Дорожные знаки
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/dorozhnye-znaki-86585.html
Петр Кузнецов: Дмитрий Попов с нами на связи, эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения. Дмитрий, доброе утро.
Дмитрий Попов: Всем доброе утро. Вы сделали мой день своим опросом.
Петр Кузнецов: Спасибо.
Дмитрий Попов: Настроение было плохое, сейчас мне весело.
Петр Кузнецов: Благодарим. У нас все эфиры такие.
Анастасия Семенова: Мне кажется, это страшно, наверное, что так отвечают жители, нет?
Петр Кузнецов: Кстати, да, раз уж мы об этом...
Дмитрий Попов: Без сомнения, а особенно по поводу людей, которые давали ответы из-за руля, я прямо в шоке. Я 20 лет преподаю в автошколах, сейчас читаю курс Правил дорожного движения в 281-й раз. Мне кажется, что это прописные истины, которые были там показаны, и это, в общем, каждый должен был отвечать.
Петр Кузнецов: Был вопрос от нашей телезрительницы по поводу кармана. Мы разобрались, нам тут разжевали на СМС-портале, что это значит... В общем, жалоба была следующая...
Дмитрий Попов: Давайте поясним.
Петр Кузнецов: А, вы слышали, отлично.
Дмитрий Попов: Действительно, государственным стандартом предусмотрены карманчики парковочные для мест остановок маршрутных транспортных средств, и в этом случае должен быть установлен знак 5.16 в начале посадочной площадки, а если позволяет ситуация, то и разметка 1.17. Только если эта остановка записана, если речь идет о коммерческом перевозчике, если она у него обозначена как официальная остановка в маршруте, потому что, может быть, это просто карманчик для парковки, а он там останавливается по своему волеизъявлению, так скажем.
Петр Кузнецов: Надеемся, что телезрительница поняла, о чем речь.
Анастасия Семенова: Куда ей обращаться, чтобы этот знак поставили?
Петр Кузнецов: Да. Видимо, информация есть, а дальше что ей нужно, обратить внимание чье?
Анастасия Семенова: Она сказала, что, получается, высаживают на проезжей части, потому что там все заполонено простыми автомобилями.
Петр Кузнецов: Дмитрий завис. Дмитрий превратился в знак, получается, «Осторожно, эксперт!», т. е. «Внимание, эксперт». Я очень надеюсь, что Дмитрий вернется к нам, потому что вопросы еще остались и время на это есть. Пока... А, Дмитрий, вы появились.
Анастасия Семенова: Дмитрий, вы нас слышите?
Дмитрий Попов: Кажется, вернулся.
Петр Кузнецов: Мы не ответили на вопрос, куда можно направить жалобу и обратить внимание на то, что вот такое происходит в отдельно взятом кармане.
Дмитрий Попов: Организатору дорожного движения или организатору перевозок. Это исполнительные органы государственной власти. В Санкт-Петербурге эта организация называется «Организатор перевозок», в каждом регионе есть организация, которая выстраивает маршруты и заключает контракты с перевозчиками, – к ним надо обращаться.
Петр Кузнецов: Понятно. То есть фотографии, видеоматериалы приветствуются при подаче жалобы?
Дмитрий Попов: Да-да-да.
Петр Кузнецов: Хорошо.
Можете ли нам пояснить, к истокам если мы сейчас уедем, включим задний ход, так сказать, – дорожные знаки новые, разметки откуда берутся? Откуда идет запрос? Кто его обрабатывает? И кто, самое главное, реализует? Кто ставит и кто определяет, что именно вот здесь будет знак «кирпич», например?
Дмитрий Попов: Значит, сначала по поводу новых.
В соответствии с законом «О стандартизации в России», есть технический комитет, который занимается конкретно техническими средствами организации дорожного движения. В него входит большое количество организаций, которые причастны к организации движения, которые причастны к строительству дорог. Они собирают предложения, оценивают изменяющуюся дорожную ситуацию, оценивают степень спроса или востребованность на те или иные пиктограммы, если говорить в общем смысле. И дальше через обсуждение, через предварительные национальные стандарты проводят апробацию, и после этого Росстандарт издает приказ о принятии тех или иных дорожных знаков.
Если говорить о применении уже того, что изложено в стандарте, то есть в каждом регионе организация, которая занимается как раз организацией движения, в Москве это Центр организации дорожного движения, в Санкт-Петербурге это дирекция по организации... В каждом регионе это есть. Она для тех или иных целей проводит, собирает данные, анализирует обращения граждан, и на основе анализа и обращений граждан, на основе анализа аварийности принимает решение о тех или иных мероприятиях, в т. ч. и связанных с установкой знаков и разметки.
После этого разрабатывается проектная документация. Я напомню, что у нас с 2017 года действует федеральный закон, в соответствии с которым просто так установить знак нельзя: должна быть проектная документация утвержденная, что узаконивает установку того или иного знака, что это не самопал. После этого подрядная организация выполняет работы.
Петр Кузнецов: Можно ли все-таки при этом сказать, что у нас в последнее время много всяких изменений, дорожных решений, и порой хаотичных? Это не только сейчас уже про разметки и знаки.
Дмитрий Попов: Я не могу сказать, что изменений много и хаотичных, но вот конкретно в работе над этим ГОСТом мне удалось одной фразой поучаствовать, я рад, что я перехватил одну инициативу, которая могла бы принести глобальный вред дорожному движению...
Петр Кузнецов: Вот, потрясающе. Расскажите.
Дмитрий Попов: Там собирались переписать диспозицию по поводу знака 3.19, который запрещает разворот, и очень рад, что удалось это остановить.
Вообще, конечно, для принятия тех или иных инноваций на дороге... Дорожное движение – это очень консервативная история, поэтому многие вещи, которые нам подаются как новинки, на самом деле таковыми не являются и, честно говоря, не востребованы. Но вот из тех предложений, которые в новой редакции ГОСТа, там есть несколько мыслей, которые имеют, так скажем, почву под собой.
Анастасия Семенова: А что делать, вот многие пишут о том, что знаки противоречат друг другу. Если был ремонт, то разметка осталась, знаки остались, а ремонт уже убрали – как действовать, куда обращаться?
Дмитрий Попов: Значит, бо́льшая часть ситуаций в законодательстве описаны; все упирается в то, что люди не учатся в автошколах или не изучают законодательство, как это положено.
Если знаки противоречат разметке, то водитель в соответствии с приложением № 2 к Правилам дорожного движения должен выполнять требования знаков, а не разметки.
Если знаки противоречат между собой временные и постоянные, то водитель должен выполнять требование временных знаков, а не постоянных.
Если знаки два вместе, оба постоянные или оба временные, противоречат друг другу, то в этом случае рождается диспозиция, которая изложена в статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях «Неустранимые сомнения в виновности лица» по делу, о котором осуществляется дознание. К слову сказать, такие ситуации встречаются очень нечасто, как правило, являются следствием некомпетентности того, кто организует движение, или еще можно говорить о синдроме исполнителя.
Петр Кузнецов: По поводу временных знаков в свете аварийных дорожных работ понятно. А если временный знак появляется во дворе и на основании этого временного знака что-то нехорошее делают потом с твоей машиной, чуть она поднимается в воздух, а потом опускается на площадку с колесами и уезжает, – это как появляется, это кто решает?
Дмитрий Попов: Первый момент. Дворовые территории не являются, дворовые проезды, вот эти маленькие улочки между домами не являются автомобильными дорогами, они дороги априори по терминологии правил и 196-го федерального закона, но вести на них дорожную деятельность, связанную с установкой дорожных знаков, организаторы дорожного движения не могут, это не автомобильные дороги, это не объекты транспортной инфраструктуры в границах земельных участков, это прилегающие территории.
Например, Законодательное собрание Санкт-Петербурга сейчас проводит большую работу, для того чтобы реализовать какие-то законодательные полномочия для районных администраций и найти способ применять знаки, например, «Место парковки» для обустройства мест для инвалидов во дворах. Но это, в общем, не самый простой путь, потому что, еще раз говорю, дороги во дворах не отвечают многим свойствам автомобильных дорог: радиусы закругления не те, ширина проезжей части не та, иногда отсутствуют тротуары, невозможно обеспечить условия видимости не менее 100 метров.
Поэтому с вероятностью 90–95% могу сказать, что знак, установленный во дворе, не имеет полагающегося к нему проекта организации дорожного движения, утвержденного в установленном порядке, и является самопалом. Если где-то кто-то установил и автомобиль поднимают, имеет смысл задаваться вопросом, кто установил, так скажем, правоустанавливающие документы на размещение знака, проект организации движения, кем и когда приняты, в рамках какой деятельности это осуществлено. Можно обжаловать, если вы не согласны.
Петр Кузнецов: В общем, это как с проволочкой, которую натягивают и обозначают якобы свое парковочное место.
Последний вопрос, очень короткий ответ. Если бы у вас сейчас была возможность что-то поменять в нынешних Правилах дорожного движения, добавить, изменить, убрать, что бы это было?
Дмитрий Попов: Во-первых...
Петр Кузнецов: Одно.
Дмитрий Попов: Сейчас ведется работа Минтрансом по поводу поправок в Правила дорожного движения, там две мои поправки проскочили, одна касающаяся остановки на разводных мостах...
Петр Кузнецов: О да.
Дмитрий Попов: Потому что сейчас, в нынешней редакции правил, я могу приехать на разводной мост, на котором три полосы и более, припарковаться и уйти, на откидной турели оставить автомобиль и ничего не нарушать. Отдавать это на откуп установке дорожных знаков (а мы с вами говорим про новый ГОСТ, который пытается, значит, смягчить визуальный шум) не очень хорошо, поэтому я вот предложил, говорю: давайте на разводных мостах парковку запретим вчистую.
А вторая поправка, которая проскочила, касается сигналов регулировщика и его распоряжений, чтобы там кое-что переписать поточнее. А вообще, у меня есть файл нашей рабочей группы, 115 листов поправок.
Анастасия Семенова: Вот это да!
Петр Кузнецов: Но вы выбрали одну. Про разводные мосты мы не знали.
Анастасия Семенова: Дмитрий, спасибо большое!
Петр Кузнецов: Спасибо большое!
Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения, и его комментарий.
Очень много ваших комментариев на СМС-портале, обязательно их почитаем. Но нам нужно идти дальше, потому что очень важная тема впереди: через секунду о правилах игровых детских площадок.