Мария Карпова: Егор Москвитин у нас на связи, кинокритик. Егор, здравствуйте! Егор Москвитин: Доброе утро! Мария Карпова: Егор, вы, наверное, частично слышали наш эфир. Какие фильмы вы бы выделили еще и какие бы добавили к этому списку огромному? Егор Москвитин: Мой любимый фильм про Рождество и про Новый год – это «Бедная Саша». Мария Карпова: Да. Егор Москвитин: С Верой Глаголевой. Мария Карпова: Вот. Егор Москвитин: Да, это очень классная история, которая не только соответствует всем канонам святочного рассказа, которому сотни лет, и в соответствии с которым писали и Диккенс, и даже Достоевский, и Лесков. Но это еще и очень классная история про восприятие тяжелого времени глазами ребенка, про 1990-е. Мария Карпова: Да. Егор Москвитин: И абсолютно сказочная, смешная, трогательная, теплая. И самое главное, в ней, как и в любой святочной истории, есть тема воссоединения семьи в конце концов. Так что, по-моему, это лучшее. Мария Карпова: Да. Егор, в связи с этим вопрос. Действительно, я вчера, когда немножко погрузилась в эту тему, с удивлением открыла, что довольно большое количество новогодних фильмов снято в нашей стране именно в 1990-е. Та же «Бедная Саша», потом «Сирота казанская», «Президент и его внучка», «Операция «С Новым годом»». Там еще много. По-моему, «Женщина в окне», или как-то так он называется. Это совпадение? То есть я их запомнила только потому, что это фильмы, которые выпали на детство, или действительно в них было что-то особенное, какой-то особый шарм? Егор Москвитин: Еще можно сюда добавить «Приходи на меня посмотреть» с Васильевой. Мария Карпова: Ну это уже 2000-е, по-моему, да. Егор Москвитин: По-моему, все-таки рубеж. Вот. Мария Карпова: Ну, может быть. Егор Москвитин: И много других картин. Ну, действительно, это связано с тем, что для нас в то время Новый год всегда был надеждой на что-то новое. И временем, когда обязательно есть накрытый стол, есть вся семья, и есть ожидание чуда, есть ожидание обновления. Так что действительно мы это очень любили, и именно поэтому тогда и возникли «Старые песни о главном», как такая очень важная скрепа. И кстати, забавно, что в этом году в прокат выходит новогодний фильм, он называется «Клипмейкеры», выйдет 5 января. И он, по сути, является такими «Старыми песнями о главном», для поколения, которое росло в 1990-е. Мария Карпова: Да. Егор Москвитин: То есть там звучат песни и Титомира, Преснякова и так далее. И главные герои – это режиссеры рекламных клипов 1990-х, списанные, кстати, с реальных людей вроде Бондарчука, Константинопольского и так далее, которые снимают для этих звезд клипы. То есть действительно попытка возвращения в детство, попытка ностальгии. А «ностальгия» переводится, как я недавно узнал, как «незаживающая рана» с греческого языка. Это все то, к чему мы очень любим обращаться именно в новогодние праздники. Мария Карпова: Действительно, в нашем списке от телезрителей лидирует, естественно, советское кино. Это тоже потому, что та вот незаживающая рана где-то у нас осталась? Или все-таки у советского кино есть какая-то своя особая магия? Егор Москвитин: Особая магия, конечно, есть. И, например, та же «Ирония судьбы», которая основана на пьесе, но при этом в пьесе нет всех тех стихов и песен, которые в итоге заставляют нас снова и снова возвращаться к этой истории, потому что в этой поэзии есть все ответы на все вопросы. Так вот, «Ирония судьбы», она соответствует всем законам святочного рассказа. Например, один из таких законов – это транзит из реального мира в сказочный. В нашем случае он происходит в ходе употребления алкоголя в сауне, вроде такой шкаф в другую реальность, как в «Хрониках Нарнии». Вторая особенность всех святочных историй – это то, что на одну ночь стираются социальные границы. Это очень важно. То есть, например, помните, кузнец Вакула оказывается у императрицы Екатерины в гостях и требует черевички. Вот, это тоже очень важно. И в «Иронии судьбы» мы видим столкновение такого неблагополучного человека Лукашина и карьериста, и очень даже представителя среднего класса Ипполита. И у них вдруг появляются равные шансы в борьбе за сердце возлюбленной. И третья особенность – это то, что моральные усилия человека ведут к какому-то счастливому концу. Так вот, в «Иронии судьбы» внезапно ставится столько вопросов, на которые до сих пор нет ответов. Например, правильно ли они поступили? Почему они свое новое счастье начинают с предательства своих прежних возлюбленных? Мария Карпова: Поживем – увидим, Егор. Егор Москвитин: Да, да. Почему в этой истории абсолютно не фигурируют дети? Обычно все почти святочные истории новогодних фильмов, будь то «Один дома» или «Гарри Поттер», они так или иначе про детей. Внезапно это первая, может быть, в истории сказка для взрослых. И в принципе, к ним сегодня можно относиться, как к людям, которые вообще не хотят заводить детей. Хотя, как мы знаем по продолжению, дети у них все-таки появились. Вот. Так что это такая, с одной стороны, абсолютно святочная история, с другой стороны, кино про жизнь, которое до сих пор не дает правильных ответов, как поступили герои, и как поступать нам. Мария Карпова: Если вот совсем прямо коротко, очень мало времени остается, из новых фильмов вот что бы вы назвали таким хорошим новогодним кино? Ну вот «Чебурашка» новый вышел. Может? У него есть шансы? Петр Кузнецов: Он еще не вышел, выходит. Мария Карпова: Да. Егор Москвитин: «Чебурашка» еще не вышел, но он действительно вдруг превратился в очень семейную историю. Гена стал человеком, у каждого из героев есть свои какие-то проблемы, травмы, комплексы, которые нужно разрешить, воссоединившись с близкими. Так что, как семейное кино, это действительно в этом году сработает. Но если говорить прямо о новом хорошем, то пусть будет не совсем фильм этого года, но тем не менее, идеальный новогодний фильм, он называется «Со мною вот что происходит», режиссер Виктор Шамиров. И он как раз наследник вот этой советской лирической традиции. Мария Карпова: Да, отличный фильм, правда, отличный фильм. Петр Кузнецов: Записали, спасибо большое! Пополнили коллекцию. Мария Карпова: Егор Москвитин был с нами на связи, кинокритик. Спасибо большое! С наступающим вас, Егор! Петр Кузнецов: Спасибо! Маша, если все же ты снималась в «Крае», то ты очень талантливая. Мария Карпова: Ну это не я. Петр Кузнецов: Соглашайся. Мария Карпова: Ну хорошо, ладно, я, я. Петр Кузнецов: Молодец! «Неуловимые мстители». «Покажите «Приходите завтра»», Татарстан. «Дорогие Петр и Маруся! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Счастья вам, здоровья! Одна просьба. Не могли бы вы не говорить одновременно?». Три-четыре. Добро пожаловать во второй час! Мария Карпова: А я не знаю, что ты хочешь сказать. Петр Кузнецов: Совсем скоро мы продолжим. Оставайтесь с нами! Через пять минут. Мария Карпова: Да, совсем скоро увидимся. Петр Кузнецов: До встречи!