штраф за неоплату парковки в Москве 5 тысяч рублей, я сам их периодически плачу, потому что я попадаю в истории очень нехорошие: я оплачиваю час, например, или два, а выясняется, что я на встрече был не 2 часа, а 2 часа 15 минут. Выбегаю в машину, я продлю потом, не продлеваю – прилетает штраф. Я все до Максима Станиславовича Ликсутова хочу донести мысль, что надо как-то... Вера Круглова: ...отрегулировать. Максим Кадаков: Это немножко неправильно. Ладно, это первое. Вера Круглова: Спасибо вам большое за справку. Петр Кузнецов: Максим, давайте действительно в кучу не складывать, интересная тема, я думаю, что как раз, может быть, повод ее... Вера Круглова: ...обсудить отдельно. Максим Кадаков: Второе: на всех платных дорогах стоят везде предупреждения, даже там, где нет ворот. Если вы по проспекту Багратиона в Москве проехали и не оплатили, ну извините, вы как водитель должны видеть все щиты, они стоят, там все написано. Я не защищаю, мне тоже не хочется платить, я просто ради справедливости. Вера Круглова: Нет, я оплатила в итоге. Максим Кадаков: Вы говорите, что вы не знали. Я говорю, что если вы смотрите за знаками... Вера Круглова: Я сказала, что я не обратила внимание, да, и не увидела, вот так произошло действительно. Максим Кадаков: Это невнимательность водителя. Теперь, почему повышают штрафы? Как раз для того, чтобы повысить собираемость оплаты дорог и оплаты штрафов. В общем-то, эксплуатанты дорог, которые действуют по концессионному соглашению, преследуют свои, естественно, задачи. Могут ли они их решить? Вы помните, что президент не так давно дал поручение проверить, так сказать, адекватность тарифообразования. «Автодор» проверил и что ответил? – тарифы соответствуют всему, все нормально, так что понижать нечего. Я сейчас ездил на Петербургский международный экономический форум на автомобиле, подъезжаю к оплате, говорю: «Слушайте, а что-то как-то за последнее время тариф, что ли, повысился?» Девушка в окошке: «Да, все подорожало». И я понимаю, что я уже... Петр Кузнецов: Назад-то уже не сдашь... М-11, да? Максим Кадаков: М-11. На М-12 тоже само право проезда стоит примерно столько же, сколько ты отдаешь за бензин, т. е. вторую цену. Про Солнечногорск – это вообще, ну что там смотреть? Меньше 100 километров действительно больше 1 тысячи рублей, это просто катастрофа. Петр Кузнецов: Почти полторы даже. Максим Кадаков: Да. Решат ли они проблему? Решат проблему только отчасти, потому что сейчас достаточное количество водителей, которые ездят либо с закрытыми номерами, либо с рамками-перевертышами, я их сам прекрасно вижу. Чтобы наложить штраф, нужно что сделать? Зафиксировать автомобиль. Если номер закрыт, это и на М-11 я видел, и на М-12 я видел, то никакого штрафа вы, соответственно, на человека не наложите: он проехал бесплатно, особенно где free flow, где нет шлагбаума, или за кем-то он проехал, успел проскочить через шлагбаум, и все, и до свидания. Поэтому отчасти они свою проблему решат, отчасти не решат, ну а мы, да, будем платить, к сожалению, постепенно все больше и больше. Петр Кузнецов: Ну а заклеивают, потому что для них это... Они считают, что это дорого, платить столько за проезд. То есть замкнутый круг. Вера Круглова: Целенаправленно это делают. Максим Кадаков: Я за что? Я за исполнение все-таки закона. Я считаю, что если уж вы видите, что платная дорога, если вы по ней решили ехать, ну будьте добры платить. Вот это какое-то такое двоемыслие, «я поеду, но платить не буду, я закрою номер», это тоже неправильно. Я считаю, что инициатива МВД, которая в последнее время была озвучена, увеличить лишение прав до 1,5 лет за сокрытие номеров, за использование всех этих устройств, рамок-перевертышей и закрытия номера, я считаю, что это правильно, и это даже такая по-прежнему слабая норма, нужно ужесточать ее. А по поводу платных дорог – да, хорошие дороги, ровные, и, кстати говоря, статистика показывает, что платные дороги безопаснее, хотя скорости там выше. Это тоже не нужно сбрасывать со счетов. Петр Кузнецов: И камер меньше... Максим Кадаков: Да. Но платить не хочется. Вера Круглова: Вот скажите, если говорить о том, что вот эти деньги, я так понимаю, за увеличенные штрафы пойдут как раз-таки на содержание и ремонт вот этих платных дорог, но нам очень много сейчас приходит сообщений от телезрителей, что в разных регионах качество даже этих платных дорог не везде соответствует цене, очень часто люди сталкиваются там также с пробками, именно на въезде в эти дороги. Максим Кадаков: Меня больше пробки волнуют, когда действительно... Ты особенно когда короткий кусок едешь и в какой-то праздничный час пик попадаешь на жуткую пробку на въезде или на выезде, вот это, конечно, выбешивает. Вера Круглова: Смысл теряется, получается. Максим Кадаков: Да-да-да. Я ездил по М-11, я не скажу, что качество дорог плохое, по-моему, оно хорошее. Я не знаю, может быть, где-то есть другие куски, на Киевской дороге, еще где-то, может быть, есть какие-то куски, хотя я по Киевке ездил полгода назад, там тоже вроде все было нормально. Меня больше волнует возможность застрять, в первую очередь, потому что даже на М-11 сейчас уже и заправки есть, и даже зарядные станции для электромобилей появились... Мы вообще зачастую предъявляем завышенные требования. Вот мы считаем, что на платке должно быть обязательно освещение, оно у нас в основном есть на платках, но посмотрите в Европе платные дороги. Едешь во Франции по платной дороге – там что, дорога освещена? Нет. Поэтому у нас немножко свои представления, мы недавно в эту историю начали играть, в платные дороги, и поэтому немножко у нас, мне кажется, пока болезни роста, я бы так сказал, с обеих сторон. Петр Кузнецов: А вот, Максим, вы Европу вспомнили – там, в Европе, есть страны, где и до 30% платных дорог, есть страны, где нет вообще платных дорог. Для понимания, это как-то определяется какой-то социальной стратегией, позицией государства, наличие платных дорог, их появление? Максим Кадаков: Это все очень по-разному. Мы знаем, что Франция граничит с Германией, обширная граница: во Франции есть платные дороги, в Германии – нет. Это исторические нюансы, это масса всего. 30% платных дорог нет нигде, это немножко такой обман, если все дороги считать, регионального значения, муниципального значения, государственного значения. Но магистрали если брать во Франции, да, их много платных. Если мы берем Китай, на который мы сейчас смотрим, вот недавно ездил тоже по платным дорогам в Китае: там почти все быстрые дороги платные. Причем иногда из города в город могут вести две дороги, одна побыстрее и подороже, другая помедленнее и подешевле, но обе платные. Поэтому по-разному везде. Вера Круглова: У нас еще один буквально коротенький вопрос и коротенький ответ. Телезрители пишут по поводу того, что сложно оплатить платные дороги: нужно на какие-то сайты заходить, что-то где-то искать, где это оплачивать... Петр Кузнецов: Ой, я согласен, я понимаю, о чем пишет телезритель. Это когда вот как раз тот самый бесконтактный случай, когда ты там куда-то едешь, ты думаешь: «А, ладно», – приезжаешь в гости и забываешь про это, а нужно заходить на «Мосавтодор» в профиль... Вера Круглова: Да не всегда все знают, куда надо заходить и платить. Максим Кадаков: Это все очень просто, коллеги, все очень просто оплачивается, вот неправда. Я тоже не тонкий знаток всяких программ и т. д., на «Автодоре» на сайте все это оплачивается элементарно. Заведите обязательно свой автомобиль в «Госуслуги» – вам всегда будут приходить напоминания, всегда. Петр Кузнецов: Уведомления. Хотя бы начнем с этого. Максим, спасибо большое! Вера Круглова: Спасибо вам большое! Петр Кузнецов: Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Но вопрос, господа, Вера, Максим, с вот той самой половиной оплаты парковки остается. Максим, до встречи в эфире. Вера Круглова: Обсудим его как-нибудь. Петр Кузнецов: Мы вернемся после новостей, у нас еще одна тема: мы поговорим о том, как правильно дарить подарки. Вера Круглова: И что дарить.