Петр Кузнецов: Есть объяснение (короткое сообщение зачитаю, и поговорим с экспертом по теме): «Сжигание чучела – это какое-то язычество, идущее с давних времен», – видимо, отвечают на вопрос о том, почему не нравится. Помнишь, телезритель написал... Анастасия Семенова: Да, написал, что Масленица нравится, а чучело... Петр Кузнецов: ...что «мне не нравится, неприятно». И есть еще из Москвы сообщение: «Потому что чучело делают в образе человека, мне, например, неприятно». Анастасия Семенова: Обо всем сейчас поговорим. Если есть вопросы, задавайте. С нами на связи Екатерина Анатольевна Дорохова, старший научный сотрудник Института русской литературы Российской академии наук, член Экспертного совета по нематериальному этнокультурному достоянию Министерства культуры Российской Федерации, кандидат искусствоведения. Екатерина Анатольевна, здравствуйте. С праздником вас, во-первых! Екатерина Дорохова: Здравствуйте! Вас всех с Масленицей! Анастасия Семенова: Спасибо! Екатерина Дорохова: С широкой Масленицей! Петр Кузнецов: С широкой. Екатерина Дорохова: Потому что со вчерашнего дня у нас широкая Масленица, которая особенно праздновалась во всех селах, во всех деревнях, в городах России. Петр Кузнецов: Сейчас об этом поговорим. Екатерина Анатольевна, мы видим даже вот по тем фотографиям, которые нам присылают, мы просим рассказывать о гуляниях, которые будут в городе, которые уже начались, – мы видим, что все новые и новые поколения знают об этом празднике, с удовольствием принимают участие в этих гуляниях. Все это живет, традиции живут, никуда праздник не уходит, как был одним из главных в году, так и остается и опять же передается все новым и новым поколениям. В чем секрет того, что традиция не угасает, как чучело? Екатерина Дорохова: Это, действительно, наверное, самый главный народный праздник истинно русский. Потому что у многих народов есть какие-то праздники проводов зимы, они по-разному называются, иногда очень экзотично: скажем, в Италии есть похороны сардины, в это время их устраивают. Вот провожают, провожают зиму, отсюда проводы, похороны. Но вот именно на Руси, и даже из всех славянских народов больше всего русские праздновали Масленицу. И мы видим сейчас, как эти традиции развиваются, и вот к таким очень старым, еще дохристианским крестьянским традициям прибавляются городские, которым тоже уже больше двух веков. Это ярмарки, вот это лазание по столбам, перетягивание каната, все эти силовые состязания – это тоже уже добрая традиция, и в городе она тоже прекрасно приживается. Но я хочу сказать, что не все действия, которые вот совершаются на Масленицу, у нас как-то вот широко известны, и мне в связи с этим хотелось бы рассказать об очень актуальной стороне Масленицы, актуальной сейчас у нас, если мы вспомним последние какие-то вот наши новости политические: Масленица – это еще и праздник молодоженов. Это праздник, когда завершался год (когда-то именно после Масленицы начинался новый год, это была граница старого и нового года) чествованием молодоженов. Именно молодоженов, тех, кто поженился в предыдущем году, катали на особо разукрашенных лошадях, на самых больших, самых красивых санях с высоких снежных гор. Их валяли в снегу, потому что считалось, что таким образом земле придается плодородие и плоды тоже будут, у них будет много детей, дети будут здоровые и сильные. Ну а те, кто вот не послушался таких советов, не понял своего предназначения, тех как-то, так сказать, наказывали. Скажем, существовал такой обычай, он был очень распространен в Смоленской, Брянской областях, – привешивание колодки, т. е. брали бревно, прямо привязывали его к ноге или к руке неженившегося парня... То есть если парень достиг уже брачного возраста и мог бы уже завести свою семью, но как-то вот не очень активно себя в этом проявляет, ему привязывали колодку, и ему приходилось откупаться. А поскольку этих людей, желающих привязать колодку, было много, то этот выкуп был иногда для него достаточно таким существенным. Интересно, что во многих случаях колодку могли привесить и девушке, если она отказала сватам; такой обычай хорошо был известен на Кубани. Сейчас вот очень многое у нас возрождается из старых каких-то вот таких действий обрядовых, и я думаю, что это вот тоже, так сказать, заслуживает внимания, тут есть о чем подумать, особенно сейчас, в Год семьи, мы можем как-то вот тоже простимулировать создание новых молодых семей. Анастасия Семенова: Ну вот вопрос у всех: вот все любят Масленицу, блины, но всех смущает сжигание чучела. Екатерина Дорохова: Чучело. Анастасия Семенова: Конечно. Откуда это пошло и почему? Екатерина Дорохова: Я хочу сказать, что вообще этот праздник, он меняется, он развивается. Еще, скажем, лет 150 назад чучело очень во многих местах вообще даже не сжигали. Как раз территории, где сжигалось чучело, они были очень маленькие, можно сказать, точечные. Просто это такое яркое действие, это огонь... Знаете, как говорят, что огонь – это такая стихия, на которую никогда не устанешь смотреть, как и на воду. Огонь – это ярко. Чаще гораздо сжигали просто старые вещи, мусор, какую-то солому, привязанную к столбу. Это можно даже сейчас еще увидеть во многих деревнях Псковской области. То есть совершенно не обязательно делать фигуру в виде такой нарядной румяной девушки. Даже очень многие дети пугаются; я сама видела ребенка, который говорил: «Мама, ну почему эту красивую тетеньку сжигают?» – и как-то ребенка было ужасно жалко. Потому что это символ уходящего чего-то, старого, ветхого. Если уж мы решили что-то такое … ненужное, старые вещи, которые уже совсем не годятся... Анастасия Семенова: То есть, Екатерина Анатольевна, простите, что вас перебиваю, – т. е. для чучела нужно какие-то вещи старые подобрать? Екатерина Дорохова: Только старые, только старые, и совершенно не обязательно это фигура человека. Анастасия Семенова: А-а-а... Вот все же пишут, что не нравится, что в образе человека, – это все выдумки, придумки? Петр Кузнецов: Даже гора мусора, Екатерина Анатольевна вспомнила, у нас первая тема была про уборку как раз. Екатерина Дорохова: Можно просто костер сделать из старых каких-то вещей, из прохудившейся обуви, из каких-то старых тряпок, если уж хочется что-то сжечь. Петр Кузнецов: Вот и выход. Екатерина Дорохова: Но можно и не сжигать, можно и без этого прекрасно обойтись. Петр Кузнецов: И так состоится. Спасибо! Анастасия Семенова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Или у тебя вопрос? Анастасия Семенова: Нет, у нас еще блинчики. Петр Кузнецов: Да. Екатерина Анатольевна, спасибо вам большое! Спасибо, что многое пояснили! Анастасия Семенова: Еще раз с праздником! Петр Кузнецов: Особенно, да, потому что по чучелу действительно очень много вопросов было именно от наших телезрителей. Екатерина Дорохова с нами на связи была.