Петр Кузнецов: Екатерина Тулянкина к нам сама не подойдет, мы к ней, к ней. Эксперт аналитического агентства и маркетолог. Екатерина, здравствуйте. Екатерина Тулянкина: Доброе утро. Петр Кузнецов: Поговорим об особенностях дарения в этом году. Давайте все-таки вспомним наш опрос, рейтинг, результаты опроса, от которых мы оттолкнулись в самом начале этой темы: о том, что все-таки многие по-прежнему предпочитают и дарить, и получать деньги. Что это – отсутствие фантазии? Я даже не знаю, что еще туда… Мария Карпова: Ну, мне кажется, это отсутствие фантазии. Может быть мы просто этого не понимаем, может быть это хороший подарок. Петр Кузнецов: Лень еще можно, лень. Ну просто неохота ходить по супермаркетам. Мария Карпова: Отсутствие свободного времени. Петр Кузнецов: Ну представляете, по супермаркетам целый квест в такие дни ходить. Просто деньги и все. Снял в банкомате, и делов. Екатерина Тулянкина: Скорее, это потребность, которая взрастает у потребителей. Все-таки лучше получить деньги и купить что-то себе важное и нужное. И точно так же поэтому мы дарим деньги, потому что знаем, что человек хочет что-то себе конкретное приобрести. Вероятно, у нас нет этой суммы, чтоб ему это подарить, и мы дарим по чуть-чуть. То есть это возрастающая необходимость людей копить на какие-то свои нужные вещи. Но надо сказать, что мы регулярно делаем исследования (мы – в смысле маркетологи) – каждый год. Каждый год – большое исследование по тому, как прошел новогодний сэйл, и каждый год 60% людей недовольны тем, что они получили. Поэтому отсюда и формируется, что все-таки лучше было бы деньгами. К сожалению, деньги мы не можем подарить всем, мы можем подарить, наверно, кому-то близкому, а вот всем возможным знакомым, бывшим школьным друзьям и все такое нам приходится дарить какую-то мелочевку. Как правило она ненужная, но выходит в хороший чек. Мария Карпова: Но как сделать так, чтобы все-таки эта мелочевка была ну хоть немножко нужная, хоть немножко, но в точку, чтобы мы вот эти вот деньги просто так не потратили зря буквально? Екатерина Тулянкина: Ну мы по любому будем тратить зря, потому что есть такое понятие, как импульсивная покупка. И прежде всего это делаем мы, обычно женщины, потому что мы более эмоциональны и менее рациональны. Как сделать так, чтобы все-таки подарок был более подходящий? Скорее всего спросить, а что бы вы хотели получить от нас на новый год? Например, если вы хотите там друзьям: друзья, давайте расскажем друг другу, что бы мы хотели с вами получить. Или кто-то на что-то собирает, то есть составить такой вишлист, то есть что становится популярным. Люди собирают небольшой список того, что бы они хотели получить. И понятно, что хотели бы получить что-то супер-дорогое, но для своих там знакомых, друзей они пишут какие-то приятные мелочи. Кому-то не хватает тапочек, кто-то хочет новый, я не знаю, блокнотик. Такой вишлист, обмен такими списками он приведет к тому, что все будут очень довольны. По крайней мере можно направить человека на то, чего мне бы хотелось. Это, наверное, единственный способ. Петр Кузнецов: Скажите, особенности по запросам в этом году? Что-то можно сказать? Они есть, что это? Куда сместился акцент? Екатерина Тулянкина: Ну у всех эмоциональное напряжение весь этот год по понятным причинам, и всем хочется праздника, всем хочется какой-то милоты. Поэтому все очень стремятся украшать: украшать свое жилище, там, не знаю, покупать новые елочные игрушки и так далее. И в том числе хотят это получить. То есть это какая-то милота, в этом году будет прекрасно. Все миленькое, создающее атмосферу праздника, максимально нацеленное на приятную эмоцию и так далее. Петр Кузнецов: Ой, какие миленькие деньги мне подарили! Мария Карпова: Что касается тех же самых денег, сумма, которую мы готовы выложить за подарок? Например, если это коллектив рабочий, стоит ли определиться примерно сумму, на которую мы друг другу дарим подарки, если вообще их дарим? Петр Кузнецов: Даже вот мы сейчас говорили, вроде бы деньги – беспроигрышный вариант. Я знаю людей, которые разочаровывались, потому что они ожидали увидеть совсем другую сумму. Мария Карпова: Да, безусловно, стоит определиться. Это рационально. То есть мы можем все договориться о том, что давайте мы будем делать небольшой подарок в сумме, например, от тысячи до трех. В корпоративных ситуациях хорошо заходит «тайный Санта». То есть мы с вами договорились все, что каждый останется с подарком, и мы сделаем это тайно. То есть не будет обид, и при этом мы договоримся, что вот каждый скажет маленькое пожелание, может быть там кинет записочку, и мы договоримся о какой-то сумме, допустим от тысячи до трех. Собственно, на самом деле, если говорить про статистику, то здесь очень сильно зависит от региона. Понятно, сумма зависит от региона. В селе здорово получить там 300 рублей, и все будут довольны. А в Москве ну на 300 рублей там мало, что можем сделать. Мария Карпова: Что дарить точно не стоит? Екатерина Тулянкина: Хороший вопрос. Не знаю, честно говоря. Мария Карпова: Глиняные фигурки. Правда же? Петр Кузнецов: Глиняная фигурка у нас сегодня. Нет, просто мы сегодня в первом часе говорил о ЗОЖ и о мифах, которые появляются, которые развенчиваются. Вот может быть со временем что-то с дарением тоже произошло. Теперь не стоит дарить то-то, то-то. И наоборот: раньше казалось, что это не стоит дарить, теперь, наоборот, это почти в моде. Мария Карпова: Вполне неплохой подарок. Екатерина Тулянкина: Ну сколько-то лет назад казалось, что деньги не стоит дарить. Вот это, наверно, основное. Теперь это то, к чему все стремятся. Петр Кузнецов: Очень коротко, Екатерина, по итогам вашего выступления есть 2 сообщения, ну я бы сказал несогласных, что ли. Давайте прокомментируем. Смоленская область: «Это будет неинтересно, если ты скажешь заранее, что тебе купить». Ну я так понял, телезритель считал, что вы рекомендуете все-таки узнать, чтобы не промазать с подарком. Екатерина Тулянкина: Это будет рационально. Потому что показывает опять же статистика, если мы вернемся к статистике. Люди копят весь год, и из этих накоплений (это порядка там 70% россиян), из этих накоплений годовых тратят порядка 80% на новый год, на подарки. Плюс мы видим, что к новому году обостряется ситуация с предложениями кредитных карт. То есть нам все стараются дать дополнительные деньги. Мы тратим больше, чем даже мы имеем. Поэтому давайте будем рациональными, поверим в ощущение праздника какой-то мелочью. И желательно спросить, какую бы вещь тебе хотелось. Но будем все-таки рациональны. Мария Карпова: Спасибо. Петр Кузнецов: Вот, отличный совет от нашего эксперта напоследок. Спасибо. Екатерина Тулянкина: Спасибо вам. С наступающим. Петр Кузнецов: Екатерина Тулянкина, эксперт аналитического агентства, маркетолог. Вас тоже с наступающим. Дорогие друзья, 19 декабря, еще все успеем. Мария Карпова: «Знаете, что будете дарить на новый год», – мы вас спрашивали весь час. Да, уже с подарками определились – 46%, пока еще не определились 54. Петр Кузнецов: Ну вперед. После нашего эфира сразу можно. Мария Карпова: Столько советов вам надавали сегодня. Петр Кузнецов: А потом возвращайтесь, мы совсем скоро в эфире – завтра. До встречи. Мария Карпова споет вам завтра. Мария Карпова: Петр Кузнецов. Петр Кузнецов: До свидания.