Дружба с начальником
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/druzhba-s-nachalnikom-91416.html
Руслан Арсланов: Давайте теперь узнаем, что про дружбу между начальником и подчиненными говорят специалисты. На связи с нашей студией Зулия Лоикова, независимый HR-эксперт. Зулия, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Зулия Лоикова: Здравствуйте.
Руслан Арсланов: Скажите, пожалуйста, существует ли вообще дружба между начальником и подчиненным? Может она быть, или это все какие-то догадки и желание кого-то продвинуться по карьерной лестнице, а кого-то – просто найти какого-то любимчика в коллективе и с помощью этого лучше руководить?
Зулия Лоикова: На самом деле из практики такое случается, что дружат, даже не нарушая субординации, т. е. действуют осознанно, договорившись об этом, в случае если люди находились на одной позиции и так случилось, что один из них получает повышение.
Как правило, в большинстве случаев все-таки люди отдаляются, потому что боятся нарушить дистанцию, либо уже меньше времени на то, чтобы дружить, либо боятся каким-то образом попасть в немилость остального коллектива и т. д. Поэтому здесь все-таки динамика изменяется; даже в случае, когда получается положительная динамика, все равно динамика дружбы изменится в силу определенных обстоятельств.
В этом случае я рекомендую все-таки проговорить, как вы будете действовать в рабочих отношениях, как это будете закреплять в коллективе, чтобы не привносить возможные расколы и чтобы не было, опять же как вот говорят иногда, любимчиков у шефа, «а, ну понятно, он же друг шефа или подруга руководительницы». Вот чтобы такого избежать, все-таки важно действовать осознанно.
Не только мы сейчас говорим о дружбе, но бывает так, что семейные пары, например, иногда работают совместно и работают успешно. Здесь действует важный принцип «разделяй и властвуй», т. е. знать зоны ответственности друг друга, не посягать на эти границы, как личностные, так и границы дружбы, например, знать и субординацию, безусловно, уважение друг к другу. Не обсуждать, например, за глазами с коллегами все, что говорит руководитель, ваш друг, к примеру, т. е. не подвергать сомнениям.
Анастасия Семенова: Но часто, мне кажется, дружба эта заканчивается, вот как вы сказали, «а, ну понятно, она друг, подруга шефа», но часто шеф, используя эту дружбу, начинает накидывать много обязанностей...
Руслан Арсланов: Ага, обратная сторона.
Анастасия Семенова: Он понимает: «А, он же мне друг, он это быстрее сделает», или через него что-то разузнать. И как бы вот эта дружба, мне кажется, когда кто-то понимает, что его используют, все...
Руслан Арсланов: ...перестает быть дружбой.
Зулия Лоикова: Это двусторонний процесс. Согласна, есть такая практика. Это двусторонний процесс, поэтому здесь я говорю вот о субординации и дистанцировании, т. е. опять же дружба дружбой, она может выходить за пределы каких-то рабочих аспектов, и это важно проговорить, чтобы здесь не было каких-то ожиданий, разочарований и т. д., для двух сторон это важно.
И опять же, дружба с начальником – это как танго на минном поле: ты никогда не знаешь, где что взорвется. Поэтому очень важно деликатно действовать и понимать свою ответственность и ответственность, например, руководителя.
Руслан Арсланов: А вот если говорить про собеседования, часто ли вообще задают такой вопрос людям, которые претендуют на какие-то руководящие позиции, из разряда: «Скажите, были ли у вас примеры, что вы дружили с подчиненными?» или как кейс, например: «Вы могли бы дружить с подчиненными?» Такое бывает, это спрашивают на собеседованиях?
Зулия Лоикова: Это зависит от коллектива и от формы взаимоотношений в коллективе. Опять же, есть строгие иерархические компании, где такое неприемлемо; есть компании, где достаточно демократичный стиль.
Например, если мы посмотрим на связь поколений, если в компании большее количество, например, сотрудников поколения зумеров или миллениалов, для них крайне важно, чтобы с боссом можно было пообщаться легко, подойти обсудить какой-то вопрос. И вот такая легкая дружба способствует тому, что и вовлечение больше, и отдача больше от самого коллектива.
Поэтому мы здесь говорим о том, смотря в какую систему координат взаимоотношений, коммуникаций и поколений вы попадаете. То есть если мы скажем, например, про поколение бумеров, более взрослое, более осознанное, то для них это не характерно, т. е. дружба дружбой, служба службой.
Анастасия Семенова: Но все равно, вот вы говорите «легкая дружба» – может быть, все-таки (вот мы в начале говорили) мы путаем, может быть, это приятельские [отношения], такая «рабочая дружба», такой категорией можно мыслить? Потому что вот я лично не понимаю, что такое «легкая дружба»: либо ты дружишь, либо ты приятельствуешь. (Это моя такая система.)
Зулия Лоикова: Согласна. Здесь мы опять же разделяем. Например, сейчас есть такое понимание, как друзья по работе, к примеру, коллеги, они же друзья твои, но по работе, когда можно легко обратиться, попросить чем-то помочь, подхватить работу и т. д. А второй момент – это друзья, например, по спорту, такое тоже я часто слышу, например, говорят: «А мы дружим, потому что мы ходим заниматься спортом, у нас один интерес какой-то, друзья по хобби».
Анастасия Семенова: Да-да-да.
Зулия Лоикова: И есть просто друзья по жизни, которые вне зависимости от вашего спорта, службы и т. д. остаются с вами. Наверное, это какой-то вот такой феномен сейчас родился, потому что очень часто мы видим, как дружба становится неким механизмом.
Анастасия Семенова: Друзья по интересам.
Руслан Арсланов: Спасибо вам большое!
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Руслан Арсланов: Приятно было пообщаться! Мне кажется, что многие нашли для себя какие-то варианты.
Зулия Лоикова, независимый HR-эксперт, была с нами на связи. Хорошего дня и хороших друзей!