Анастасия Семенова: «Давайте педагогическому коллективу ставить оценки», – написали нам из Саратовской области. Петр Кузнецов: Ну, раз такая система включена, она должна работать в обе стороны... Анастасия Семенова: Да. Петр Кузнецов: Что об этом думает Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России» 2018 года, сейчас узнаем, город Грозный на связи. Доброе утро, Алихан. Анастасия Семенова: Доброе утро. Алихан Динаев: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Ваше мнение? Как вы относитесь к возвращению системы оценок за поведение в школы? Алихан Динаев: Я думаю, что нет дыма без огня, и очевидно, что подобная инициатива возникла не на пустом месте. В наших школах есть большие проблемы с дисциплиной учеников, и хотя в педагогическом сообществе не принято об этом говорить, эта тема, скажем так, немодная, и когда учитель начинает говорить, что у него проблемы с дисциплиной, он в каком-то смысле расписывается в недостаточном профессионализме или в неумении управлять классом. В то же время я абсолютно убежден, вспоминая свое детство, что для многих детей это может быть очень большой травмой, обидой и крайне неприятным событием. Я до сих пор помню, как мне в 1-м классе поставили даже не двойку, а единицу за поведение, и с каким ужасом и страхом я шел домой. К счастью, моя старшая сестра, более опытная в таких делах... Анастасия Семенова: ...исправила? Алихан Динаев: ...и привыкшая к подобным оценкам, научила мне исправлять единичку на четверку... Петр Кузнецов: Единица в этом плане очень выгодна... Нахулиганили. Анастасия Семенова: Вот единичку лучше получается в двойку... Алихан Динаев: Но такая проблема, безусловно, есть. Я вот абсолютно убежден, что вы правильно говорили, что сама по себе двойка скорее вызывает, да и в принципе оценки за поведение вызывают больше вопросов, например, каковы критерии выставления этих оценок. Потому что каждый учитель по-разному воспринимает плохое поведение. Петр Кузнецов: Конечно. Алихан Динаев: Для кого-то ученик, который просто смотрит по сторонам, – это уже нарушитель порядка и дисциплины, а для кого-то это абсолютно нормально и естественно. Сегодня дети говорили о том, что они поставили бы себе тройку или четверку за то, что они бегают в коридорах, – но они дети, что им еще делать? Анастасия Семенова: Падают. Алихан Динаев: Они должны сидеть еще и во время перерывов? На то они и дети, чтобы бегать и в перерывах, а иногда, может быть, немного и на уроках. Поэтому очень много вопросов, это спорная, спорная инициатива. Честно говоря, я не думаю, что она способна как-то улучшить дисциплину. Но в то же время многие учителя хотят этого. И знаете, в чем главная причина? Она в том, что у нас, у педагогов, практически нет инструментов для оказания какого-то воздействия на учеников, нет системы санкций. Может быть система поощрений, но система каких-то негативных санкций отсутствует. Мы не можем выпроводить ребенка с урока, так мы нарушаем его конституционное право на образование; мы не можем оставить его после уроков, что, кстати, довольно часто делается в других странах, о которых вы упоминали чуть ранее. И многие учителя, у них опускаются руки, они не знают, что еще сделать, чтобы найти какой-то контакт и найти управу на этого хулигана или в кавычках хулигана, который постоянно нарушает дисциплину. Петр Кузнецов: Алихан, но при этом, согласитесь, да, это сложно, но в силах учителя, в состоянии учителя заинтересовать своим предметом ученика и заслужить у своих учеников доверие и уважение. Анастасия Семенова: Авторитет. Петр Кузнецов: А это уже, собственно, прямая связь с дисциплиной. Алихан Динаев: Абсолютно с вами согласен, потому что проблема с дисциплиной... Вообще, вы, Петр, совершенно верно говорили, педагогически грамотно говорили о том, что нужно просто разобраться с причинами нарушений в дисциплине. Петр Кузнецов: Спасибо. Интересно, телезритель из Чувашии выключил телевизор уже... Алихан Динаев: Ведь мотивы нарушения могут быть разные. Кто-то хочет просто привлечь к себе внимание... Анастасия Семенова: Вот. Алихан Динаев: ...а учитель на самом деле, возможно, не уделяет ему должного внимания. Кто-то хочет показать свою власть в классе, кто-то хочет отомстить своему однокласснику или учителю за предыдущую двойку... Причины могут быть разными. Кто-то просто боится неудачи и боится, что он получит двойку за контрольную, и делает все возможное, чтобы сорвать эту контрольную. Нужно прежде всего разобраться с мотивами подобного поведения. Но вы абсолютно правы и в том, что любой учитель, который любит свой предмет, который заинтересован, который вкладывается в него, он уже самим этим фактом в значительной степени сокращает возможные проблемы дисциплины. Здесь не нужно надевать розовые очки и думать, что если учитель современный, активный, то на его уроке со стопроцентной гарантией не будет проблем с дисциплиной, – они были, есть и будут. Они были и сто лет назад, и двести лет назад, даже в те времена, когда детей за малейшие нарушения могли бить розгами или какими-нибудь другими предметами. Они были, есть и будут, и они могут возникнуть в силу огромного количества причин, которые находятся вне зоны контроля учителя. Ребенок мог не выспаться, у него проблемы дома, может быть, даже насилие в семье; возможно, он просто влюбился в девочку, а та его игнорирует, и он из-за этого расстроен, переживает и начинает нарушать порядок. Причин может быть много. Но, безусловно, учитель, который ищет общий язык с учениками, который заинтересован в том, чтобы получать обратную связь, учитель, который наблюдает и хочет помочь детям, он сможет не полностью избавиться от проблем с дисциплиной, но найти способы их сократить. И в т. ч. опять же обращаясь к тем детям и их комментариям, забавным и интересным комментариям детей, они постоянно говорили, что они бегают, прыгают... Анастасия Семенова: Да-да-да, за то, что они вертятся на уроках... Алихан Динаев: Мне кажется, это просто яркое проявление того, что многие проблемы с дисциплиной просто из-за того, что детям не хватает движения на уроке, они слишком много сидят в течение учебного дня. Анастасия Семенова: Алихан, еще очень много сообщений о том, что оценка учителя – это не объективный, а субъективный показатель: есть любимчики, а есть неудобные дети. Как тут быть? Ладно, мы разобрались с оценками хоть как-то за предметы, а вот с поведением, как вы вот в начале сказали, какая градация должна быть? За что кол, а за что пять, да еще и с плюсиком? Алихан Динаев: А я и сам не знаю. Потому что в этом и есть главная проблема подобной инициативы – критерии оценивания поведения субъективны, и, безусловно, любой учитель, который говорит, что у него нет любимчиков, он немножко лукавит. Очевидно, они у каждого из нас есть, и это тоже объективно. Мы часто любим говорить, что учителя тоже люди, а раз мы люди, у нас есть симпатии, антипатии, которые возникают к тем или иным детям, и это абсолютно естественно. Отделаться от этого полностью невозможно. Но, безусловно, можно четко доносить до детей объективные, понятные им критерии оценивания как минимум по предмету. Что делать с поведением – это, наверное, предмет дальнейших обсуждений, в том числе, возможно, эти критерии будут не единые... Мне кажется, один из лучших способов установления дисциплины в классе – это вместе с детьми договориться о правилах. Анастасия Семенова: Играть в игру. Петр Кузнецов: Да, именно. Алихан Динаев: С ними разработать договор, что можно, что нельзя в нашем классе. Анастасия Семенова: И подписать его, главное, и нотариально заверить. Петр Кузнецов: Алихан, спасибо вам большое! Анастасия Семенова: Спасибо большое! Блестяще! Петр Кузнецов: Очень приятно было с вами пообщаться! Я в таких случаях говорю: мне бы такого учителя! Алихан Динаев, учитель обществознания и права, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России» 2018 года, город Грозный. У нас 30 секунд. Сообщения яркие... Анастасия Семенова: Мнения разделились. «Нужно обязательно ставить оценки за поведение, так как есть ученики, мешающие другим учиться. Таких как раз надо обязательно наказывать. Оценка – это мера наказания и поощрения». Мнения очень разные. Мне кажется, все, что касается школы, оценок, – это всегда такая взрывная тема... Петр Кузнецов: Тема очень широкая, ее наши коллеги продолжат. Анастасия Семенова: Продолжат в дневном «ОТРажении». Петр Кузнецов: В дневном «ОТРажении», так что не пропустите. Мы прощаемся до завтра. Анастасия Семенова... Анастасия Семенова: ...Петр Кузнецов. Петр Кузнецов: Оставайтесь на «Общественном телевидении России». С 9 до 11 завтра, а с 8 до 9 Мария Карпова и «Пестрый мир». Пока! Анастасия Семенова: Пока-пока!