Анастасия Семенова: Ну вот такой новый вид мошенничества. Будьте внимательны и осторожны! Когда вы вводите свои данные при аренде электросамоката, то они могут быть злоумышленниками. Вам может прийти письмо о том, что вы, например, не оплатили поездку или какой-то штраф. И эти ссылки могут как раз вас привести на фишинговые сайты. Также могут быть созданы поддельные приложения для аренды самоката. Антон Липовский: Казалось бы! Анастасия Семенова: Казалось бы, уже и до самокатов они добрались! Антон Липовский: Да просто доехать из пункта А в пункт Б. А тут... Анастасия Семенова: На самом деле очень сложный момент. То есть, как это проверить? Штрафы за ребенка? Как? Антон Липовский: Это, во-первых, да. Во-вторых, не хочется сеять какую-то панику, чтобы фобии развивались: что нигде теперь нельзя зарегистрироваться, никому нельзя доверять. Онлайн – это вот только мошенничество. Надо провести какую-то тонкую грань. Анастасия Семенова: Да. Ну, в Москве же инициатива, что через Mos.ru мы теперь только можем арендовать самокаты и так далее? Антон Липовский: А в других городах? Вот это большой вопрос. Анастасия Семенова: Да. Вот мы сейчас и разберемся. Денис Балакирев с нами на связи, пресс-секретарь сервиса кикшеринга. Денис, доброе утро! Здравствуйте! Антон Липовский: Приветствуем вас! Денис Балакирев: Здравствуйте! Анастасия Семенова: Вот такая вот печальная новость. Что мошенники уже до электросамокатов добрались. Как себя обезопасить? Антон Липовский: Куда только не добрались. Анастасия Семенова: И какие меры? Денис Балакирев: Да. Если можно, для начала то, о чем вы сейчас и сказали. Не хотелось бы сеять панику. И при этом не хотелось бы, конечно, обесценивать сам вопрос вот сейчас моим комментарием. Безусловно, тема важная. Надо всегда быть внимательным к тем ссылкам, к которым вы переходите, к тем QR-кодам, которые вы сканируете. Но при этом все-таки, вот если говорить о нашем сервисе, мы не сталкивались с такими прецедентами. Здесь просто все достаточно очевидно: для того чтобы поехать на электросамокате, надо запустить приложение того или иного сервиса. И, соответственно, через приложение отсканировать QR-код. И просто приложение не примет любой другой QR-код, любую другую информацию. Просто не отреагирует на информацию от мошенников. Даже если она будет размещена на электросамокате, приложение его просто не заметит. То есть оно настроено только на QR-коды нашего сервиса. Поэтому здесь самый главный совет: просто быть внимательным. Потому что это очевидно, с одной стороны, что надо открыть приложение и через него отсканировать. С другой стороны, теоретически, наверное, кто-то может забыть об этом. Вот не надо забывать об этом. Надо делать все через приложение. То же самое касается любой другой коммуникации и сервиса. Если мы выставляем штраф, например, за нарушение, то он списывается автоматически с банковской карты, которая привязана к аккаунту. И эту информацию вы видите также в приложении. То есть там вам показывают сам факт нарушения, описывается, за что выставляется штраф. То есть вся эта коммуникация происходит тоже через приложение. Никаких ссылок там нет. Никуда переходить не надо. Поэтому просто надо быть внимательными и действовать так, как это предполагает та или иная ситуация. Анастасия Семенова: То есть, я правильно понимаю, никакие СМС-сообщения не могут прийти? Ч что, например, заметили ребенка, он как-то с помощью родительского аккаунта залез. И вот вы должны оплатить 100 тысяч рублей штраф. Это мошенники? Верно? Денис Балакирев: Безусловно. Мы про такие случаи и не слышали, к счастью. Надеюсь, что и не услышим. Вся коммуникация, если мы хотим что-то довести до пользователя, что-то пояснить, у пользователей если есть какие-то вопросы – есть служба поддержки в нашем приложении. Там есть специальный чат, собственно. Там это все и происходит. Там вся эта коммуникация и происходит, осуществляется. Ну, опять-таки со штрафами: мы просто их списываем, когда фиксируем. Потому что это нарушение договора оферты. И здесь все тоже прописано в договоре. Ну, в общем, здесь вопросов, как правило, не возникает. Анастасия Семенова: Денис! Вот вы говорите: с банковской карты списывается. А если на банковской карте, ну, так бывает, не оказалось денег, то как вы действуете дальше? Денис Балакирев: Аккаунт блокируется до того момента, пока не получится списать штраф. Эта процедура тоже достаточно такая стандартная для многих сервисов, не только для кикшеринга. То, что если нет возможности списать штраф (даже, так скажем, за парковку 500 рублей), аккаунт блокируется до того момента, пока этот вопрос не будет решен. Антон Липовский: Да. Ну а по поводу введения данных? У меня всегда был такой вопрос: где та вот красная такая ниточка проходит? Анастасия Семенова: Ниточка. Линия. Антон Липовский: Да. Линии, где ты какие-то данные обязан вроде ввести. Они необходимы. Но иногда вот сейчас требуется зачем-то паспортные данные вводить. Сразу ввести все данные по карте. Где-то есть вот эта вот грань, где ты можешь остановиться, но при этом ты можешь зарегистрироваться? Или нет? Ты должен соответствовать только вот тому, что форма приложения. Анастасия Семенова: Пока все данные не введешь, самокат не получишь. Денис Балакирев: Ну, смотрите. Нет. В случае с кикшерингом мы не собираем никакие персональные данные. То есть необходимо указать контактный способ связи – номер телефона. Необходимо привязать банковскую карту. Но опять же, без указания там каких-то лишних данных. Точно так же, как это происходит опять-таки в любом другом сервисе. Ну и в Москве сейчас необходимо подтвердить свой аккаунт через Mos.ID. Но это тоже стандартная процедура, которая требует от вас просто нажать в приложении на одну кнопку и в Mos.ru на одну кнопку. То есть это прямая связь между двумя сервисами. То есть здесь ничего дополнительного не требуется. Даже когда мы получаем информацию от Mos.ru, речь тоже идет не о персональных данных, а о подтверждении только тех параметров, которые необходимы нам по договору. То же самое касается в других городах: мы проверяем возраст, например, через данные банковских ID. И мы получаем только подтверждение возраста – собственно, то, что нам нужно. А остальную информацию мы не получаем и не храним. И, соответственно, никому не передаем. Анастасия Семенова: И на Mos.ru также не может прийти какой-то штраф? Все в приложении? Ну, еще раз скажем. Потому что тут уже вопросы от телезрителей. Денис Балакирев: Да. Да. Потому что мы выставляем штрафы за нарушение правил сервиса. То есть это происходит только в наших... Нашими мощностями. Потому что непосредственно сервис – наш сервис, любой другой сервис – выставляет штраф. И соответственно, Mos.ru в данном случае выступает только способом подтвердить личность, подтвердить возраст. Анастасия Семенова: Отлично! Антон Липовский: Ну, в общем, как и в деле с банковскими картами и любыми сервисами, надо быть максимально внимательным. Никаких дополнительных запросов быть не может. И никаких данных от вас лишних не потребуют. Спасибо вам большое! Денис Балакирев, пресс-секретарь сервиса кикшеринга, город Москва. Спасибо большое! «При чем здесь прокат? Все проблемы в незащищенности ваших смартфонов», – пишут нам из Краснодарского края. Анастасия Семенова: Мне кажется, это уже отдельная тема. Может быть, мы ее и завтра возьмем. А пока мы движемся дальше.