Дорогу – пешеходу?
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/dorogu-peshehodu-78889.html Петр Кузнецов: О мерах поговорим с Дмитрием Поповым, он эксперт рабочей группы при правительстве Российской Федерации по законодательству в сфере безопасности дорожного движения. Дмитрий, здравствуйте.
Дмитрий Попов: Доброе утро.
Петр Кузнецов: Хочется ваше мнение спросить. Где-то попалось чье-то опять же мнение, что большой город сегодня не заинтересован в том, чтобы у тебя был личный автомобиль, и делает и будет делать все, чтобы ты его не покупал, соответственно, все делается для того, чтобы человек пересел с автомобиля и стал пешеходом, т. е. город начинает принадлежать исключительно пешеходам.
Дмитрий Попов: Это не совсем так.
У нас есть транспортная стратегия Российской Федерации, в которой действительно личный автомобиль размещают где-то там, в самом-самом низу, он последний с точки зрения заинтересованности, а на верхах этой транспортной стратегии находится общественный транспорт и пешеходы, велосипедисты и т. д. Но это совершенно очевидная вещь, потому что рост темпов автомобилизации, к сожалению, невозможно скомпенсировать изменениями планировочных решений дорог.
Мало кто знает, что у нас пропускная способность дороги – это конечная величина, ее невозможно повышать каким-то образом, она составляет 525 легковых автомобилей на метр ширины дороги при прямолинейном свободном движении; как только мы выбрали это количество автомобилей, возникает, соответственно, пробка. Поэтому борьба с личными автомобилями – это неизбежное следствие того, как появляется спрос на личный автомобиль.
Петр Кузнецов: Но вот так или иначе, согласитесь, мы пришли к тому, что пешеход всегда прав, и получили как будто бы обратный эффект, когда пешеходы стали переходить дорогу так уверенно, что даже не смотрят на эту дорогу.
Дмитрий Попов: Я с вами очень согласен в части, касающейся того, что на знамени пешехода выткано, во многих случаях кровью, к сожалению, «А мне надо», знаете, вот это вот выражение «А мне надо», и пешеходы почему-то, я не знаю, почему они убеждены, что они действительно всегда правы, – это далеко не так. Огромное количество пешеходов считает, что открывать книжку «Правила дорожного движения» не надо, а там есть еще сопутствующие знания, которые им нужны...
Вот задайтесь очень простым вопросом. 1 марта прошлого года в Правилах дорожного движения произошло очень серьезное изменение в отношении пешеходов на пешеходном переходе – кто из ваших слушателей знает, что за изменение произошло? Думаю, что никто.
На самом деле в Правила дорожного движения добавили существенное изменение. Раньше пешеход должен был на нерегулируемом пешеходном переходе оценить расстояние до движущегося транспортного средства, его скорость и выходить, если это не приведет к столкновению. А с 1 марта прошлого года это требование касается всех пешеходных переходов, и регулируемых, и нерегулируемых. Кто из пешеходов это знает?..
Петр Кузнецов: Ну потому что пешеход должен знать Правила дорожного движения, но, конечно, их никто не изучает. По мнению пешехода, этим должен заниматься только автомобилист.
Мария Карпова: Мне кажется, тут дело в другом: просто это кажется со стороны, что это же очевидно, что регулируемый перекресток, не регулируемый, если ты выходишь на дорогу, ну вроде бы как ты должен посмотреть налево и направо... Кажется, что проще-то уже куда?..
Петр Кузнецов: Естественный инстинкт.
Дмитрий Попов: Это чудовищная история, но если вы постоите... Я вот сейчас много участвую в съемках всяких учебных фильмов: если вы постоите на пешеходном переходе, то вы увидите неожиданно для себя, что приблизительно половина пешеходов убеждены, что «зебра» и зеленый сигнал – это оберег от всего.
Петр Кузнецов: Да-да-да.
Дмитрий Попов: То есть они не считают нужным в принципе отрываться от смартфона, снять капюшон и т. д.
Там у вас кто-то говорил о том, что с одним наушником без штрафа, а с двумя наушниками штраф, – это заблуждение. Штрафа за наушники, конечно же, нет, но вынимать надо из обоих ушей наушники, потому что существует такая история, которая называется аудиоориентированием. У нас второе ухо не запасное – оно для того, чтобы мы определяли расположение звука, с какой стороны приближается автомобиль.
Петр Кузнецов: Дмитрий, еще очень важный вопрос. У нас много пешеходных переходов, которыми, скажем так, практически никто не пользуется, и, наоборот, много мест, пользующихся популярностью, но они без «зебры». Вот интересно, кто же все-таки решает, в каком месте, популярном или нет, появится разметка новая?
Дмитрий Попов: Существует несколько оснований. Одним из оснований является свод правил, СП 42-й, это «Планировка территорий», там есть 11-я глава «Дороги автомобильные», которая расписывает требования по обустройству пешеходных переходов и в т. ч. обеспечение пешеходной доступности, вот эти вот 300 метров. То есть в населенном пункте стараются делать так, чтобы не больше 300 метров было между пешеходными переходами. Стараются, но это не всегда: если дорога пуста и центров притяжения нет, то смысл?
На втором месте находится как раз наличие центров притяжения и различного рода сложившиеся пешеходные пути. Когда пешеход говорит: «А я вот здесь вот все время хожу, сделайте мне пешеходный переход», – ну это тоже, в общем-то, заблуждение, потому что нужно, чтобы была какая-то интенсивность. Пешеходный переход, даже нерегулируемый, – это достаточно дорогое удовольствие. Если один человек ходит в этом месте, то это не повод для того, чтобы специально для него сделать пешеходный переход: ему придется пройти 300–400 метров до пешеходного перехода.
Петр Кузнецов: Увы, не все... Для кого-то это большое расстояние.
Дмитрий Попов: Я все время приговариваю, что если мы выполним все пожелания пешеходов, то мы вынуждены будем закрасить уличную дорогу...
Петр Кузнецов: Кстати, да.
Дмитрий, спасибо! Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения.
Мария Карпова: Спасибо, Дмитрий!
Петр Кузнецов: Давайте подведем итоги нашего опроса. «Дисциплинированный ли вы пешеход?»
Мария Карпова: Почти 70%.
Петр Кузнецов: Себя таковыми считают 68%.
Мария Карпова: Хорошо, если это так действительно.
Петр Кузнецов: По правилам переходим после новостей к другой теме.