Петр Кузнецов: Екатерина, здравствуйте. Екатерина Тулянкина: Доброе утро. Петр Кузнецов: Давайте начнем с главного. Общий вопрос по рассрочке – все ли так с ней просто на сегодняшний день? Современная рассрочка – увидел, все посчитал, что не переплачиваешь в сумме. Там же калькулятор предоставляется, в онлайн-магазинах? Оформил, выплатил, карточку прикрутил– все за тебя списывается, чтобы не было просрочек. Екатерина Тулянкина: Да, ну с точки зрения удобства, конечно, все удобно, но если бы все было так просто, то никто бы, наверно, рассрочку нам не предлагал. То есть рассрочка, конечно, на мой взгляд, как на взгляд маркетолога, – это прежде всего маркетинговый ход. Почему это маркетинговый ход, потому что в маркетинге самый главный показатель – это количество шагов потребителя до момента покупки. Чем меньше этих шагов, чем проще эти шаги, тем больше шанс, что потребитель, собственно, эту покупку совершит. И один из таких факторов, который влияет на покупку – это отсутствие нужной суммы в кошельке. И здесь, конечно, придумали рассрочку, что вот, если даже у вас нет готовой суммы, которую вы можете выделить, мы сейчас вам эти условия предоставим, как говорится, не отходя от кассы. Собственно… Петр Кузнецов: Без договора, простите, Катерина, еще и без договора, и без даже паспорта. Екатерина Тулянкина: Ну чаще всего все-таки с паспортом. Это такой миф, что можно много чего купить в рассрочку без паспорта. Мария Карпова: Екатерина, ну пока звучит неплохо. Ну то есть вы так это рассказали, что я уже готова что-то купить. Прекрасно, нет нужной суммы, здорово. Петр Кузнецов: Здесь и сейчас, да. Мария Карпова: В чем подвох? Екатерина Тулянкина: Да, ну на девушек это больше всего влияет и все остальное. Это импульсивная покупка. То есть мы могли бы подумать, прийти посоветоваться, посмотреть, проанализировать цены, посмотреть разные предложения, или, например, пойти в банк брать кредит, прочитать кредитный договор, нам станет страшно, и мы вроде как откажемся от этой покупки. Вот, а здесь влияние на нас, вот как раз на этот импульс, что пожалуйста, вот покупай. То есть с точки зрения маркетингового инструмента это действительно хороший инструмент. И если мы там общаемся с компаниями, то компании говорят – да, это нам увеличило выручку, это нам увеличило средний чек. То есть люди приходят в магазин и могут купить больше, чем они купили бы без этой возможности. Но для потребителя это, как и любой кредитный продукт, является кредитным продуктом. Жить в долг? Моя рекомендация, поддерживаю здесь Петра… Петр Кузнецов: Вот, кстати, и многих наших телезрителей. А скажите, банк в этом диалоге вот «магазин-покупатель» он какую роль играет, если мы о рассрочке именно говорим? Екатерина Тулянкина: Ну если говорить про финансовые взаимоотношения, то, конечно, деньги вы можете фактически взять только в банке. Любой маркет-плейс или интернет-магазин, если уходить от этого слова, не может вам оказывать… то есть он не является некой кредитной организацией, то есть он даже маленький кредит не может вам выделить. То есть есть действительно случаи, когда небольшие товары продаются в рассрочку от продавца. Но это редкие случаи, то есть когда без участия именно банка. Банк является третьей стороной. И фактически что он делает – он дает возможность самому магазину не иметь вот этой отсрочки платежа, то есть получать деньги за товар сразу. Для банка какая выгода? Ну безусловно, это получение нового клиента, а за клиента сейчас борются и платят. Это во-первых. Во-вторых, если говорить про выгоду, то, конечно, выгода заложена. Она или заложена в стоимость, или заложена в необходимость сбыта определенной категории товаров, или заложена в дополнительные платежи. То есть как минимум из разряда гарантия, страховка. Почему, потому что в рассрочку когда вы покупаете товары, пока вы не выплатите эту рассрочку, товар вам юридически не принадлежит. То есть вы фактически берете в залог эти деньги, в залог на этот товар и товар на эти деньги. Соответственно, если вы вдруг не можете выплачивать, то с вам могут потребовать возврата этого товара. И если говорить про товар ненадлежащего качества, то здесь тоже возникают сложности. Фактически деньги вы должны выплатить банку, а товар если вам не нравится, вы возвращаете в магазин. И часто возникают такие ситуации, когда вы несете товар в магазин, вам действительно проверяют, например, с браком был товар. Вам или меняют его, или вы, например, захотите отказаться (вы имеете право отказаться), то товар вы возвращаете, вам магазин возвращает деньги, а банку вы все еще должны. Бывают ситуации, что с одной стороны это хорошо. Какой-то потребитель скажет – вот, у меня получились свободные деньги, но от кредитных обязательств вы никуда не делись, вам нужно это выплачивать. Мария Карпова: Екатерина, вы сказали, что для потребителя главная проблема в этом – то, что это импульсивная покупка. Но наши телезрители в основном пишут про то, что все равно где-то при рассрочке мы переплатим в чем-то. Вот в чем мы можем переплатить? Екатерина Тулянкина: Ну, во-первых, я говорю, что не бывает выгодных предложений при рассрочке. То есть, например, какая-нибудь супер-акция, в которые все мы очень верим, но действительно раз из тысячи раз действительно может быть супер-акция. Понятно, что никто не будет делать себе в минус, но тем не менее есть действительно потребители, которые ищут акции, анализируют, делают это очень дотошно и очень правильно это делают, и находят действительно какие-то выгодные вещи, выгодную стоимость или выгодный момент для покупки. Вот в случае с рассрочкой скорее всего этой выгоды не будет. Это первый момент. Второй момент: добавят обязательно гарантию или страховку. То есть скажут так, что, например мы должны быть уверены, что вот с товаром будет все хорошо. Поэтому вот гарантийные обязательства, вы должны подписать гарантию. Гарантия стоит там, не знаю, тысячу рублей. Казалось бы, мелочь, казалось бы, это не увеличивает стоимость самого товара, потому что товар остается стоить столько же, сколько он стоил, но фактически вы переплачиваете. Или страховка, например, то же самое вам вписывают. И кредитная история… Петр Кузнецов: Да, про кредитную историю мы еще успеем. Ну и скорее всего мы этот момент с телезрителями зафиксировали. Стоимость товара, который предлагают в рассрочку, скорее всего завышена по сравнению с ценами на такую же продукцию, аналогичную, в других магазинах. Екатерина Тулянкина: Да, и очень часто бывает, что магазины предлагают в рассрочку те товары, которые нужно сбыть в этот момент. То есть это, например, старая модель, или слишком много на складе, или там вот какая-то непонятная история с этим товаром. Петр Кузнецов: И снова мы возвращаемся к импульсивной покупке. И по поводу загруженности кредитной истории – насколько оформление рассрочки влияет на это, и утяжеляет? Екатерина Тулянкина: Во-первых, вам не дадут рассрочку на более или менее адекватную сумму, если у вас плохая кредитная история или если у вас много кредитов. То есть фактически вас проверяют точно так же запросом в бюро кредитной истории. И после того, как вы выплачиваете или даже там в момент, когда у вас есть эта рассрочка, в бюро кредитной истории в самой вашей кредитной истории эта рассрочка выглядит как кредит. Петр Кузнецов: А-а-а, и вот здесь-то она все-таки, вот здесь-то они сравнялись, понятно, на каком поле. Спасибо. Мария Карпова: Спасибо. Петр Кузнецов: Екатерина Тулянкина много объяснила нам, маркетолог и наша эксперт. У нас буквально 50 секунд остается. Давайте подведем итоги нашего опроса. Весь час практически мы вас спрашивали: «Все-таки рассрочка – это выгодно?». Естественно, у вас собственный опыт есть, наверно. Мария Карпова: Не доверяют наши зрители все равно. Петр Кузнецов: Да – 29%, нет – 71%. В завершение какое-нибудь сообщение? Такое показательное хочется. Мария Карпова: «Кандалы, это все кандалы». Вот как тебе? Что-то даже из Островского такое. Петр Кузнецов: Ну получается, что да. Мария Карпова: Белгородская область. Петр Кузнецов: Ну да. Это сообщение, которое подтверждают те, кто проголосовал против. Мария Карпова: Норковую шубу в 2022 году купили в рассрочку. Петр Кузнецов: Ну и все. Не пользуемся значит, живем по средствам, все как есть, не втягиваемся в это самое дело, я согласен с телезрителями. Наш эксперт тоже в нашей команде. Мария Карпова. Мария Карпова: Петр Кузнецов. Петр Кузнецов: До завтра, оставайтесь на ОТР. Мария Карпова: Пока-пока.